Тачанка – конная повозка с установленным пулеметом, направленным назад по ходу движения. Именно тачанка стала одним из символов гражданской войны в России в 1917-1922 годов. Пользовались такими средствами абсолютно все участники конфликта: Красная армия, Белое движение, многочисленные формирования из крестьян и казаков, просто бандиты и, конечно же, анархисты Махновцы.
Нет ничего удивительного в том, что вместе с романтичным флером вокруг тачанки уже в первой половине XX века сложилось множество заблуждений.
1. «А кто твой папка, а кто твоя мамка?»
Сказать, кто именно придумал тачанку первым, скорее всего невозможно. Ее «разработка» в годы Гражданской войны никак не документировалась. Справедливее всего будет предположить, что до использования тачанки вчерашние крестьяне додумались сразу в нескольких местах бывшей Российской империи.
Тем более, что для появления такого продукта народного творчества уже были предпосылки: впервые ставить пулеметы на повозки с целью ускоренной транспортировки попытались еще в русской императорской армии до революции. Однако, тогда это еще не были тачанки в полной мере, так как для ведения огня пулемет нужно было снимать. Скорее всего для крестьян, многие из которых повидали пулеметные повозки в Первую мировую войну на восточном фронте, решение установить тачанку на рессорную повозку напрашивалось само собой.
2. Откуда взялось название?
Здесь важно понимать, что не все участники гражданской войны называли рессорные повозки с пулеметами именно словом «тачанка». Например, формирования анархистов под руководством Нестора Махно, называли такие повозки украинским словом «нетичанка», которое по всей видимости произошло от польского «najtyczanka» и обозначает легкую повозку. Что же непосредственно до слова «тачанка», то самая популярная версия гласит о том, что название является продуктом искажения другого слова «тавричанка» от названия Таврической губернии Российской империи.
3. Почему именно «тачанка»?
Появление тачанки напрямую связано с особенностями эксплуатации пулемета Максим и качеством русских дорог. Дело в том, что при перевозке у пулеметов на обычных повозках по тогдашним дорогам Российской империи в оружии из-за тряски на ухабах очень быстро сбивался прицел. В результате после каждой транспортировки пулемет приходилось пристреливать вновь.
Совсем другое дело было, если взгромоздить расчёт на рессорную повозку, которая до войны использовалась главным образом для «мягкой» перевозки состоятельных пассажиров. Рессорные повозки ходили плавно даже по самым страшным ухабам и бездорожью, что позволяло не просто возить пулемет, но и использовать Максим сразу же после прибытия на место.
4. Не только «Максимы»
Хотя тачанка плотным образом ассоциируется с пулеметом Максим, ставили на повозку не только их. Более того, в годы Гражданской войны на тачанки устанавливали не только пулеметы. Иногда все участники конфликта помещали на них еще и минометы. Правда их было совсем не много. Так, в Красной армии на рессорные повозки монтировали 82-мм орудия для метания гранат.
5. «Удар с правой с разворота»
Не без помощи советского кинематографа за тачанкой закрепился образ этакой лихой повозки, с которой огонь вели прямо с ходу. Стрелять с тачанки на ходу действительно было возможно, однако, совокупность задокументированных случаев применения и воспоминаний участников Гражданской войны сообщает нам о том, что в первую очередь рессорные повозки с пулеметами использовались в качестве подвижных огневых точек: подъехал – развернул пулемет, открыл огонь, свернулся – уехал.
Важно понимать, что пулемет на тачанке был фактически сразу же готов к бою в отличие от пулеметных расчётов, которые перевозились на обычных повозках или телегах. На тачанках устанавливалось что-то вроде турели, позволявшей вращать Максим или даже поднимать его выше. Благодаря этому такие колесные расчёты могли действовать отдельно от пехоты и кавалерии, занимая в бою наиболее выгодную позицию для организации перекрестного огня. При этом тачанка сохраняла огромную мобильность как в бою, так и вне его. Последнее было особенно важно в условиях конфликта низкой интенсивности.