Почему мы всегда находим то, что ищем, даже если предмет поиска отсутствует

Это конечно относится не к чему то материальному, а больше к пониманию для себя — что мы ищем? Т.е человек имеет особенность адаптировать предмет поиска под требуемые критерии.

Вот как это выглядит с научной точки зрения:

Это явление называется «деформацией восприятия», и, согласно результатам исследования, недавно опубликованного в журнале Science, оно влияет на все, от конкретных оценок до абстрактного мышления. В ходе более простой части исследования ученые показывали участникам 1000 точек по одной, в оттенках, которые варьировались от синего до фиолетового, а задача была в том, чтобы определить, является ли та или иная точка синей. Для первых двухсот испытаний точки были равномерно распределены по сине-фиолетовой части спектра, так что около половины из них были скорее синими, чем нет. Однако, в последующих исследованиях ученые начали постепенно убирать синие точки до тех пор, пока подавляющее большинство не оказались в фиолетовой части спектра.

Любопытно, что в ходе каждого из испытаний участники идентифицировали как синие примерно одно и то же количество точек. По мере того, как точки становились все более фиолетовыми, определение «синего» просто расширилось, включив в себя более фиолетовые тона. Это продолжалось и тогда, когда участникам было заранее сказано, что ближе к концу фиолетовых точек будет больше, чем синих. Эффект сохранился даже после того, как участникам предложили денежный приз, если они не признают ошибочно фиолетовые точки синими.

Исследователи обнаружили ту же деформацию восприятия, когда они предлагали участникам эксперимента выполнить более сложные задания. Например, их просили оценить лица на предмет угрожающего выражения, а также разделить научные гипотезы на этичные и неэтичные. По мере того как лица становились все более нежными, а гипотезы все более этичными, участники начали идентифицировать лица и гипотезы, которые прежде видели «хорошими», как угрожающие и неэтичные.

Неужели, все мы просто не способны вынести объективное суждение? Не совсем. Это исследование говорит о том, что мы воспринимаем даже объективные понятия как относительные. Мы думаем, что способны идентифицировать фиолетовые круги, но на самом деле мы выделяем самый фиолетовый из тех кругов, что видели недавно. Человеческий мозг не классифицирует объекты и понятия, как компьютер. Понятия в наших головах являются несколько размытыми. Этот феномен имеет огромное значение для… да, в общем-то, для всего.

Например, Мэтт Уоррен из журнала Science считает, что деформация восприятия может объяснить огромное количество цинизма в нашем мире. «Человечество добилось больших успехов в решении социальных проблем, таких как нищета и неграмотность, но по мере того как эти явления становились менее распространенными, те проблемы, что казались прежде незначительными, начали представляться людям все более острыми», – пишет он. Тем не менее, деформация восприятия с таким же успехом может объяснить и оптимизм во времена бедствий: когда дела становятся все хуже, проблемы, которые еще вчера казались серьезными, представляются незначительными.

Деформация восприятия может проявиться и на более широком культурном уровне. Там она приобретает черты «деформации понятий», и некоторые утверждают, что именно этот феномен объясняет растущее количество психиатрических диагнозов в западном мире. С его помощью можно объяснить и более приземленные явления, такие как «вежливость», которая теперь позволяет проверить свой мобильный телефон, но не отвлекаясь слишком надолго, во время ужина с друзьями.

Слово «деформация» имеет негативную коннотацию, но ни одна из них не является изначально вредной. Деформация понятий и восприятия означают, что люди склонны сжимать и расширять различные категории в своих головах, и не замечать, что внешний мир постоянно меняется, постоянно находится в движении. Это исключительно важно для выживания. Например, представление каждого человека о счастье и успехе должно расширяться и сужаться, чтобы мы не становились слишком подавленными или, напротив, не предавались эйфории. И, тем не менее, когда люди классифицируют разные вещи, нам нужны четкие, конкретные параметры для различных категорий, иначе инстинкты могут легко завести нас в заблуждение.


источники