На автомобилях ВАЗ-2107 был один крайне любопытный и при этом сильно недооцененный прибор под названием «эконометр». Каждый, кто ездил на «семерке», должен его помнить. Однако в наше время уже далеко не все знают, зачем такая штуковина вообще была нужна, и есть ли у нее какие-либо аналоги на современных моделях автомобилей.
Первые серийные эконометры появились в начале 1980-х годов, причем почти одновременно как на зарубежных, так и на советских автомобилях. Первый штатный эконометр был установлен на уже упомянутый ВАЗ-2107, выпущенный в 1982 году. Данный прибор работал исключительно с карбюраторными двигателями. Однако и в наше время автомобили с инжекторными двигателями иногда оснащаются оборудованием с подобным назначением. Например, современная итерация эконометров встречается на автомобилях Honda.
Прибор из 1980-х годов был предельно просто технически. По своей сути это обычный указатель разрежения, манометр. От последнего эконометр отличается лишь тем, что трубка Бурдона в нем функционирует не на расширение, а на сжатие. В приборе нет ни грамма электроники, устройство чисто механическое. Соединяется оно напрямую с выпускным коллектором карбюраторного двигателя.
У эконометров был два способа применения: профильное и «народное». Основная функция устройства прямо проистекает из названия. Оно позволяет следить за манерой и темпом езды в целях экономии топлива. Шкала прибора разделена на три сектора: белый, зеленый, красный. Белый сектор соответствует минимальному расходу горючего, зеленый – оптимальному, красный – повышенному. Так, например, на холостом ходу стрелка эконометра будет в белом секторе. При спокойной размеренной езде окажется где-то посередине зеленого сектора. Ну, а если стрелка взмыла в красный сегмент шкалы, то машина как бы кричит хозяину: «Сбавь обороты, хватит топить на все деньги!» Бесхитростное приспособление позволяло сократить расход горючего на ВАЗ-2107 на 1-1.5 литра. На первый взгляд мелочь, но ведь на круг выходит солидная сумма уже за месяц езды.
Что касается «народного» способа применения, то эконометры помогали водителю в предварительной диагностике поломок транспортного средства. Подергивания стрелки, выход в зеленый сектор на холостом ходу, выход в красный сектор при спокойной езде и еще многие другие особенности поведения стрелки могли указать на самые разные проблемы с автомобилем. При помощи эконометра можно было вычислить и подсос воздуха через неплотное соединение, и недостаточно хорошо накачанные колеса, и проблемы со свечами, и даже неправильно выставленный момент зажигания.