Эта дама прожила на свете всего 37 лет, но за этот небольшой срок успела многое. Она правила крошечным лоскутком на карте средневековой Европы и при этом еще сумела дважды вступить на престол могущественной Франции.
Звали даму — Анна Бретонская…
«Маленькая герцогиня»
У герцога бретонского Франциска II не было сыновей. Делать нечего, пришлось ему дочь Анну растить как наследницу престола. В результате она получила нетипичное для средневековой девицы воспитание и выросла, имея на все свое мнение.
Кроме обычных дамских «дисциплин» ей преподавали иностранные языки, риторику, логику. А политические проблемы герцог обычно решал в ее присутствии. Небольшое герцогство должно было, в первую очередь, заботиться о своей независимости, и наилучшим способом сохранить ее был династический брак с подходящим соседом.
В мужья Анне сначала предназначались наследники английского трона Эдуард, принц Уэльский, а в случае его смерти – Ричард, герцог Йоркский. Однако принцев умертвил их дядя, король Ричард III, и для маленькой герцогини пришлось подыскивать другую кандидатуру в женихи. На эту роль претендовал эрцгерцог Германии Максимилиан Габсбург, но другой могущественный сосед – Франция – предъявил на Анну свои права.
Французская армия вторглась на бретонскую территорию, и войска Франциска потерпели от нее сокрушительное поражение. Итогом этой так называемой «безумной войны» был Вержеский договор, по которому бретонская наследница вообще не могла выйти замуж без согласия и одобрения кандидатуры жениха французской короной.
Будь у Франциска больше времени, возможно, жизнь его дочери сложилась бы иначе. Но Анне исполнилось всего одиннадцать лет, когда отец отошел в мир иной, неудачно упав с лошади, и девочка сделалась герцогиней Бретани.
Нужно было срочно решать вопрос с замужеством, и советники Анны спешно договорились о браке герцогини с Максимилианом Габсбургом.
Брак состоялся по доверенности в Ренне в декабре 1490 года. Если бы жених мог присутствовать на свадьбе лично и поддержать войсками право Бретани самой решать свою судьбу, возможно, история пошла бы по другому пути. Но Максимилиан воевал в Венгрии, Бретань осталась без союзников, и все случилось так, как случилось.
«Две кровати и одно герцогство»
Современная инсталляция. Бракосочетание Анны и Карла VIII в замке Ланже
Франция сочла себя оскорбленной. Во-первых, был грубо нарушен Вержеский договор, во-вторых, австрийцы враждовали с Францией, а потому кандидатура жениха выглядела особенно неудачной. На этот раз французы заняли территорию Бретани полностью и осадили герцогиню в Ренне. Бретонке предлагалось расторгнуть брак с Габсбургом как незаконный и рассмотреть в качестве жениха короля Франции Карла VIII.
Анна в полной мере обладала редким и для мужчин умением менять ситуацию в свою пользу там, где это возможно, и приспосабливаться к обстоятельствам там, где на них нельзя было повлиять. В данной ситуации у нее не оставалось выбора. Выдержав тяжелую осаду, Ренн сдался, и юная герцогиня приняла условия французского короля.
Современная инсталляция. Бракосочетание Анны и Карла VIII в замке Ланже
Под охраной бретонской армии, не как пленница, Анна проследовала в замок Ланже, и там, менее чем через год после первого замужества, состоялся ее брак с Карлом VIII. Еще через пару месяцев законность брака подтвердил папский престол.
Отправляясь на встречу с будущим супругом, 14-летняя герцогиня взяла с собой две постели, как намек, что не собирается постоянно делить с мужем ложе. Надо сказать, эта демонстративная мера не очень ей помогла: за семь лет брака она беременела семь раз. Живыми родились только четверо младенцев, и из них лишь один – дофин Карл-Орланд – дожил до трехлетнего возраста. Многим женщинам этого несчастья хватило бы, чтобы сломаться навсегда, но юная бретонка была сделана из другого теста.
