30 фильмов для тех, кто любит Тарантино, Родригеса и Ричи

Красный штат (Red State)

В этом списке можно было бы посоветовать многие фильмы Кевина Смита, начиная с его знаменитых «Клерков». Но всё же именно «Красный штат» ближе к криминальным комедиям. К тому же, сюжет картины предугадать просто невозможно.

Трое подростков знакомятся в интернете с женщиной и отправляются к ней, чтобы заняться групповым сексом. Вот только всё это оказывается обманом: опоив гостей, та сдаёт их в плен религиозным фанатикам, которые хотят устроить показательную казнь. Но по дороге к новой знакомой герои успели зацепить машину местного шерифа. Тот отправляет помощников на поиски нарушителей, не подозревая, во что это выльется.

В одном из своих стендапов Кевин Смит рассказывал, что хотел написать максимально непредсказуемый сценарий. Как только сам автор понимал, куда движется действие, он что-либо радикально менял. Поэтому в «Красном штате» даже толком не разобрать, кого же считать главным героем, и вообще к какому жанру относить этот фильм.

А что самое удивительное, у фанатиков из фильма есть вполне реальные прототипы: пастор Фред Фелпс и его семья, которых Смит даже пригласил на премьеру на фестивале «Сандэнс».

Сукияки вестерн Джанго (Sukiyaki Western Django)

Все знают, что «Джанго Освобождённый» Квентина Тарантино основан на фильме Серджио Корбуччи 1966 года — этакой более грубой версии «Долларовой трилогии» Леоне.

Но перед тем, как снять собственную версию, в 2007 году Тарантино спродюсировал японскую картину «Сукияки Вестерн Джанго». А заодно и сам снялся в ней в небольшой роли.

Сюжет этого фильма смешивает идеи Корбуччи, «Телохранителя» Акиры Куросавы и даже захватывает «Генриха VI» Шекспира. Действие разворачивается в японской деревне, где идёт противостояние двух банд из-за спрятанного золота. Для наглядности одни носят красную одежду, а другие — белую. Навести порядок может только загадочный стрелок с тёмным прошлым.

Ироничность картины заметная уже в названии: «сукияки» — блюдо из японской лапши с мясом, то есть «сукияки-вестерн» это местный аналог «спагетти-вестерна». Да и в самой картине хватает юмора в сочетании с гротескной жестокостью.

Аризонская мечта (Arizona Dream)

После успеха первых фильмов Эмира Кустурицы режиссёр Милош Форман пригласил его читать лекции в Колумбийском университете. Вскоре один из студентов принёс преподавателю сценарий «Аризонской мечты». Так и родилась эта странная картина с Джонни Деппом и Фэй Данауэй.

В центре сюжета тут — меланхоличный юноша Аксель, который занимается рыбной ловлей, да и общаться предпочитает только с рыбами. Но однажды кузен Пол спаивает его и отвозит на свадьбу к дяде. А тот требует, чтобы Аксель влился в его бизнес по продаже кадиллаков. Молодой герой не слишком рад такой перспективе. Однако оказывается, что все вокруг точно так же мечтают о несбыточном.

У «Аризонской мечты» типичная для Кустурицы атмосфера: почти пародийные шутки неожиданно сочетаются с серьёзными темами о смерти и даже философией. А ещё иногда очень трудно отличить реальность от фантазий героев.

Увы, несмотря на похвалы критиков, фильм провалился в прокате, и Кустурица решил больше не работать в Голливуде. Но со временем «Аризонская мечта» стала культовой, а уж песню In the Deathcar в исполнении Игги Попа и Горана Бреговича, которая вошла в саундтрек, теперь знают буквально все.

Чёрная кошка, белый кот (Црна мачка бели мачор)

Как вы можете помнить, Томми из «Большого куша» ненавидел цыган за их хитрость. И этот фильм Кустурицы можно смело считать локальным спин-оффом картины Гая Ричи.

Всё начинается с того, что аферист Матко Дестанов планирует украсть цистерны с бензином. Чтобы всё организовать, он занимает крупную сумму у цыганского барона. Но для этого Матко врёт, что у него умер отец.

Тем временем больной Дестанов-старший сбегает из больницы под звуки духового оркестра. С каждой минутой цепочка обманов и дурацких поступков всё сильнее запутывается.

До этого режиссёр выпустил несколько довольно мрачных фильмов: «Время цыган» и «Андерграунд». Но «Чёрная кошка, белый кот» — явное возвращение Кустурицы к разудалой и грубой комедии: нелепые герои постоянно пытаются друг друга обдурить, но делают себе только хуже.

