Во всём мире горячо обсуждается факт посадки самолёта авиакомпании Ryan Air в Минске. Международное сообщество негодует, осуждает и грозит новыми санкциями.
И это достаточно удивительно, учитывая то, что принудительная посадка самолета международных линий не редкий случай в истории, однако после них все было тихо и спокойно.
Бендер-Аббас, Иран, 23 февраля 2010 года
Принудительная посадка авиалайнера, совершавшего рейс из Дубая в Бишкек, преследовала вполне конкретную цель: арест находившегося на борту лидера террористической организации «Солдаты Аллаха». Как только Абдулмалек Риги был задержан, самолёт отправился в пункт назначения. Задержанного обвинили во множестве преступлений, совершенных его организацией, и приговорили к смертной казни.
Анкара, Турция, 9 октября 2012 года
В этом случае никакие аресты не производились, а целью принудительной посадки стала проверка на наличие военного груза. ВВС Турции заставили совершить посадку самолёт сирийской авиакомпании, совершавший перелёт из Москвы в Дамаск, в связи с подозрением о перевозке оружия. После проверки турецкие власти заявили, что среди груза были компоненты для изготовления ракет и средства радиосвязи, запрещённые к перевозке пассажирскими судами. После изъятия вышеуказанного оборудования самолёт с 35 пассажирами на борту отправился по маршруту в Дамаск.
Вена, Австрия, 2 июля 2013 года
На борту пассажирского самолёта Dassault Falcon 900, принадлежавшего боливийским военно-воздушным силам и направлявшегося из Москвы, находился Эво Моралес, президент Боливии. Вынужденную посадку в Вене он совершил из-за отказа нескольких европейских стран предоставить разрешение на перелёт судна в своём воздушном пространстве. В свою очередь, отзыв разрешения был связан с поисками в самолёте Эдварда Сноудена, бывшего агента ЦРУ, которого, кстати, там не оказалось. Президент Боливии вернулся на родину 4 июля, а после сразу несколько стран Латинской Америки высказали свое осуждение, расценив принудительную посадку как покушение на жизнь президента независимой страны. Руководство стран, отозвавших разрешение на перелёт, принесло свои извинения, после чего Эво Моралес счёл конфликт исчерпанным.
Киев, Украина, 21 октября 2016 года
Самолёт, выполнявший перелёт из киевского аэропорта Жуляны в Минск и всего за 50 км от Беларуси, был вынужден вернуться в Киев. Приказ диспетчерской службы не содержал никаких пояснений, зато со стороны Киева, по свидетельству командира корабля авиакомпании «Белавиа», была высказана угроза о поднятии в воздух истребителей. Позднее СБУ категорически отказалась от этой информации. После посадки рейса в Киеве с борта самолёта был снят журналист Армен Мартиросян. Самолёт после этого благополучно отправился в Минск, а задержанного журналиста отпустили в тот же день. Высказанный президентом Беларуси протест заставил президента Украины Петра Порошено принести личные извинения Александру Лукашенко, на чём инцидент был исчерпан.
Минск, Беларусь, 23 мая 2021 года
Как сообщили официальные власти Беларуси, в момент получения сообщения о минировании самолета авиакомпании Ryan Air решение об экстренной посадке в Минске принимал непосредственно командир воздушного судна. Это подтверждается обнародованными телеканалом «Беларусь» переговорами между экипажем и диспетчерской службой. Истребитель МиГ-29 был поднят в небо для оказания помощи гражданскому самолёту в безопасной посадке. В ходе проверки самолёта на наличие взрывчатых устройств оказалось, что среди пассажиров судна находится Роман Протасевич, один из основателей Telegram-канала NEXTA, который и был задержан правоохранителями, так как находится в розыске.
Post scriptum
В 2020 году были обнародованы сведения о сорванной спецоперации, в ходе которой пассажирский самолёт, направлявшийся из Минска в Стамбул, приземлился бы в Киеве. На его борту должны были находиться более 30 представителей частной военной компании «Вагнер». Их планировалось задержать после принудительной посадки авиалайнера, однако в результате политических игр всех участников ЧВК арестовали в Беларуси, а затем возвратили на родину в Россию. Позже многие политические лица признали наличие подобного плана и очень сокрушались тому, что операция сорвалась.