После коронации Анны на французском престоле муж тут же запретил ей титуловаться герцогиней бретонской, так как желал быть единственным правителем этой маленькой страны. Вообще всякая независимость Бретани с этой свадьбой закончилась: Карл ввел там прямое правление, упразднив канцелярию герцогства, а все попытки супруги повлиять на дела родины считал женской блажью.
Портрет Карла VIII и Анны Бретонской
Весной 1498 года король умер абсолютно нелепой смертью, ударившись лбом о косяк низкой двери. У Анны появилась возможность воспользоваться обстоятельствами, и она ее не упустила. Не прошло двух дней, как несгибаемая королева вернула Бретани самоуправление: приказала чеканить собственную монету, собрала распущенный парламент и назначила нового канцлера.
«Дважды королева»
Между тем в самой Франции встал вопрос о престолонаследии. Поскольку Карл не имел потомков мужского пола, корона досталась опальному прежде герцогу Луи Орлеанскому, коронованному как Людовик XII.
Условия предыдущего брачного договора обязывали Анну выйти замуж за нового монарха. Однако у этого брака имелось серьезное препятствие: Людовик был женат. Пришлось ему разводиться, процесс занял около года, и по истечении этого срока Анна вторично вышла замуж за французского короля, тем самым сделавшись во второй раз королевой Франции.
Она единственная носила этот титул дважды. И впервые в истории Европы надела на торжество белое платье – до тех пор белый цвет считался цветом траура.
Вступив на престол, Людовик предпочел битвам компромисс. Он настолько наладил отношения с собственным народом и дворянством, что заслужил прозвище «отец народа». С женой он тоже вел себя вполне дипломатично: вернул ей титул герцогини бретонской, предоставил право принимать все решения относительно герцогства, сам же лишь носил титул герцога-консорта.
Кроме политического согласия, налицо было и согласие человеческое: супруги прожили вместе 15 лет, произвели на свет двоих дочерей, и может быть, вовсе не ссорились бы, если бы не бретонское наследство.
Анна стремилась вернуть Бретани полную свободу и планировала брак старшей дочери Клод с Карлом Люксембургским (кстати, внуком ее несостоявшегося мужа Максимилиана). Людовик возражал, и взамен австрийца предлагал в женихи своего племянника Франциска Ангулемского. В итоге семейных препирательств, Клод оставалась незамужней до самой смерти матери.
Людовик XII и Анна Бретонская с дочерями
В начале 1514 года герцогиня Бретонская и дважды королева Франции, не дожив трех недель до 37 лет, умерла от почечной болезни. Похоронные церемонии длились целых 40 дней (даже Карла VIII хоронили всего 23 дня).
С ее смертью надежды Бретани на обретение независимости совершенно растаяли. Прошло чуть больше тридцати лет, и герцогство перестало существовать как самостоятельное государство.
«Почет при жизни, после смерти – слава»
Итак, Бретань обязана этой неугомонной даме последней попыткой обрести независимость от французской короны. И надо отметить, что на родине Анны до сих пор помнят об этом. Нет в Бретани более уважаемой исторической персоны, чем «маленькая герцогиня».
Но и весь мир обязан ей несколькими нововведениями. Кроме белого свадебного платья, Анна придумала специальную, можно сказать, ортопедическую обувь, поскольку одна ее нога была короче другой. Также она первой ввела в обиход институт фрейлин.
Дважды французская королева чрезвычайно интересовалась свойствами драгоценных камней, и имела аристократическую привычку дарить гостям произвольно выбранный из своей шкатулки камень. Надо сказать, она могла позволить себе эту милую причуду – Анна Бургундская была одной из самых состоятельных женщин в Европе.
Не сумев сохранить свободу Бретани, она постаралась, по крайней мере, сохранить ее историю. За время своего правления Анна заказала три исторических описания герцогства, которые несколько раз переиздавались уже после ее смерти.
Анна НОВГОРОДЦЕВА