Достучаться до небес (Knockin’ on Heaven’s Door)

Единственный мировой успех немецкого режиссёра Томаса Яна явно навеян работами Тарантино, который вроде бы даже придумал постер фильма. И, кстати, именно эта картина прославила Тиля Швайгера, который позже снялся в «Бесславных ублюдках».

Совсем непохожие друг на друга Мартин Брест (Тиль Швайгер) и Руди Вурлицер (Ян Йозеф Лиферс) встречаются в больнице. Обоим остаётся жить совсем недолго, и оба ни разу в жизни не были на море. Выпив текилы, герои воруют машину и отправляются в путешествие. Вот только тачка, как оказывается, принадлежала боссу мафии. А в багажнике лежал ценный груз.

Этот фильм более романтичен, нежели криминальные картины Тарантино. Герои менее циничны, а сама история пропитана духом авантюризма. И именно отсюда пошли те самые знаменитые цитаты про море и загробную жизнь, которые так любили ставить в статусы в соцсетях.

Фарго (Fargo)

В последние годы этот заголовок ассоциируется скорее с одноимённым сериалом, а не с фильмом братьев Коэн. Хотя именно эту работу часто называют лучшей в творчестве режиссёров. Причём телевизионная версия, хоть и ссылается в первом сезоне на оригинал, но скорее берёт из него лишь атмосферу, но не сюжет.

В фильме Джерри Ландегаард (Уильям Мэйси) решает обогатиться. Он нанимает двух преступников, которые должны похитить его жену. А выкуп, который заплатит богатый тесть, они поделят пополам.

Но все участники процесса оказываются идиотами, и дела идут наперекосяк. Тогда за ними начинает охоту беременная сотрудница полиции (Фрэнсис Макдорманд).

Иронично, что до этого режиссёры уже выпускали «Воспитывая Аризону», где преступник похищал одного из пятерых детей состоятельного бизнесмена.

Большой Лебовски (The Big Lebowski)

А вот следующий фильм братьев Коэн критики поначалу приняли очень негативно, обвиняя его в бессмысленности и хаотичности.

По сюжету, Джеффри Лебовски (Джефф Бриджесс), предпочитающий прозвище Чувак, — совершенно счастливый человек. Его просто не волнует ничего, кроме боулинга и выпивки. Но однажды в его дом врываются бандиты, требуя вернуть долги жены.

Вот только Чувак никогда не был женат, преступники просто спутали его с однофамильцем. Однако, уходя, один из них портит ковёр, который задавал стиль всей комнате. Тогда Лебовски решает сходить к их настоящей цели и попросить возмещения. Так он ввязывается в безумную криминальную игру.

Фильм и правда довольно глупый и нелепый, но всё это сделано осознанно: какой ещё могла получиться картина про бездельника? Время расставило всё по своим местам: «Большой Лебовски» стал по-настоящему культовым.

Зрителей покорил образ Джеффа Бриджесса, постоянно носящего халат, пьющего «Белый русский» и вообще не напрягающегося, а высказывания Чувака вошли в копилку великих цитат кинематографа.

Кроме этого у Коэнов можно посмотреть мюзикл «О, где же ты, брат?», более мрачный «Старикам здесь не место», вестерн «Железная хватка» и многие другие фильмы.

Залечь на дно в Брюгге (In Bruges)

В 2018 году про ирландского постановщика Мартина МакДону узнал буквально весь мир. Его фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» заработал по шесть номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус» и десятки премий помельче. Но до этого режиссёр снял два великолепных криминальных фильма, которые очень полюбили фанаты жанра.

Киллеры Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон) получают задание убить священника. Но по вине первого погибает ни в чём не повинный мальчик. Тогда босс отправляет напарников в Брюгге, чтобы пересидеть шумиху. Но потом Кену дают задание убить напарника.

Для начала, просмотр этого фильма вызывает непреодолимое желание посетить Брюгге. Несмотря на криминальный сюжет, город в картине показан невероятно красиво.

А кроме того, у МакДоны получилось очень тонко совместить жанры: с одной стороны, в фильме много смешных сцен вроде долгой перестрелки в доме. С другой, он пропитан обречённостью и полной безысходностью.

