Конфликт Сокурова с Путиным



Сокуров предложил Путину «отпустить» регионы Кавказа. Тот ответил, что теперь режиссёру «есть за что извиняться». Режиссер назвал спор с президентом «серьёзным конфликтом», а Песков заявил, что Путин не терпит таких непрофессиональных суждений.

Не знаю как в других странах, а у нас в стране так называемая «творческая интеллигенция» катастрофически оторвана от реальной жизни, реальных проблем и вариантов их решений. Примерно таки вот и сделали 1991 год.

9 декабря Владимир Путин поучаствовал в заседании Совета по правам человека (СПЧ).У президента возник спор с режиссёром Александром Сокуровым, который предложил «отпустить» некоторые субъекты из состава страны. Полную запись заседания разместили на сайте Кремля.

По мнению Сокурова, Россия проводит «очень дорогую» внешнюю политику «для такой небольшой страны». Он отметил, что «на довольствии в нашем полку и Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия», а ещё нужно помогать Сирии и южным регионам.

Кроме этого, Сокуров считает, что в стране происходит кризис федеративности, особенно сильно это проявляется на Северном Кавказе. По словам режиссёра, жители этих регионов «всё больше» не любят русских и не хотят с ними жить. «Кавказ становится мононациональным», — заключил Сокуров.

«Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве. Пожелаем удачи всем падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью. А нашей армии пожелаем крепости и сил. Вот, простите, что я так долго и так страстно, слишком страстно говорил. Извините.» — Александр Сокуров.

Путин с позицией режиссёра не согласился, назвав её «не выступлением, а манифестом» и «набором проблем и страхов». Он спросил Сокурова, откуда тот знает, «кто с нами хочет жить, а кто не хочет», а также попросил думать, прежде чем говорить.

Путин: Да, есть за что извиниться, Александр Николаевич! Потому что у вас не выступление, а манифест. Набор проблем и набор страхов, которые есть у какой-то части наших граждан. Всегда так бывает, какие-то из них, может быть, относятся к вещам, лежащим на поверхности, и гипертрофированны. Какие-то выбраны очень странным образом и для меня совершенно непонятны. Ну, например, вы сказали о том, что все республики носят национальный характер теперь. А разве раньше было иначе? Разве при Советском Союзе было по-другому? Вы сказали «давайте отпустим всех, кто с нами не хочет жить». Откуда вы знаете, кто с нами хочет жить, а кто не хочет?

Сокуров: А давайте проверим?

Путин: Проверим? Проверяли! В том числе и в ходе голосования по Конституции. Вы посмотрите, как люди голосуют. Можно как угодно дискутировать, но подавляющее большинство людей понимает, с чем они столкнутся, если будут действовать по-другому. И чеченский народ знает это лучше, чем кто-либо другой на Кавказе. Вы говорите о многообразии, привели в пример Дагестан. Пример, кстати, очень хороший. Это многонациональная республика. Что, предлагается разделить весь Дагестан? Или разделить Карачаево-Черкесию? Там много вопросов, я знаю их очень хорошо. У нас две тысячи территориальных претензий по стране! Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории?

На вопрос Путина, хочет ли Сокуров «повторения Югославии», режиссёр ответил, что лишь предлагает думать». «Нашей Конституции 100 лет. Нашему строительству 100 лет», — добавил он.

Владимир Путин: Александр Николаевич, у нас с вами же сейчас не дискуссия, у нас обмен мнениями. А то мы сейчас превратимся в какое-то ток-шоу и будем друг друга перебивать не переставая. Я вас знаю очень давно. Очень давно. Отношусь к вам с большим уважением. Потому что вы говорите всегда искренне, но, прямо скажем, далеко не всегда точно. И некоторые вещи следовало бы сначала рассмотреть и подумать.

Например, отношения среди вайнахов. Я прошу вас относиться к этому серьёзно. Да, две тысячи разных претензий на территории России. Не буди лихо, как у нас говорят! К этому очень серьёзно надо относиться. И поверхностно вот так на всю страну об этом говорить непозволительно даже вам! Уверяю вас, это опасные игрушки, мы это проходили. Как я говорил при прошлой нашей дискуссии: люди в нашем с вами возрасте на войну не пойдут.

Президент также сообщил, что «о некоторых вещах лучше помолчать», и обсудить их лично, чтобы никого не обидеть или оскорбить. Он назвал эти вопросы «очень тонкими и чувствительные».

Сразу после дискуссии Сокуров отказался от комментария «Север.Реалиям», сказав, что у него «произошёл серьёзный конфликт с президентом». Позже он заявил «Газете.Ru», что у него были проблемы со связью, из-за чего Путин его не так понял.

«Он зря обижается — вот что я могу сказать. Он обижается зря. Он не вник, не смог вникнуть в то, что я говорил. И зря обижается.» — Александр Сокуров.

Реакцию президента позже объяснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Он заявил, что Путин жёстко ответил Сокурову из-за «очень непрофессиональных и без знания предмета» суждений по деликатным вопросам. «Это то, чего не терпит президент», — объяснил Песков.