Любой, кто побывал в Санкт-Петербурге, не может не впечатлиться общей атмосферой культурной столицы, которая складывается в том числе и за счет уникальных образцов скульптуры и архитектуры, украшающих улицы города. Причем порой можно встретить далеко не самые тривиальные для наших просторов решения.
Ярким примером именно такой тенденции и стали египетские сфинксы, которые находятся на набережной Невы.
История появления этих сфинксов на Университетской набережной Санкт-Петербурга — это, по сути, стечение ряда благоприятных этому случайностей. А дело было так: молодой российский офицер Андрей Николаевич Муравьев, который совсем недавно только вышел с поля боя русско-турецкой войны 1828-1829 годов, совершенно случайно оказался в Египте — после трудностей военной жизни он решил отправиться в путешествие на Восток, и свой путь туда он начал именно со страны древних фараонов и пирамидами. Побывав в Александрии, Муравьев увидел там сфинкса, который впечатлил его настолько, что он очень захотел привезти такую красоту на Родину.
К слову, тот факт, что именно эти сфинксы были там во время приезда Андрея Николаевича, тоже любопытное стечение обстоятельств. Эти скульптуры обнаружили во время раскопок древнеегипетского города Фивы, а сделаны они были по заказу фараона Аменхотепа III и считаются одними из лучших и детальных портретов правителя. Сфинксами первоначально хотели пополнить коллекцию Лувра, но процесс продажи затянулся. Поэтому одного из них и отправили в Александрию, чтобы ускорить куплю обоих. Там его и увидел Муравьев.
У самого русского офицера не было средств на покупку такой роскоши, однако желание привезти скульптуры в Россию были сильнее — он написал о них русскому послу в Константинополе, а последний, приложив к письму изображение сфинксов, отправил все это лично императору российскому Николаю I.
Государь, посоветовавшись с Академией художеств, одобрил покупку. Более того, как раз в это время напротив здания Академии было решено установить гранитную пристань, которую и украсят новоприбывшие сфинксы. Хотя первоначально автор проект Константин Андреевич Тон планировал установить там лошадей.
В те времена переписки между странами шли очень долго, поэтому сфинксов русские едва не проворонили: оказалось, что пока императорское согласие дошло до Александрии, скульптуры уже решили продать правительству Франции для украшения одной из площадей Парижа. Однако и здесь вмешался случай: в 1830 году во Франции разразилась революция, и правительство отменило сделку по купле скульптур. Зато русские приобрели сфинксов почти мгновенно: тому же Муравьеву было доверено заплатить за них 64 000 рублей ассигнациями.
Доставка скульптур в Россию оказалась делом очень сложным: даже погрузка их на судно 29 мая 1831 года закончилась тем, что один из сфинксов оказался поврежден. А везли покупку в Санкт-Петербург целый год — лишь летом 1832 года она прибыла в Академию художеств. Но и там они пробыли в здании около двух лет, и только потом их все-таки установили на Университетской набережной, где они стоят и сегодня.