В «Редакции» Алексея Пивоварова вышел новый проплаченный фильм – в этот раз о бедах российских политических акционистов. Кто это, спросите Вы? По мнению авторов фильма, этакие свободные художники и вольные философы, для которых наш мир – это всего лишь «холст». На котором им, «акционистам», мальчикам и девочкам из, как правило, «очень хороших семей» и с около-философским образованием, надо жирно и ярко, лучше всего с помощью скандальных публичных акций, «рисовать».
Какие «картины» у них получаются?
Например, собственные гениталии, прибитые к брусчатке Красной площади одним из «художников». Флаги ЛБГТ, развешанные однажды вместо государственных знамён на главном здании ФСБ на Лубянке другими «живописцами». Девушка-«художница», мечущаяся по улицам столицы с привязанной к спине койкой с железной сеткой – так она видит образ всех сиротских бед. Имитация самоубийства в центре Москвы – как новый «чёрный квадрат», бессмысленный и беспощадный – и к себе, и к окружающим людям.
При этом довольно глупо оценивать повороты судьбы акционистов с точки зрения сострадания и понимания. Это их выбор – никакого христианства, никакого общественного сочувствия – только холодный зов всеобъемлющего пост-модернистского и пост-постмодернистского творчества. В котором – совершенно объективно – и оскорбление людей и святынь, и ответственность за эти поступки – всего лишь вполне логичное развитие «сюжета», новые картины «политического акционизма». И даже те безумные 7 лет лишения свободы, которые прокурор сейчас требует для акциониста Павла Крисевича – за имитацию публичного самоубийства в центре Москвы – это всего лишь продолжение их «живописи».
Да, это «творчество» уже растоптало их жизни. По крайней мере, «растоптало» в привычном нам, простым людям, понимании. Но разве могло быть по-другому?!
На это ведь и обрекли молодых людей их учители. Те самые люди, что захватили в 90-е годы базовые философские, мировоззренческие институты страны. Те самые «граждане учёные», из Института философии РАН, из целого ряда других идеологических «институтов» и фондов, что именно так и трактуют эволюцию этики и эстетики в современном мире – как торжество безграничной толерантности. Гарантированно разрушающей всё вокруг. В том числе и жизни тех, кто пытается внедрить все эти псевдо-ницшеанские идеи всех этих «сверхчеловеков» и тотального «нигилизма» в российскую действительность.
Собственно, именно идейно-философская «пустыня», порождённая вождями российской псевдо-философии, четвёртое уже десятилетие имитирующими настоящий и всегда тяжёлый философский труд, и родила на самом деле анти-общественный и нигилистический протест юных акционистов. Ведь русским детям всегда нужен воздух, простор, действие, а не пыльная и тусклая пустота. Русская молодёжь всегда, в каждом поколении, атакует границы «старого мира», созидая свой, «новый». Но впервые в истории молодёжи не из чего его строить. Нет идей и рабочих концепций, «стройматериалов» для «нового мира» – уже скоро полвека работы вхолостую главных интеллектуальных центров страны, того же ИФ РАН, полвека имитации русской мысли, лишили их надежды.
Прав, прав Виталий Бородин в своей реплике по поводу фильма и движения «акционистов», в целом. Долгое «холостое» безделье русской философии и как бы «философов» могли вызвать в молодёжи только аналогичный идейный выстрел, «холостой» и безнадёжный – им и стал, в общем-то, акционизм. Который, по словам Виталия, оказался чем-то вроде того самого мешка картошки, что «соблазнял» вместо реальной женщины орк из пелевинского «Снаффа».
Именно отсутствие целостной и непротиворечивой системы русской рефлексии и саморефлексии, русского философского ответа на сложные вызовы времени, вызывает к жизни подобное безумие – с прибитыми к асфальту собственными яйцами.