С 21 апреля в синтоистском храме Ясукуни, расположенном в токийском районе Тиёда, начались весенние мероприятия по поминовению душ, упокоенных там. Множество граждан Японии посещает храм Ясукуни, особенно весной, когда всё пылает в розовом цвете распустившейся сакуры. Для японцев, испокон веков исповедующих синтоизм, святилище Ясукуни является культовым местом. Синтоизм (от японского “синто” – “путь богов”) – национальная японская религия.
Как и всякое языческое верование, синтоизм утверждает божественное происхождение своих носителей – японцев.
Храм Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя) был открыт 29 июня 1869 года по указанию самого императора Мэйдзи и изначально носил название Токио Сёконся. Он предназначался для упокоения душ воинов, погибших за Отечество. Позже император Мэйдзи дал храму другое название – “Ясукуни”, что означает “Святилище умиротворённой страны”.
В храме Ясукуни упокоены души свыше 2 466 000 человек, положивших свои жизни за Отечество и императора в разные времена и эпохи, начиная с 1853 года, когда Япония стала открываться всему миру после длительного периода закрытых дверей. Потрясение за потрясением обрушились на головы японского народа: крушение самурайского режима сёгунов, Сацумское восстание 1877 года, японско-китайская война 1894 – 1895 гг., японско-русская война 1904 – 1905 гг., Первая мировая война, Мукденский инцидент 1931 – 1932 гг., Великая Восточноазиатская война (Вторая мировая война) и др. Упокоенные в храме Ясукуни души погибших почитаются как военные боги (гунсин-сама). Таблички с их именами помещены в специальном здании, куда войти простые смертные не могут. Храм Ясукуни настолько священное в сознании японцев место, что в конце войны, когда японское командование в качестве отчаянной попытки придумать новый вид оружия создало отряды камикадзе, юных пилотов, готовившихся в невозвратный боевой вылет, командиры ободряли тем, что таблички с их именами будут помещены в храме Ясукуни.
По заведенной традиции святилище Ясукуни периодически посещают представители правящей верхушки Японии, включая премьер-министра. Само собой разумеется, это не может не вызывать протесты со стороны Китая, Южной Кореи и Северной Кореи. Ведь народы этих стран больше всех пострадали от японской агрессии в первой половине 20-го века. Сразу же после каждого посещения руководством Японии храма Ясукуни, незамедлительно следует реакция: у диппредставительств Японии проходят яростные митинги, а правительства вышеупомянутых стран шлют в Токио ноты протеста. Следует отметить, что помимо обычных солдат, среди упокоенных в храме и причисленных к пантеону “военных богов” находятся и те, кто был признан Токийским трибуналом 1946 – 1948 гг. военными преступниками класса “А” и повешены, в том числе министр Сухопутных войск Тодзио Хидэки, военный министр Итагаки Сэйсиро и др.
И всё же японцы, в первую очередь первые лица государства, продолжают посещать храм Ясукуни, тем самым как бы одобряя “военные заслуги” своих предшественников, развязавших кровавую войну в Азии.
Не смотря на, мягко говоря, равнодушное отношение японского общества к религии, в Ясукуни-дзиндзя приходит довольно много людей. Они по очереди поднимаются по ступеням к святилищу, бросают монеты в жертвенный ящик и, ритуально хлопая в ладоши, отвешивают поклоны и молятся, молитвенно сложив руки. Священник-каннуси громко бьёт в большой барабан. Интересно, о чём просят верующие своих богов – героев войны за отечество, воинов-камикадзе и тех 14 военных преступников класса “А” ?..
Нужно сказать, что в отличие от тех же немцев, основных виновников Второй мировой войны, японцы как нация не покаялись в своих преступлениях против человечества в лице азиатских народов. Япония не стыдится своего агрессорского прошлого. Подвиг камикадзе воспевается, святилище Ясукуни по-прежнему многолюдно, а правящая элита его исправно посещает, при это утверждая, что это визиты “частные”, а не официальные.
Нынешний премьер-министр Японии Суга Ёсихидэ, как и члены его кабинета, ещё ни разу не совершили визит в храм Ясукуни. Возможно, премьер Суга не спешит раздражать Китай и другие страны в свете нынешних политических событий и в целом в условиях непростой ситуации в мире. Остаётся надеяться, что благоразумие японской верхушки возьмёт верх и очередного витка антияпонских настроений и протестов удастся избежать.
Хоть у кого то в этом ненормальном мире должно оставаться благоразумие.
источники
https://aftershock.news/?q=node/971763