Если у белоруса спросить, какой белорусский народный музыкальный инструмент он знает, в ответ можно услышать: «Дуда или цимбалы». Украинец назовёт бандуру или трембиту. В Шотландии это волынка, а в Японии — сямисэн. В России же практически каждый вспомнит балалайку. За границей это достаточно распространённый факт, ведь в стереотипном мышлении иностранцев прочно обосновался образ русского с балалайкой в шапке-ушанке. Действительно, балалайка — это символ России, дошедший до нас из старины. Всего лишь три струны, а в скольких сердцах они находят отклик! Звучание инструмента поистине народное, ведь в нём как бы слышится широкая русская душа — то весёлая и неугомонная, то грустная и беспокойная.
Но действительно ли родиной балалайки является Россия?
В чём отличие балалайки от других народных музыкальных инструментов
Отличительная особенность балалайки – это её акустические, исполнительские и художественные характеристики. Её звучание негромкое, мелодичное и при этом звонкое. Камерный тембр инструмента наполняет благоговением льющуюся из неё мелодию. Звук балалайки исходит от туго натянутых гибких струн. Зажимая нити на ладах, балалаечник может добиться нужной высоты звука. Основное звукоизвлечение осуществляется путём ударов и защипывания струн.
Балалайка — трёхструнный инструмент, но настроена она по-особенному. Две нижние струны издают ноту «ми» первой октавы, в то время как верхняя настроена на кварту выше и издаёт ноту «ля».
Современные мастера изготовляют балалайки из сосновой древесины. В основном она состоит из 70 деталей. Чаще всего инструмент длиной 60-70 см имеет круглую или треугольную форму.
Путь балалайки на Руси
История возникновения балалайки навсегда утрачена в эпохах, но на этот счёт существует множество теорий. Некоторые историки музыки придерживаются мнения, что этот инструмент славяне переняли у татарских племён во времена набегов монголо-татарского ига. Существует также версия о том, что балалайка попала в народ благодаря русским купцам, которые увидели её у арабского картографа и путешественника Ахмада ибн Фаднала. По некоторым сведениям, он описывал местность Волжской Болгарии. Но в этой теории много тёмных пятен. Во-первых, большинство учёных склоняется к тому, что в его записях упоминаются вовсе не славяне, а викинги. Во-вторых, путешествие исследователя происходило в X веке, в то время как первые описания балалайки относятся к XVII-XVIII вв. Да и упоминаемый музыкальный инструмент мог быть любым другим струнным инструментом.
Так родилась гипотеза о том, что прародительницей балалайки была домбра. На ней играли профессиональные скоморохи до того, как их выступления запретили. Музыканты напивались в кабаках и занимались «позорными песнопениями». Это приводило церковников в ярость. В конце XVII века скоморохов наказывали батогами и кнутами, а домбру окрестили «бесовским» инструментом. Народные умельцы упростили сложную домбру, превратив её в незамысловатую балалайку — нужна же была музыка для веселья.
Впервые слово «балалайка» встречается в московских летописях XVII века. С тех пор она стала самым популярным музыкальным инструментом в России и часто упоминается в письменном, изобразительном и устном фольклоре. Этимология слова имеет достаточно интересную историю. Если буквально разобрать лексему, то мы увидим, что у неё есть общий корень с такими словами, как «балагурить» и «балаболить», то есть быстро без умолку говорить. Заметьте, как метко и полно они передают саму суть этого музыкального инструмента! Ведь балалайка призвана была дарить лёгкую, игривую и «бренчащую» мелодию.
Обращаясь к гипотезе тюркского происхождения, слово «балалайка» берёт своё начало в татарском языке. Прежде всего оно объясняется тем, что в татарском языке есть слово «бала», которое означает «ребёнок». Вполне возможно, что это оно составило основу слов «балакать» и «балаболить», ассоциирующихся с бессмысленной и детской болтовнёй.