Семь Психопатов (Seven Psychopaths)

И ещё один фильм Мартина МакДоны. Более энергичный, более весёлый и по-ричевски сплетающий несколько сюжетных линий, которые вроде бы никак не могут пересечься.

Фильм рассказывает про Марти (снова Колин Фаррелл), который мечтает закончить свою книгу «Семь психопатов», и его приятеля Билли (Сэм Рокуэлл), похищающего собак у богачей. По стечению обстоятельств они связываются сразу с несколькими убийцами и сбегают вместе с религиозным товарищем Гансом (Кристофер Уокен) и собачкой Бонни.

В этом фильме есть всё для удовольствия: чёрный юмор, десятки ярких высказываний, которые можно разбирать на цитаты (особенно критика философии Ганди), странные и удивительные повороты сюжета. А главное, там есть Том Уэйтс в роли киллера, который ещё и тискает кролика.

Не пропустите сцену после титров. Она ставит изящную точку в истории.

Однажды в Ирландии (The Guard)

Джон Майкл МакДона — родной брат автора двух предыдущих фильмов списка — тоже снимает отличное и очень ирландское кино. Более спокойное и размеренное, но тоже заслуживающее внимания. В российском дубляже у его дебютной картины слишком стереотипное название по шаблону «Однажды в…», хотя в оригинале заголовок намного проще.

Действие разворачивается в небольшом городке на западе Ирландии, где происходит убийство, очень похожее на ритуальную казнь. Дело расследует хамоватый офицер Джерри Бойл (снова Брендан Глисон), который бросается стаканчиками от кофе, может дать пинка хитрому фотографу и хватает голыми руками улики.

Тем временем в Ирландию прибывает офицер ФБР Уэнделл Эверетт (Дон Чидл), чтобы отследить крупную партию наркотиков. Оказывается, что два дела связаны, и новым напарникам приходится работать вместе, несмотря на взаимную неприязнь.

По большей части это стандартная история о противоположных по характеру коллегах: один напористый грубиян, другой — строгий и следующий правилам профессионал. Но МакДоне удаётся показать героев куда более интересными. Бойл нередко удивляет и своего напарника, и зрителя сообразительностью и положительными качествами.

Но хватает места и грубым шуткам про смерть, проституцию, наркотики и даже секс с ламой.

Бронсон (Bronson)

Где-то между датской трилогией «Дилер» и легендарным американским «Драйвом» Николас Виндинг Рефн успел заглянуть в Великобританию и снять там биографическую картину о знаменитом преступнике.

Это история о Чарльзе Бронсоне, который провёл в тюрьме большую часть своей жизни. Казалось бы, он родился во вполне приличной семье и предпосылок такому пути не было. Но Бронсону просто нравилось быть жестоким. Даже находясь за решёткой, он вёл себя агрессивно.

Для главной роли в этой картине Том Харди набрал мышечную массу и побрился налысо. Заодно он встречался с реальным Бронсоном, а позже тот отправил ему свои усы, чтобы актёр их использовал как реквизит.

Сам главный герой выступает рассказчиком: он стоит на сцене в гриме и даже разыгрывает сценки с самим собой. Традиционный для Рефна визуальный ряд радует изяществом симметричных кадров. Но эта красота лишь ещё сильнее оттеняет реалистичную жестокость происходящего.

Подозрительные лица (The Usual Suspects)

Опальный ныне режиссёр и продюсер Брайан Сингер, прославившийся созданием серии «Люди Икс», ещё на заре своей карьеры снял один из эталонных криминальных фильмов с запутанным сюжетом и невероятным актёрским составом.

Большая часть картины — воспоминания преступника-калеки по прозвищу Болтун (Кевин Спейси, тоже ныне опальный). Он оказывается единственным выжившим после взрыва на судне, которое перевозило кокаин. Болтун рассказывает о группе преступников, которые познакомились после странной процедуры опознания в полиции, и неуловимом боссе по имени Кайзер Созе.

В первую очередь фильм привлекает звёздным кастом: помимо Спейси в нём снялись Гэбриэл Бирн, Стивен Болдуин, Бенисио дель Торо (для него это была первая крупная роль), Кевин Поллак и другие интересные актёры.

Ну а сюжетно это ярчайший пример ненадёжного рассказчика и просто потрясающий триллер, где до последнего момента не разгадать истинные мотивы каждого героя.

Обыкновенный преступник (Ordinary Decent Criminal)

А ещё Кевин Спейси сыграл в криминальной комедии с несколько похожим названием, но совершенно иным сюжетом.

