Раз уж случилось невероятное и 16 декабря выходит четвертая «Матрица», вспоминаем, с чего начиналось.
Мне вот например интересно было узнать такой факт: художник-постановщик Саймон Уайтели в одном из интервью признался, что для изготовления легендарной матричной заставки использовал… отсканированные японские книги о вкусной и здоровой пище. Те есть все эти иероглифы, бегающие по экрану, — это рецепты суши и роллов, только символы перемешаны и перевернуты. Подсластил, называется, пилюлю.
Продолжим…
1
Чтобы исподтишка помочь зрителю, режиссеры Вачовски ввели в «Матрицу» цветовую дифференциацию штанов… кадров то есть. Все сцены, что происходят в мире Матрицы, показаны через зеленоватый фильтр, а кадры реального мира — сквозь голубой. В реальном мире нигде нет чисто зеленого цвета, кроме цифр на дисплеях.
2
Каноническая сцена перестрелки в холле длится всего три минуты. Однако снималась она десять дней и, вопреки очевидному предположению, является больше аналоговой, чем цифровой: дым, пальба и разрывы пуль натуральные.
3
Братья (в то время) Вачовски изобретательно выбивали съемочный бюджет. Они просили на съемку 60 миллионов вечнозеленых долларов, но студия пожадничала и дала лишь десять.
Все полученные деньги братья спустили на съемку только стартовой сцены, которая тем не менее так впечатлила боссов, что те раскошелились на полные расходы.
Фактически на протяжении нескольких месяцев никто из постановщиков и актеров не был уверен в том, что фильм будет снят целиком и дойдет до проката.
4
Основные сцены снимались вовсе даже не в Америке, а в Австралии, что позволило сократить бюджет почти в три раза. Любопытно, что в Сиднее нашелся садомазоклуб The Hell Fire, где снят эпизод знакомства Нео и Тринити. Массовку для сцены набрали из завсегдатаев заведения, которых попросили прийти на съемку при полном параде.
5
Для съемок первой «Матрицы» потребовалось найти несколько актеров-близнецов, чтобы изобразить растиражированное компьютером население. Пока жив кинематограф, близняшки всего мира не останутся без легкого заработка.
6
Для показа Нео, утыканного иглами, возникла необходимость обратиться к практикующему иглоукалывателю. Иглы в кадре настоящие, хотя значительная их часть воткнута не в актера, а в макет. В голову актера иглы втыкать пришлось по-настоящему.
7
В первой половине «Матрицы» (говоря точнее, в первые 45 минут) Нео крайне немногословен: у него всего 80 реплик, из которых 44 — вопросительные. То есть в среднем ему приходится задавать по вопросу в минуту, что неудивительно.
8
Братьев Вачовски спрашивали, какую бы они выбрали таблетку на месте Нео, и оба отвечали, что остановили бы выбор на голубой. То есть остались бы в безопасном и сладком мире грез.
Кстати, красная пилюля в подобном контексте уже засветилась в кинематографе, в ленте Верховена «Вспомнить все» 1990 года, где ее предлагали Шварценеггеру, чтобы он мог вернуться в реальный мир.
9
В начале и финале ленты можно увидеть даты, проставленные программой мониторинга телефонов. Это 18 февраля 1998 года и 18 сентября 1999-го. То есть события фильма заняли ровно девятнадцать месяцев.
10
На старте сюжета Нео пребывает в комнате номер 101, что явная отсылка к роману «1984» Оруэлла, где комната 101 являлась наиболее зловещим местом, из которого никто не возвращался прежним, если вообще возвращался. Логично, что Матрица решила прятать Нео в кабинете с подобным номером.
11
В прессе и Интернете особенно напирают на то, что фильм базируется на идеях, почерпнутых из «Алисы в Стране чудес», произведений Кафки, Маркса, Гомера и книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». При этом почему-то умалчивается очевидное сходство фильма с киберпанковым романом «Нейромант» Уильяма Гибсона.
12
Многие также отмечают параллели «Матрицы» с двумя другими фантастическими фильмами, снятыми в то же время: «Тринадцатый этаж» и «Темный город». Забавно, но некоторые декорации «Темного города» действительно использовались на съемках «Матрицы»: дома, закоулки, а также крыша, по которой мчалась Тринити в самом начале.