Когда балалайка обрела современную популярность в России
<
Начиная с XVIII века балалайка завоёвывает большую любовь русского народа. Этот инструмент был настолько обожаем, что вскоре его признали национальным и присвоили славянское происхождение. Раздольные мелодии балалаечников звучали как в деревнях, так и в больших городах. На балалайке исполняли песни на свадьбах, народных гуляньях, во время драк и даже на похоронах. Чаще всего балалайка сопровождала частушки. Их лёгкий незатейливый мотив мог воспроизвести даже любитель.
Древняя балалайка отличается от современной. Российским музыкантам она обязана усовершенствованной формой корпуса. Если раньше можно было встретить только круглую балалайку, то русские мастера придали ей ещё и треугольную форму.
«Музыкальные клоуны»: чем не угодило царской России народное звучание
К середине XIX века отношение к балалайке резко изменилось. В 50-х годах она считалась плебейским музыкальным инструментом. Профессиональные музыканты говорили, что на этом примитивном приспособлении можно было разве что бренчать. Балалайку презирали в высшем обществе, ведь она была неотъемлемой частью крестьянских забав.
На её фоне рояли, арфы, кларнет и другие музыкальные инструменты выигрывали и качеством звучания, и внешним видом. Балалайку невозможно было увидеть в оркестре. В народе её также разжаловали — некогда было крестьянскому мужику струны дёргать. Уж лучше в поле пахать на благо помещика!
Позже балалайка всё-таки попала на большую сцену, но профессиональных балалаечников в газетах открыто называли «музыкальными клоунами». Журналисты призывали гнать их со сцены и не «потакать испохабленному народному вкусу». Впрочем, любители народных мотивов и дальше скупали билеты на редкие концерты.
Как слились воедино народный инструмент и академическая сцена
Когда 22-летний Василий Андреев открыл для себя балалайку, он задался целью «одеть её во фрак», т. е. сделать этот народный инструмент кумиром изысканной светской публики. Все новое — это хорошо забытое старое, считал Андреев, и следующие пять лет жизни посвятил себя возрождению балалайки.
В 1887 году выдающийся мастер Франц Пасербский создал хроматическую балалайку приму по чертежам Андреева. Её дизайн приобретает знакомые нам современные формы: колковая механика и треугольный корпус. Новые жильные струны придавали инструменту мягкость звука. В том же году издаётся самоучитель игры на балалайке приме. А Андреев собирает кружок балалаечников-аматоров. Вскоре он откроет классы игры на народных музыкальных инструментах в Педагогическом музее.
20 марта 1888 г. ученики кружка Василия Андреева произвели фурор своим выступлением в зале одного из петербургских обществ. Сейчас эту дату считают днём основания Русского народного оркестра им. В. Андреева. Год спустя «кружок балалаечников» возымел мировую славу — тому поспособствовало их выступление на Всемирной выставке в Париже.
Новый этап развития балалайки связывают с именем Бориса Сергеевича Трояновского, которого окрестили «русским Паганини» и «королём балалайки». Трояновский прослыл не только как виртуоз-балалаечник, ему также принадлежат обработки классических произведений для балалайки.
В период Советского Союза балалайка официально вошла в мир академической музыки. Начали издавать учебно-методическую литературу, а в вузах открывали отделения народных инструментов. В XXI веке балалайка, как и прежде, остаётся одним из самых популярных и востребованных музыкальных инструментов в России. Казалось бы, классические произведения и балалайка несовместимы, но звучит этот симбиоз великолепно. Кроме того, специально для балалайки написано множество сонат, сюит, концертов и других музыкальных произведений малых и крупных форм.
Создаётся впечатление, что история балалайки — это история всего русского народа. Чего только она не пережила на своём пути: её сжигали, но она возрождалась из пепла и покоряла мировую сцену; она предавалась забвению, но её мотивы напоминали о себе. Каких-то двести лет назад на балалайке музицировали бродячие певцы в лохмотьях, а сейчас к ней одевают накрахмаленную сорочку и классический фрак.
Балалайка — это не просто музыкальный инструмент, это воплощение всех русских традиций, которые копились веками.
Похожее