Основанный новгородским князем Киев сегодня не принято считать русским. Однако на протяжении многих столетий ситуация была преимущественно такой. В городе проживали яркие представители русской интеллигенции. Здесь традиционно превалировала православная вера, а шедевры архитектуры были представлены православными церквями и храмами.
Вехи «матери городов русских» ярко описаны в булгаковской «Белой гвардии», где дореволюционная киевская элита с трудом понимала пришлых украиноязычных петлюровцев.
Почему Русь стала Киевской
Когда на исторической карте славянского мира появилась Русь, ею правил старший по роду князь. Спустя долгие десятилетия междоусобных войн, после разорения Руси ордами монголов и литовских войск историки прибегли к понятной терминологии, разграничивая исторические периоды государства. Так, период становления Руси со столицей в Новгороде назывался Новгородская Русь, со столицей в Киеве – Киевская Русь, во Владимире – Владимирская Русь.
Вопреки воззваниям некоторых современных украинских ученых, не существует ни единой археологической находки Киева, доказывающей существование украинского языка или же национальной самоидентичности сегодняшних украинцев. Древний Киев свидетельствует об обратном. В одном из первых сохранившихся документов Руси, заключённом в 944 году князем Игорем и византийским императором Лакапином, присутствуют исключительно «Русь», «страна русская», «русин» и «великий князь русский». Событие 988 года, когда князь Владимир крестил киевское население, вошло в древние летописи, как «Крещение Руси». И даже когда сын Владимир Ярослав I создавал в Киеве законодательный кодекс, название документа звучало не иначе, как «Русская правда».
Суть в том, что в разные периоды в русском государстве существовали несколько официальных столиц, в ряду которых Киев не являлся ни первой, ни даже второй. Никто не поспорит с тем, что сегодняшний украинский город какое-то время был официальным центром Руси. Там находились великокняжеский трон, казна, княжеская канцелярия и остальные госорганы, включая высшие церковные. Часто встречаются исторические разнотолки термина «Мать городов русских», что, по сути, представляет собой лишь древнерусский перифраз для обозначения Киева. Если обратиться к оригинальному фрагменту «Повести временных лет», то Олег вещал так: «Да будет это мать городам русским». Другими словами, князь в сопровождении войска пожаловал в город, назначив его очередной столицей Руси. Первой зафиксированной «русской матерью» считается Ладога, куда пришел править Рюрик. Спустя пару лет он переместил Центр в Новгород, где на протяжении 18 лет стояла столица русского государства. А уже в 882-м его преемник Олег пришел на земли сегодняшнего Киева.
Выкуп Киева русскими у Речи Посполитой
Исходя из условий Андрусовского перемирия от 1667 года по результатам активного противостояния русско-польской войны, поляки официально уступали русским левый берег Днепра. Такой территориальный раздел установился после «Руины» и раскола Гетманщины. Киев, который находился на правом берегу, стал исключением в виду того, что там стоял русский гарнизон. Так город с прилегающей территорией по рекам Ирпень и Стугна по условиям перемирия оставался за Россией на 2 года, после чего подлежал переходу к Речи Посполитой. Но терять древнерусскую столицу Москва не планировала.
Когда с очередной польско-турецкой войной стартовали переговоры о «Вечном мире», шляхтичам прямо заявилось, что Киев «не уступят без крови». В виде компенсации предлагались деньги. В тот период польская сторона остро нуждалась в финансах, не имея и силовой возможности отобрать город. Начались торги на предмет суммы, за которую Речь Посполитая официально отказалась бы от Киева. Изначально пожаловавшие в Москву польские послы назвали сумму в 800 тысяч рублей (4 млн злотых), на что русские предложили 30 тысяч рублей. После месяцев протоколируемых консультаций сошлись на 146 тысячах. Так Киев официально признали российским за 10 % годового русского бюджета. Покупка Киева русскими включена в «Вечный мир» от 1686-го. 7 тонн серебра в загруженных до предела телегах полякам перевозились в три приёма целый год.
Дореволюционный русский Киев
В самом начале 20 века в Киеве работал Клуб русских националистов, представленный видными представителями русской интеллигенции и киевского духовенства. Всех этих людей объединяло стремление хранить русскую национальную идею, близкую Киеву в последние века. Организация приводила в жизнь идеи культурно-политического развития России исключительно мирным путем, занимаясь нуждами и потребностями населения. Параллельно киевская интеллигенция боролась с польским давлением, разобщающим русский народ. В 1909 году в Клубе состояли 326 коренных киевлян, а к 1913-му — уже 738. При обществе функционировала читальня, где пользовались популярностью газеты «Русское знамя», «Киевлянин», «Россия». В 1911 году Председатель Клуба Анатолий Савенко приветствовал в составе депутации Николая II. В том же году деятельность Клуба поддержал Столыпин, заявив, что готов всячески поддерживать «соль Киева».
Особое внимание в Клубе уделялось украинскому вопросу. Деятельность поддерживаемых иностранцами «сознательных украинцев» все более явно работала на раскол в российском государстве. По этнографическим представлениям того периода народ делился на великороссов, белорусов и малороссов. Клуб вел серьезную просветительскую работу по искоренению еврейских погромов. В Первую мировую члены Клуба занимались благотворительной поддержкой Русской армии.
Октябрьская Революция остановила активную деятельность Клуба. Подогреваемые третьей силой украинские националисты воспользовались неудачами Русской армии и провозгласили в 1917-м сначала Украинскую Народную Республику, а в 1918-м суверенную Украину. С того момента в Киеве и появились украиноязычные театры, библиотеки, общества.