Древняя крепость Куэлап в Перу

Смотришь вот так на древние сооружения Южной Америки доколумбовой эпохи, мысленно достраиваешь до первоначального вида и поражаешься. Ведь на самом деле там был свой мир, своя цивилизация. Теперь это как другая планета. Если сделать полную реконструкцию всего, что там происходило до того, как их открыли европейцы — может показаться, что это точно было не на Земле.

Посмотрите, как выглядят остатки Куэлап – это город-крепость, построенный в Х в. высоко в горах южноамериканской цивилизацией Чачапойя.

Фото 2.

Нашёл Куэлап Хуан Крисостомо Ньето, судья города Чачапояс, во время обзора окрестностей совместно со здешними сельскими жителями. Ньето подал отчёт в администрацию региона Амазонас, но поскольку в Куэлап можно подняться лишь по узкой тропе, где больше одного человека пройти не может, его не стали тогда изучать. Первые серьёзные исследования Куэлапа относятся к началу ХХ в. и связаны с именами учёных Луи Ланглуа и Адольфа Бандельера, развенчавшего множество мифов о южноамериканских народах.

Фото 3.

О культуре Чачапойя известно, что её расцвет пришелся на период с Х по XV в.в. Представители Чачапойя жили высоко в горах и, как удалось установить благодаря анализу их памятников и более поздней информации времён инков, называли себя «воинами облаков». В самых труднодоступных местах, на головокружительной высоте они создали несколько важных памятников (кроме Куэлапа, известны также комплекс саркофагов Лагуна де лос Кондорес и Гран Пахатен). Археологические данные свидетельствуют, что культура Чачапойя – не амазонского, а андского происхождения, и люди Чачапойя, вероятно, пришли сюда ради освоения новой земли и расширения сельского хозяйства (об этом говорит много земледельческих террас в их поселениях).

Фото 4.

Благодаря испанским хронистам, пересказавшим свидетельства инков, мы знаем, что люди Чачапойя, в отличие от многих амазонских народов, ходили в одежде, строили храмы, пасли овец, делали отличные ткани и ковры, которые высоко ценились. Установлено, что они поклонялись молниям, а также почитали кондоров и змей.

Строители Куэлапа пользовались славой шаманов и знахарей, разбирающихся в лекарствах и ядах. Кроме того, они славились как отважные воины – что, впрочем, не спасло Чачапойя от завоевания.

Фото 5.

Во время правления императора Тупака Инки Юпанки, пришедшегося на вторую половину XV в., инки вторглись во владения чачапойцев, начиная с Гран Пахатена. Война закончилась в пользу инков и они оставили свои гарнизоны в покорённых крепостях Чачапойя. Существует мнение, что чачапойцы восприняли появление колонизаторов как благо и возможное избавление от власти инков, но их мечтам не было суждено сбыться. Во-первых, испанцы не имели в планах оставлять в Перу какую-то цивилизацию, кроме собственной. А во-вторых, они принесли с собой болезни, к которым у аборигенов не было иммунитета и почти все их тех, кто выжил в войне, умерли от инфекций.

Доподлинно неизвестно, как пал главный город Чачапойя Куэлап, но в нём найдено около восьми десятков непогребенных тел, а также следы огня. Учитывая развитую культуру погребений (ниже мы поговорим о саркофагах чачапойцев), это говорит о том, что здесь была битва, а город подожгли.

Фото 6.

«Хроника Перу» Сьесы де Леона, один из основных письменных источников для изучения данного региона, гласит, что чачапойцы были «белее других», son los más blancos. Это породило массу теорий относительно происхождения чачапойцев, вплоть до вмешательства инопланетных цивилизаций. Однако нельзя забывать, что blanco по-испански значит не только «белый», но и «чистый», а речь в «Хронике» шла о женщинах Чачапойя по сравнению с другими аборигенками – впечатлённые инки взяли их служить в храмах Солнца. С другой стороны, инки называли Чачапойя «людьми облаков» и тоже указывали на их белокожесть – однако мы опять-таки знаем об этом из испаноязычных текстов. Впрочем, знаменитый Тур Хейердал, который интересовался культурой Чачапойя, подчеркивал, что описания чачапойцев всё равно не соответствуют другим южноамериканским этносам. Так что вопрос остаётся открытым.

Фото 7.

Чачапойя, строившие каменные сооружения там, где их обычно не бывает, послужили отправным толчком для создания такого направления, как «археология джунглей». Исследователь по имени Юджин Савой обнаружил более 1200 каменных памятников Чачапойя в амазонских джунглях Перу, а затем его дело продолжил сын, Шон.

Фото 8.

Теперь мы получили представление о людях Чачапойя. Какова же их крепость Куэлап? Чачапойя, жившие исключительно в горах, всегда задействовали в своих сооружениях рельеф. Особенно ярко это проявилось как раз в Куэлапе. Он стоит прямо на одной из вершин – высота над уровнем моря здесь составляет 3 км. Задняя городская «стена» – это обрыв. Проникнуть с этой стороны в город-крепость невозможно, зато оттуда можно сбросить врага или преступника. Подойти к Куэлапу можно только по очень узкой тропе, которую чачапойцы огородили высокими стенами. Рядом находится река Уткубамба.

Фото 9.

За двадцатиметровой стеной в Куэлапе спрятались порядка четырёхсот строений, на платформе, круглых в сечении, с крышей в форме конуса. Платформы находятся и в основании самого города – всего их три, на них распределены все здания. Так чачапойцы избегали затоплений, ведь местность здесь очень дождливая.

Строения в Куэлапе украшались изображениями птиц или глаз. Дома строились без окон, но зато с отличными системами вентиляции.

Фото 10.

Чачапойя создавали в горах уникальные вертикальные саркофаги «пурунмачус» и Куэлап не стал исключением. Вписанные в отвесные скалы, они не разрушались с течением веков, а, наоборот, как бы встраивались в горы. Саркофаги представляют собой человекоподобные статуи из камня, глины и веток, где лицо – аналог нынешнего фото на памятник. Стоят они группами от четырёх до восьми. На них сохранилась роспись белой и красной краской. Существует мнение, что многие чачапойцы приносили своих мертвых для погребения близ Куэлапа, который считался чем-то вроде места силы.

Фото 11.

Путь в Куэлап лежит через города Чачапойяс либо Тарапото. В Чачапойяс из столицы Перу г. Лимы ходит автобус. Из Чачапойяса тоже идёт автобус – вам нужен тот, который направляется в Тинго. Ехать на нём несколько часов. Подъём в горы к крепости занимает до получаса. Другой вариант – добраться из Лимы в Тарапото самолётом. Из Тарапото также идёт автобус на Тинго, который проезжает мимо подъёма на Куэлап.

Фото 12.


Источники:
http://peru-info.me/dostoprimechatelnosti/kuelap