Это история ирландского преступника Майкла Линча, который не просто совершает дерзкие ограбления: он каждый раз обставляет их максимально зрелищно, и при этом не даёт полиции никаких зацепок. После кражи ценных картин из центральной художественной галереи поимка Линча становится делом чести для детектива Ноэля Куигли (Стивен Диллэйн).

Картина не слишком известного ирландца Тадеуса О’Салливана увлекает не только криминальной составляющей. Личная жизнь главного героя тоже выглядит необычно: он одновременно женат сразу на двух сёстрах и растит множество детей.

А ещё важнее, что сюжет показывает столкновение профессионализма в работе с желанием быть звездой на публике. Ну а заодно Спейси здесь показывает голый зад.

Формула 51 (The 51st State)

После упоминания голого зада невозможно не перейти к провальному фильму Ронни Ю. Первое и главное, что нужно о нём знать: в этой картине герой Сэмюэла Л. Джексона носит килт.

Он играет гениального американского химика Элмо МакЭлроя, придумавшего новый наркотик, который можно приготовить из полностью легальных ингредиентов. Решив больше не работать на своего босса, он взрывает лабораторию и отправляется в Великобританию лично презентовать свой продукт местным дилерам.

Но в Ливерпуле Элмо ввязывается в разборки мафии, а тем временем обиженный босс отправляет по его следу киллера.

Фильм явно копирует стилистику раннего Гая Ричи, правда делает это иногда слишком нелепо и в лоб. Однако как одноразовая комедия с харизматичными героями, подпольным бизнесом и разборками футбольных фанатов он доставит немало удовольствия.

Достать коротышку (Get Shorty)

Комедия от создателя «Семейки Аддамс» и «Людей в чёрном» Барри Зонненфельда основана на романе-бестселлере Элмора Леонарда — писателя, которого Квентин Тарантино считал своим кумиром. А для экранизации сюжет адаптировал Скотт Фрэнк — будущий сценарист «Логана» и создатель «Хода королевы».

Основное действие картины разворачивается в Голливуде, куда прибывает рэкетир Чили Палмер (Джон Траволта), чтобы выбить долг из продюсера Гарри Зимма (Джин Хэкмен). Но известно, что в Лос-Анджелесе все мечтают стать звёздами. Поэтому, познакомившись со своей жертвой, Чили предлагает ему сценарий фильма и решает помочь в постановке и решении вопросов с мафией.

«Достать коротышку» — самый близкий к стилю Тарантино 90-х фильм из списка. Здесь такие же бесконечные диалоги, наполненные чёрным юмором, много отсылок к миру кинематографа, да ещё и Джон Траволта в роли преступника.

В 2005 году вышло продолжение картины «Будь круче!», где к Траволте присоединилась Ума Турман. Однако, несмотря на звёздный каст и всё ту же первооснову в виде книги Элмора Леонарда, сиквел вышел ужасным.

А вот сериал «Достать коротышку», созданный по тому же принципу, что и «Большой куш» и «Фарго» (то есть берущий скорее атмосферу, нежели сюжет оригинала), оказался вполне достойным.

Пристрели их (Shoot ‘Em Up)

И ещё в тему гротескного насилия. Мистер Смит (Клайв Оуэн) спасает младенца, мать которого убили преступники. Теперь и за самим героем охотятся бандиты. Но они не учли, что Смит способен в одиночку разобраться с любым количеством негодяев.

Название не врёт, в этом фильме стреляют постоянно: во время разговоров, во время погонь, даже во время секса. Хотя одним только огнестрелом дело не ограничивается. Оказывается, даже морковка может стать опасным холодным оружием, а кровью из разрезанной руки можно заливать глаза врагам.

«Пристрели их» — чистейший адреналин на грани комедии. Режиссёр Майкл Дэвис, который до этого работал, в основном, раскадровщиком, и хотел показать картину до невозможности набитую стрельбой и даже называл её «балетом пуль».

Мертвец (Dead Man)

У фильмов Джима Джармуша своя неповторимая атмосфера. Если сравнивать его с работами режиссёров из заголовка, то они развиваются значительно медленнее, захватывая скорее не сюжетом, а самой проработкой и миром, который всегда кажется немного мистическим.

«Мертвец» рассказывает о бухгалтере Уильяме Блейке (Джонни Депп), который прибывает в городок на Диком Западе, чтобы получить должность. Но оказывается, что его место уже занято. А потом по дурацкому стечению обстоятельств Блейка начинают разыскивать как опасного преступника.

