Некоторое время назад мы обсуждали интересную статью — Жизнь в «стиральной машине»
И вот сегодня я прочитал о том, что в ближайшее время в Токио начнется масштабный демонтаж самого известного в мире архитектурного памятника метаболизма – капсульной башни «Накагин». 13-этажная высотка, построенная в 1972 году, хотя и считалась все это время зданием-будущего все же изжила себя и совсем обветшала. Как не протестовала мировая общественность, пытаясь сохранить символ послевоенного культурного возрождения Японии и ее технологических амбиций, но сноса – не избежать.
К сожалению, в этом мире ничто не вечно и архитектурные сооружения, которым всего лишь 50 лет, могут оказаться в аварийном состоянии и стать опасными для окружающих людей. Такая неприятная ситуация произошла и со всемирно известной капсульной башней «Накагин» (Nakagin Capsule Tower), построенной в 1972 году в Токио. Футуристическому строению грозит полный демонтаж, поскольку оно больше не пригодно к эксплуатации, а заниматься реновацией новый владелец не желает.
В свое время ее появление стало чем-то новым и неизведанным, приравненным к зданию-будущего, по крайней мере, так его позиционировали архитекторы, «заразившиеся» идеями движения метаболизм, появившегося в послевоенные годы. У истоков самого движения и автором идеи капсульного проектирования стоял архитектор Кишо Курокава (Kisho Kurokawa), который увидел перспективу именно в такой форме строительства, предназначенного для постоянной эксплуатации зданий и даже для проживания (правда, одиноких людей).
Напомним: Капсульная жилая 13-этажная высотка под названием Nakagin Capsule Tower состоит из 144 жилых блоков-капсул, закрепленных на двух бетонных основаниях и установленных в центральное ядро. Такая конструкция здания позволяла собирать блоки прямо на заводе и доставлять в готовом виде для установки на фундамент, без дополнительной доработки, кроме как подключения к центральным инженерным коммуникациям. Эти капсулы-комнаты можно было устанавливать на свое усмотрение, лишь бы все соответствовало нормам безопасности, что в свою очередь давало возможность переноса одного или части блоков в любое другое место или их замены в случай эксплуатационного износа.
Если говорить о самой капсуле, предназначенной для проживания одного человек, ведь площадь ее не превышала 10 кв. м, то в ней был предусмотрен минимум удобств. Компактное жилье разрабатывалось с учетом потребностей одного жильца, которому нужна была крыша над головой, чтобы было где переночевать после трудового дня, во время командировки или путешествия, покушать, помыться и оставить свои вещи. Поэтому было решено, что кровати, встроенного кухонного уголка со шкафом, мини-холодильником и плитой, кондиционера, многофункционального стола-трансформера, телевизора и крошечной ванной комнаты должно хватить для счастья. К этому минимализму прилагалось еще и окно в виде иллюминатора диаметром 1,3 м, поскольку нормы естественного освещения никто и ни в какой стране мира не отменял.
Справедливости ради хотелось бы отметить, что разработчик проекта предусматривал полную реконструкцию капсул каждых 25 лет, но этого ни разу так и не произошло. С учетом того, что предполагалось строительство эконом-варианта, материалы использовались не те, что могут простоять веками. По этой причине требовалась полная реконструкция по истечении эксплуатационного срока, чтобы строение могло функционировать в безопасном режиме.
К началу XXI века высотка морально устарела и начала активно ветшать, что и заставило когда-то счастливых жильцов/арендаторов, изрядно пресытившихся теснотой, покинуть свои микро-квартиры. Вначале поменялся владелец здания, девелоперская компания начала разрабатывать проект демонтажа и строительство современного многоэтажного дома, но кризис 2008 г. помешал этим планам. С тех пор жильцов в высотке не осталось, капсулы сдаются в аренду под микро-офисы и как складские помещения. И это в центре Токио, где каждый клочок земли на вес золота!
Угроза сноса так не была снята с повестки дня, как ни старались активисты, пытающиеся сохранить футуристическое наследие основоположников метаболизма (вплоть до обращения в ЮНЕСКО для признания его охраняемым объектом Всемирного наследия). «Япония не имеет законодательных норм, предусматривающих сохранность такого рода архитектурной культуры, — сообщил один из активистов Тцуюки Маэда. — Очень жаль, что один из самых оригинальных образцов современного архитектурного наследия страны будет потерян навсегда».
Как стало известно редакции Novate.ru, последние два года в Японии активно обсуждалась судьба «шаткого состояния сооружения и его несовместимости с текущими сейсмическими стандартами». Но ничего вразумительного, кроме как демонтаж, придумать так и не смогли, поскольку на грандиозную реконструкцию нет средств. Да и нет смысла восстанавливать блоки, при создании которых использовался асбест, запрещенный в последние годы строительный материал.
Как сообщают некоторые источники, тем, кого не испугает ветхое состояние капсул и небезопасные примеси в стройматериалах будет разрешено выкупить капсулы для своих личных нужд. При этом некоторые музеи самой Японии и за рубежом, включая Центр Помпиду в Париже, пожелали пополнить свои запасы таким эксцентрическим экспонатом, чтобы хоть как-то сохранить неординарное наследие Кишо Курокавы.
Ну а пока в СМИ мелькают сообщения, что 12 апреля этого года начнется демонтаж капсульной башни «Накагин».