Две самые почётные военные награды Древнего Египта времён первых династий Нового царства (1540—1290 гг. до н. э.) — орден Льва и орден Мухи. Часто они вручались отличившемуся одновременно. Если со львом всё понятно, — животное бесстрашное и сильное, то за что награждали орденом Мухи?
Золотые мухи Древнего Египта — буквально «Золото храбрости» — золотые украшения в виде стилизованных мух, награда эпохи Нового царства. При Тутмосе III стандартизованная золотая муха стала высшей боевой наградой Египта. По сути, этот знак был египетским эквивалентом Железного Креста. 🙂
Награждение ей было открыто для всех чинов, включая рядовых солдат. Орденским знаком был тонкий нашейный обруч, на котором висели три ажурные мухи из золотой проволоки.
В Древнем Египте устраивались специальные церемонии, на которых чествовали победителей. Фараон стал одаривать золотом храбрецов, отличившихся во время освободительных войн и завоевания Сирии.
Аменхотеп IV и его царица Нефертити даруют золотые ошейники любимым придворным
Потом обычай этот укоренился, и почетные награды стали получать и штатские лица. Иногда вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали многих удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались рядом, чтобы приветствовать счастливцев. Во дворце фараона их ждали награды и подарки, а особо отличившимся фараон сам сообщал о повышении в должности и затем бросал с балкона золотые чаши и ожерелья. Военачальники подхватывали на лету эти драгоценные подарки и вешали на шею награжденному иногда по три-четыре ожерелья сразу.
Почему именно муха стала символом воинской доблести? Видный немецкий египтолог Курт Зете предположил, что орден могли назвать в честь шестиногого двукрылого из-за того, что мухи многочисленны, отличаются большой настойчивостью, упорством, назойливостью, бросаются в атаку снова и снова, как их ни гоняй. Эти насекомые досаждали египтянам значительно больше, чем львы, да и сражаться с ними труднее, хотя лев, конечно, много импозантнее мухи, особенно для ордена. Так что орден Мухи должен был свидетельствовать о неустрашимости и упорстве бойца.
Наиболее известны найденные в 1859 году золотые мухи середины XVI века до н. э., пожалованные царице Яххотеп её сыном Яхмосом за её организаторские заслуги в ходе войны с гиксосами. «Орден» из трёх мух (а это единый орден, все сохранившиеся ордена мухи — это ожерелья с несколькими насекомыми), предположительно носившийся на груди, был обнаружен в могиле и с тех пор хранится в Каирском музее.
Золотые мухи и оружие царицы Яххотеп.
В могиле царицы Яххотеп I, кроме трёх золотых орденов Мухи найдены также кинжалы и боевые топоры, характерные обычно для мужских захоронений. Длина каждой «мухи» — 9 см, вес всего ожерелья — 249 грамм.
Орден и его уровень, вероятно, зависел от размера мух. В этом плане орден Яххотеп уникален, а вот ожерелий с мелкими мухами, длиной до 1,5 см было много. Помните польский фильм «Фараон»? Там начальник отряда Эннана бежит по пустыне как раз с орденом мухи на груди…
Драгоценности из гробницы Яххотеп.
Современник и родственник фараона Яхмоса, военачальник Яхмос-пен-Нехебт носил шесть золотых мух и трёх золотых львов. Другой Яхмос, сын Эбаны, имел трёх золотых мух. Мухи этих Яхмосов известны только по письменным источникам, из которых не ясно, идёт ли речь о единовременном награждении тремя мухами, или о трёх последовательных награждениях.
Помимо гробницы Яххотеп, золотые мухи были найдены в захоронениях других женщин и гражданских чиновников. Возможно, при восшествии на трон фараоны практиковали массовые раздачи золотых мух. Поэтому среди египтологов существует мнение, что мухи могли быть не военной, а гражданской наградой (или также гражданской наградой).
Яххотеп
Царица Яххотеп (1560–1530 гг. до н.э.), или, как её ещё называют, Аххотеп, прославилась не только из-за того, что была матерью фараона Яхмоса I (основателя 18 династии древнеегипетских царей), но также благодаря своим лидерским и полководческим качествам. Будучи регентом при своём малолетнем сыне, она стала первой женщиной, которая удостоилась титула жреца. Помимо этого она смогла самостоятельно объединить страну в самый критический момент. Она сплотила вокруг себя солдат и одержала победу над заговорщиками.
В феврале 1859 года группа египетских рабочих, которые формально вели раскопки под руководством Огюста Мариетта, обнаружила в фиванском некрополе Дра Абу эль-Негга нетронутое грабителями погребение царицы. Супруга Секененра Таа II и мать Яхмеса I, основателя XVIII династии, Яххотеп жила во время оккупации северной части страны гиксосами и исполняла обязанности регента при сыне, в то время как Таа II боролся с захватчиками. Страшные раны на голове мумии Таа II, который, судя по всему, погиб во время битвы, еще раз позволяют представить себе уровень ответственности, которая легла на плечи Яххотеп, организовывавшей поставки из тыла и управлявшей Фиваидой.
О её статусе и военных заслугах историки узнали благодаря стеле в Карнакском храме, которую установили по приказу Яхмоса I. Из надписей следует, что Яххотеп заботилась о солдатах Египта и оберегала их, как мать. Она принесла мир в Верхний Египет, объединив страну и изгнав из неё мятежников.
Саркофаг царицы Яххотеп.
О том, что царица-регент была не просто «гаремной женой» фараона, говорит также и её захоронение, в котором помимо царских регалий были найдены предметы, свойственные обычно лишь усыпальницам воинов – наручные браслеты лучника, наконечник копья, тринадцать боевых топоров из бронзы, серебра и золота. Это было единственное нетронутое гробничными ворами погребение царицы за всю историю египетской археологии.
Но самой необычной находкой, после которой у историков не осталось сомнения в том, что перед ними царица-воительница, стало ожерелье с золотыми мухами. Такой подвеской с насекомыми в древнем Египте награждали лишь за героизм, проявленный на поле боя.
Немудрено, что после этого Яххотеп стала своеобразным символом освобождения Египта и одним из главных действующих лиц в нескольких романах, посвященных войне египтян с кочевыми племенами гиксосов (например, роман Нагиба Махфуза «Война в Фивах» и трилогия Кристиана Жака «Гнев Богов»).
Царица Яххотеп в представлении современного художника