В обывательском сознании образ крепостных крестьян неразрывно связан с мучительным трудом, абсолютным бесправием и безнадежной неволей. И чаще всего было именно так. Крестьянским имуществом всецело распоряжался помещик, он же властвовал и над жизнями подопечных. Но случалось, что даже в таких обстоятельствах некоторым крепостным удавалось, что называется, выбиться в люди, построить успешную карьеру и разбогатеть.
Об экс-подневольных, получивших свободу и оставшихся в истории России известными личностями, – в нашей подборке.
Богач, ходивший в крепостных советника Александра II
Савва Морозов был собственностью помещика Рюмина, доверенного лица императора. Работал извозчиком, пастухом, ткачом, заслужив честным трудом доверие приказчика. На этом основании Морозов и получил разрешение заниматься на дому кустарным производством. Предприниматель, получив ткацкий опыт в крепостничестве, научился изготавливать ткань, которую продавал в Москве скупщикам и владельцам фабрик. В 27 лет Морозов женился на дочери красильщика, которая помогла ему основать ткацкую фабрику на 10 станков и два десятка наемных рабочих. Предприятие приносило не менее тысячи рублей годовой прибыли, что сегодня эквивалентно полутора миллионам рублей. Сколоченный капитал позволил Савве в 1821-м выкупить всю свою семью из крепостничества и стать основателем династии богатейших купцов Морозовых.
Крепостная любовь графа Шереметьева
У дочери крепостного кузнеца Ивана Ковалёва с раннего детства проявились необычные вокально-актерские данные. К семи годам Прасковья попала в народный театр графа Шереметьева, где с легкостью освоила итальянский, французский, нотную грамоту, обучилась игре на клавесине и арфе. В 13 ее знали, как первую актрису драмы, а главным почитателем ее сценического мастерства стал сам Николай Петрович Шереметев. Он и дал Прасковье Ковалевой фамилию Жемчугова. Со временем насладиться игрой Прасковьи Жемчуговой съезжались бывалые театралы из множества городов.
Её ум и красота настолько пленили богатого покровителя, что он сделал девушку своей женой, предварительно получив разрешение церковных иерархов на брак. Но у этого брака был короткий срок, и спустя два года новоиспеченная графиня умерла от чахотки. Граф Шереметьев остался на руках с маленьким сыном и до конца жизни продолжал дела молодой супруги в области благотворительности. Романтическая история любви графа и крепостной положена в сюжеты множества фильмов.
Как просвещенное общество освободило художника Тропинина
Крепостной Тропинин отошел к графу Моркову вместе с приданным его дочери. Заметив явный талант подопечного, Морковы отправили юношу на учебу в Императорскую академию художеств. Молодой художник очень быстро стал популярным в столице после выполнения нескольких портретных работ для аристократов. Морков обеспокоился ситуацией и вернул крестьянина в свое имение, назначив пастухом.
В 1812-м помещик возглавил отряд московского ополчения, взяв в поход Тропинина. Художник вернулся к любимому делу, рисуя знатных особ. Видя результаты его таланта, просвещенное общество требовало свободы для живописца. Морков, долгое время находившийся под этим давлением, в 1823 году отпустил Тропинина. Свобода стала пасхальным подарком 47-летнему крестьянину, вскоре получившему официальный статус художника-академика. Вытащить из неволи супругу и детей он смог только спустя 5 лет.
Короли торговли братья Елисеевы
Известные и успешные братья-основатели торговой империи в прошлом были крепостными. Старший – Петр Елисеев — работал у графа Шереметьева садовником. Как-то он подал к зимнему застолью выращенную по собственному методу свежую землянику. Все гости были поражены: на дворе 30-градусные морозы, а они едят благоухающие свежие ягоды. Польщенный граф под действием всеобщего восторга выпалил: «Проси, что хочешь!». Крепостной не растерялся: «А подпишите вольную!». Шереметьеву в присутствии десятка свидетелей ничего другого не оставалось, как выдать Петру соответствующую бумагу. Но щедрый помещик на этом не остановился, выдав садовнику еще и денег на небольшую лавку. Так и зарождалась огромная в будущем торговая империя.
Капитал торгового дома «Братья Елисеевы» в 1857-м составлял 8 миллионов рублей – баснословные деньги на тот момент. В одном только Петербурге предприниматели имели 5 больших магазинов. Впоследствии компания даже обзавелась собственным торговым флотом. В 1874-м купцы Елисеевы получили почётное право наносить государственный герб на свои товарные этикетки, что соответствовало высшему знаку качества. И несмотря на полное разорение после революции, Елисеевские магазины остаются узнаваемым брендом.
Как поклонники выкупили актера Щепкина
Подневольным в свое время был и основоположник русской актёрской школы Щепкин. Стартовую роль он сыграл, будучи студентом народного училища. В дальнейшем выступал в крепостном театре графа Волькенштейна. В 1805-м с позволения помещика Михаил впервые вышел на профессиональную сцену, и его талант высоко оценили искушенные зрители. Выдающийся артист был любимцем тысяч, но оставался во всём зависимым от хозяев. Когда парень задумал жениться на вольной девушке, ее не остановило даже то, что по крепостным законам она автоматически становилась собственностью хозяев мужа. В их семье родилось четверо подряд детей. В 34-летнем возрасте Щепкин обрел свободу, которую ему подарили влиятельные поклонники.
Князь Репнин-Волконский организовал спектакль, позволивший по подписке выкупить у Волькенштейнов крепостного Щепкина. Эта сделка обошлась в 10 тысяч рублей, и увесистую долю князь оплатил из собственных средств. Впоследствии актер работал в московском Малом театре, а сыгранные им образы вошли в золотой хрестоматийный фонд актерской школы.