После ранения героя выхаживает индеец по имени Никто, принявший Блейка за его тёзку — давно умершего известного поэта. Он решает помочь новому знакомому добраться до мира духов.

Чёрно-белый фильм наполнен символизмом и контрастами. Даже вступительная сцена в поезде, где охотники начинают стрелять по бизонам, выглядит очень странно. А дальнейшее действие и вовсе можно трактовать совершенно разными способами. Возможно, главный герой и правда умер ещё в начале картины, и всё его путешествие — дорога в царство мёртвых.

Пёс-призрак: путь самурая (Ghost Dog: The Way of the Samurai)

И ещё одна картина Джима Джармуша. На сей раз смешивающая криминальную драму с восточными мотивами.

Когда-то преступника по прозвищу Пёс-призрак (Форест Уитакер) чуть не убили, ему помог случайно оказавшийся рядом мафиози Луи (Джон Торми). С тех пор герой решил служить своему спасителю, как делали древние самураи.

Он стал киллером, выполняющим заказы для своего господина, которые тот присылает по голубиной почте. Пёс-призрак тренируется с холодным оружием, отлично стреляет и проникает в дома. Но в какой-то момент он сталкивается с непростым выбором.

Режиссёр не скрывал, что в сюжете ссылался на картину 1967 года «Самурай» Жан-Пьера Мельвиля (из него же немало взял Джон Ву в своём «Наёмном убийце»), в свою очередь основанную на романе Джоан Маклеод «Ронин». Но Джармуш добавил в действие традиционных для себя аллегорий.

Пёс-призрак постоянно читает «Хагакурэ» — руководство воина, собранное из цитат знаменитого самурая. Кроме того, в действии неоднократно мелькают различные книги, которыми обмениваются персонажи.

Странным образом в философской жестокой драме хватает места и иронии. Да и вообще Уитакер максимально не похож на типичного самурая.

Шестиструнный самурай (Six-String Samurai)

Говоря о необычных примерах самурайского кино, невозможно не вспомнить низкобюджетную постапокалиптичную картину малоизвестного режиссёра Лэнса Манджиа.

В альтернативном мире СССР наносит ядерные удары по США и выигрывает Третью мировую войну. Оставшейся частью Америки правит Элвис Пресли. После смерти Короля все гитаристы отправляются в Лост-Вегас, чтобы занять его трон.

Среди них и главный герой Бадди (Джефри Фэлкон), который не любит разговаривать, зато владеет восточными единоборствами так же хорошо, как и играет на гитаре. В пути к нему прибивается странный мальчик, а Бадди приходится сражаться со всякими злодеями и даже столкнуться с самой смертью в музыкальном поединке.

Поскольку бюджет был минимальным, картину в буквальном смысле собирали из всего, что попадётся. Фэлкон до этого вообще не играл крупных ролей. На самом деле он мастер единоборств и чемпион по каратэ. Но и роль у него немногословная и довольно гротескная.

Костюмы собирали по комиссионкам и даже помойкам, что отлично вписывается в стиль разрушенного мира. А сам фильм снимали на просроченную плёнку, которую на студии хотели просто выкинуть.

Но в результате получилось по-настоящему культовое кино с яркими героями, очень странным сюжетом и, что немаловажно, отличным саундтреком, который придумала советско-американская команда Red Elvises (музыканты даже мелькнули в фильме в небольших ролях).

Тельма и Луиза (Thelma & Louise)

Ридли Скотт — очень разносторонний режиссёр. В последние годы всё больше обсуждают его странные приквелы к «Чужому» и вспоминают «Бегущего по лезвию». Но Помимо этого Скотт снимал и исторические эпики, и «Марсианина», и одну из частей «Ганнибала».

А в 1991 году он выпустил криминальное роуд-муви, где главные роли исполнили Джина Дэвис и Сьюзан Сарандон. Они играют подруг Тельму и Луизу, которые решили просто уехать отдохнуть на выходные. К одной из них начинает приставать в баре новый знакомый, и стычка заканчивается трагически. После этого девушки вынуждены броситься в бега. Причём обстоятельства заставляют их с каждым разом поступать всё хуже.

В «Тельме и Луизе» просто невероятный актёрский состав. Исполнительницы главных ролей получили за картину номинации на многие крупные премии, включая «Оскар» и «Золотой глобус». А Брэда Питта после появления в образе обаятельного негодяя стали считать новым секс-символом.

