Многие имена на русское ухо кажутся самыми что ни на есть обычными, родными и традиционными. А другие имена казались обычными и даже стариковскими некоторое время назад. Притом и те, и другие вошли в обиход сравнительно недавно – или были недавно придуманы, или просто не допускались для употребления.
Игорь и Олег
Сейчас в России полно и одних, и других, и имя воспринимается как традиционное – ведь оно встречается в учебнике истории, как в рассказах об очень старых временах, так и в сюжетах из двадцатого века. Но на самом деле в России детей так не называли. Так, известно лишь два прецедента за девятнадцатый век, когда дети получили эти имена, то есть их так крестили (именно во время крещения, в церковных бумагах, происходила официальная регистрация ребёнка под каким-либо именем).
Первый Олег появился в императорской семье, поэтому церковь уступила, хотя святых с таким именем нет. А вот за крещение ещё одного, нецарского, ребёнка Олегом священнику был сделан выговор, и церковь предупредила своих членов о запретности этого имени.
В чём дело? В русской истории не было святого, которого официально звали бы Олегом. Известен святой, который носил такое имя в миру, но крещён он был Левонтием – именно это имя церковь рассматривала как настоящее. Святой покровительницей Олегов могла быть, теоретически, разве что Святая Ольга.
Та же история и с именем Игорь. Единственный святой Игорь, князь Киевский XII века, с точки зрения церкви был Георгием – по крещению. Так что первый официальный Игорь появился в России только в 1894 году, в императорской семье. Трудно сказать, был ли он крещён также Игорем или его родители воспользовались возможностью регистрации сына мимо церкви, появившейся для атеистов, но других Игорей почти до самого двадцатого века не было. Правила по крещению церковь смягчила только уже к нашему времени, и у Игорей (и Олегов) появились свои именины, по языческому, а не крестильному, именованию святых.
В сороковые ради пропаганды, подъёма национального самосознания власть стала часто обращаться к образам из истории Древней Руси. Будущие русские-великороссы в то время подчинялись князьям Киевским, среди которых Олег и Игорь были одними из самых легендарных. Неудивительно, что с начала постоянного педалирования темы Древней Руси популярность обоих имён возросла. Пик этой популярности пришёлся на шестидесятые, когда в общественном пространстве появилось много художественных произведений от поклонников славянской дохристианской истории.
Князь Игорь и Олег Константиновичи Романовы в юности.
Людмила и Светлана
Что может быть менее странным, чем русская девочка, которую зовут Людой или Светой? Эти имена привычны и понятны на слух. Тем не менее, они пришли в обычную жизнь из литературы. Первое – благодаря популярности поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина, второе – из баллады «Светлана» Жуковского.
Именем Людмила стали пользоваться практически сразу, хотя решались так назвать свою дочь не все. Зато оформить его официально не было проблем – ведь среди святых прошлого была Людмила Чешская, княгиня-мученица, убитая своей невесткой-язычницей. День её памяти вошёл в русские приметы как день, когда лето поворачивает на зиму – «На Людмилин день гуси в отлёт летят — зимушку на хвосте тащат».
А вот Светлана была выдумана русским немцем Востоковым из головы, вероятно, по подобию болгарской Миланы. Даже после того, как имя стало популярным благодаря Жуковскому, использовавшему идею Востокова, им не называли детей. Корабли, заведения, даже лошадей могли назвать Светланами, но без соответствующей святой девочки такое имя получить не могли.
Так что первыми стали так звать дочерей члены коммунистической партии после революции: Тухачевский, Бухарин, Молотов, Сталин и менее известные большевики. Поскольку при царизме девочек Светлан не было, большевики явно воспринимали его как принципиально новаторское, авангардное, отделённое от предыдущего режима.