Отдельно стоит отметить и роль Харви Кейтеля. Его следователь Хэл Слокамб — чуть ли не единственный, кто действительно пытается помочь героиням, понимая их проблемы. Но Скотт поступает хитро, так и не давая персонажам пересечься.

Святые из Бундока (The Boondock Saints)

Американец Трой Даффи планировал связать свою жизнь с музыкой. Он пытался раскрутить свою команду The Brood, параллельно подрабатывая барменом. Однажды Даффи увидел, как из соседней квартиры, в которой жил наркоторговец, вывозят тело мёртвой женщины. Эта неприятная картина и вдохновила Даффи на сценарий его единственного успешного фильма.

Картина посвящена двум братьям МакМанусам (Шон Патрик Флэнери и Норман Ридус) — американским ирландцам из Бостона. Однажды вместе с друзьями они сталкиваются с русскими бандитами в баре. После стычки двое из их компании погибают. И тогда МакМанусы решают стать мстителями и уничтожить всю мафию. По их следу идёт грубый, но очень сообразительный агент ФБР Пол Смекер (Уиллем Дефо).

Фильм набит шутками про перестрелки и убийства, достигающими апофеоза в сцене случайной смерти котика. А ещё здесь отлично показана разница между идеальным планом преступления и его реальным неуклюжим и почти случайным исполнением.

Но ярче всех в картине оказался Уиллем Дефо, хоть ему и досталась второстепенная роль. Его персонаж хамит всем подряд, слушает классическую музыку прямо на месте преступления, а иногда ещё и танцует.

Даффи изначально планировал назвать фильм The Brood, как свою группу (видимо, ради раскрутки). Но потом заголовок сменили на более интересный. Картина оказалась успешной, но больше режиссёр так и не снял ничего толкового. В 2009 году он выпустил намного более слабый сиквел «Святые из Бундока 2: День всех святых» и, по слухам, придумывает третью часть.

Малыш на драйве (Baby Driver)

Эдгар Райт — такой же культовый режиссёр, как Тарантино или Родригес, но в своём жанре. Поклонники обожают его умение снимать визуальные комедии с идеальным монтажом и чисто британским юмором.

Но в последнем на сегодняшний день фильме он решил заглянуть на территорию голливудского криминального кино. Главный герой «Малыша на драйве» (Энсел Элгорт) почти не разговаривает, постоянно слушает музыку из-за сильного шума в ушах и очень круто водит.

Как-то он угнал машину у преступника и теперь вынужден помогать тому, увозя бандитов с места ограбления. Малыш вроде бы выплатил свой долг и завязал с незаконной деятельностью, но бывший босс требует, чтобы он поучаствовал ещё в одном ограблении.

В первую очередь «Малыш на драйве» — очередное признание Райта в любви к музыке и кино. Идея фильма зародилась у него ещё в 2002 году, когда режиссёр снял клип на песню Blue Song группы Mint Royale. Фанаты уже совместили видеоряд — сходство очевидно.

Поэтому даже во вступительной сцене фильма саундтрек сочетается с надписями на фоне, а главный герой сплошь говорит цитатами из песен и фильмов. Причём в данном случае это не просто комедийный элемент, а логичная часть истории.

В плане сюжета картина не слишком сложна: она начинается как динамичная криминальная комедия, а дальше уходит в более мрачные тона, хотя хватает тут места и для романтики.

Шоссе (Freeway)

Многие режиссёры любят необычно пересказывать сюжеты классики и даже сказок (на этом построен весь сериал «Расскажи мне сказку»). Но всё же самой необычной версией «Красной шапочки» смело можно считать фильм Мэттью Брайта «Шоссе».

Главная героиня — юная Ванесса Латц (Риз Уизерспун). Её мать (Аманда Пламмер — та самая, что громко матерится в начале «Криминального чтива») забирает полиция за проституцию, а отчима обвиняют в домогательствах к девочке. Ванесса сбегает от соцработников и решает поехать к бабушке, которую никогда не видела.

По дороге у девушки ломается машина, и её подбирает солидный мужчина, которого зовут Боб Вулвертон (Кифер Сазерленд). Вскоре выясняется, что он — известный маньяк-некрофил. О дальнейшем лучше не рассказывать во избежание спойлеров.

Но что самое удивительное, картина при этом придерживается основной линии «Красной шапочки». На это намекает и фамилия злодея, и вступительные титры. Будет даже переодевание в бабушку.

В 1999 году Брайт попытался повторить удачный эксперимент с адаптацией сказок и снял «Шоссе 2: Признания трюкачки» с отсылками к «Гензель и Гретель». Но второй раз войти в ту же воду не удалось, фильм не спас даже неплохой актёрский состав.

Поцелуй навылет (Kiss Kiss Bang Bang)

Сначала Шейн Блэк прославился как отличный сценарист. И самые удачные его работы — как раз криминальные комедии о необычных напарниках. «Смертельное оружие», «Последний бойскаут», «Долгий поцелуй на ночь» — всё это работы Блэка.

Разумеется, для своего режиссёрского дебюта он выбрал ту же тему, взяв за основу роман Бретта Халлидея «Тела там, где ты их нашёл».

Именно с «Поцелуя навылет» началось возвращение популярности Роберта Дауни-младшего. Он играет вора-неудачника Гарри, который, скрываясь от полиции, попадает на прослушивание в кино. За правдоподобную игру (на самом деле он вспомнил реальные события) героя берут на роль частного детектива.

На тусовке звёзд Гарри встречает реального сыщика Перри (Вэл Килмер), который должен рассказать новичку о тонкостях работы. Вот эта парочка и возьмётся расследовать очень странное дело, где будет труп в багажнике, воровство личности, труп в ванне, борьба за наследство, отрезание пальцев и много другого веселья.

Как и большинство сценарных работ Блэка, фильм построен не только на энергичном действии, но и на остроумных диалогах и перепалках. В довершение ко всему, персонаж Дауни сам комментирует происходящее, обращаясь напрямую к зрителю и даже перематывая действие на нужный момент.

Славные парни (The Nice Guys)

После «Поцелуя навылет» Шейн Блэк успел снять третью часть «Железного человека» всё с тем же Дауни для Marvel, даже туда добавив немало текстового юмора. Но прежде, чем вернуться к истокам, а именно к новой версии «Хищника», он снял ещё одну отличную криминальную комедию.

Здесь лишь важно не путать его «Славных парней» с фильмом Мартина Скорсезе, который на русский переводят так же. Что интересно, в обоих случаях адаптация правильная, просто разные обороты в оригинале.

В центре сюжета интеллигентный частный детектив Холланд Марч (Райан Гослинг), который должен разобраться в таинственном исчезновении порноактрисы. Его расследованию мешает грубый и брутальный охранник Джексон Хили (Рассел Кроу).

Понятно, что поначалу эта парочка не слишком любит друг друга, из-за чего Марчу даже ломают руку. Но потом они разбираются в странной связи нескольких разных дел.

Все достоинства «Поцелуя навылет» есть и в этом фильме: отличный запутанный сюжет, много остроумных диалогов и типичный бадди-муви про ненавидящую друг друга парочку.

А кроме этого, «Славные парни» стилизован под старые детективы, к нему даже выпускали специальный ролик в духе ретрокино. И в картине можно найти множество отсылок к классике: от «Досье детектива Рокфорда» до «Братьев Блюз».

Бомж с дробовиком (Hobo with a Shotgun)

В 2007 году на экраны вышел совместный проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». Он состоял из фильмов «Планета страха» и «Доказательство смерти», имитировавших некачественное эксплуатационное кино 70-х. Картины хотели пускать единым блоком по подобию классических сдвоенных киносеансов.

А чтобы стилизация выглядела ещё более правдоподобной, авторы попросили своих друзей-режиссёров снять несколько фейковых трейлеров для несуществующих фильмов. Так появились «Женщины-оборотни СС» от Роба Зомби, «День благодарения» Элая Рота и «Не делай этого!» Эдгара Райта.

Кроме того, сам Родригес снял фейковый трейлер «Мачете», и он настолько понравился публике, что потом превратился в полноценное кино. Кстати, Рот тоже всё грозится доделать свою картину.

Помимо этого, Роберт Родригес объявил конкурс на лучший фейковый трейлер, и в нём победил ролик «Бомж с дробовиком» о бездомном старике, который становится линчевателем. Трейлер крутили лишь в канадском прокате, но потом авторам дали возможность снять по нему полноценный фильм, причём главную роль отдали самому Рутгеру Хауэру.

Сюжет довольно предсказуем: бездомный старик прибывает в Город Надежды, где пытается собрать денег на газонокосилку, чтобы потом зарабатывать себе на жизнь. Он тут же сталкивается с жестокостью местных преступников, подчинивших себе даже полицию. Тогда бомж добывает ружьё и идёт вершить справедливость.

Конечно, в этом фильме нет той изящной иронии, какая была у Родригеса, а тем более у Тарантино. Но как стилизация под плохое кино и часть «Грайндхауса» картина работает отлично.

Доберман (Dobermann)

Венсану Касселю всегда удавались образы харизматичных злодеев. Но ещё на заре своей карьеры он умудрился сыграть одного из самых мерзких и одновременно привлекательных героев.

Картина рассказывает о дерзком лидере банды преступников-отморозков по прозвищу Доберман. Он проворачивает самые жестокие ограбления и не расстаётся с пистолетом, из которого стреляет даже ракетами. За бандитами охотится комиссар Кристини (Чеки Карио), который вроде бы преследует благие цели, но при этом бывает более жестоким и отвратительным, чем сами злодеи.

Режиссёр Ян Кунен поступил очень остроумно: он пригласил на главные роли отличных и обаятельных актёров, среди которых Моника Белуччи (Кассель снимался во втором подряд фильме с будущей женой), Чеки Карио и Ромен Дюрис.

Но при этом постановщик не оставил на весь сюжет ни одного хоть сколько-то положительного персонажа. И это позволило ему показать ультранасилие, избежав хоть каких-то сопереживаний со стороны зрителя. При этом жестокость вышла настолько преувеличенной, что перестала быть реальной, а потому скорее смешит, чем пугает.

Костяной томагавк (Bone Tomahawk)

А вот в фильмах С. Крэйга Залера насилие всегда максимально реалистичное и жестокое. Поэтому особо впечатлительным лучше обходить его картины стороной.

Режиссёрский дебют Залера снят в стилистике вестерна, а завязка кажется максимально типичной. После того, как ночью индейцы похищают несколько человек из города на Диком Западе, четверо героев отправляются спасать их.

Но постепенно картина выходит далеко за рамки приключенческого кино. Сюжет всё больше склоняется к мрачному триллеру, а потом переходит в откровенный хоррор с отрубанием конечностей, вспоротыми животами и каннибализмом.

При этом «Костяной томагавк» странным образом остаётся очень интересным фильмом, а не чисто «шокером». Отчасти благодаря отличному набору актёров из Курта Рассела, Патрика Уилсона и Мэттью Фокса. Отчасти из-за очень достойных съёмок.

Дальше Залер продолжил снимать такое же жестокое кино. Тем, кому понравится «Костяной томагавк», стоит обратить внимание на его «Драку в блоке 99» и «Закатать в асфальт». Эти картины уже про наши дни, но они продолжают тему человеческой жестокости и борьбы за выживание.

Одинокий мститель (Single action)

После выхода «Музыканта» и «Отчаянного» Роберта Родригеса продюсер картины Карлос Гальярдо решил и сам снять чисто мексиканское ковбойское кино. Он написал сценарий, срежиссировал и спродюсировал картину, а заодно и сыграл главную роль.

В его версии героя называют не Эль Мариачи, а просто Амиго, и это крутой спецагент. После убийства видного политика он приезжает в город, где власть захватила мафия. Герою дарят револьвер «Одинокий мститель», с помощью которого он и будет вершить правосудие.

Этот фильм выглядит менее ироничным и более ностальгическим, чем работы Родригеса, но здесь есть и классические дуэли на границе, и совершенно мерзкие мафиози, и соблазнительные опасные женщины. Главные проблемы: играет Гальярдо очень посредственно, а выглядит всё очень дешёво.

Счастливое число Слевина (Lucky Number Slevin)

Ещё один фильм с неожиданной развязкой и, что важно, Брюсом Уиллисом в роли Доброго Кота, пострадал от неточности в переводе. Оборот «счастливое число» будто намекает на какие-то игры или лотереи, но на самом деле картина совершенно о другом.

Молодой человек по имени Слевин (Джош Хартнетт) приезжает к своему другу, но прямо на вокзале его грабят и избивают. А прибыв по адресу, герой обнаруживает, что друг куда-то исчез. Соседка, работающая в морге, решает разобраться в странных событиях. Тем более, что к Слевину являются какие-то бандиты, приняв его за хозяина, и требуют совершить преступление.

В этой картине внезапный финал построен не совсем честно: многие факты зрителю в процессе не договаривают, поэтому разгадать историю не так-то просто. Но всё это компенсируется динамичным сюжетом, интересными съёмками и Брюсом Уиллисом.