В 1957 году в йеменском городе Аден родился мальчик — Мукеш Амбани. Это была бедная семья: отец вырос в сельской глуши, не имел образования и работал на заправке, а мать занималась домашними делами. Помня о своём тяжёлом и часто неблагодарном труде с самого детства, отец семейства накопил немного денег и решил вернуться обратно в Индию. Там Дхирубхай Амбани открыл небольшой магазин по продаже специй. Вскоре сфера интересов расширилась, «золотой жилой» оказалась новая на тот момент ткань — полиэстер.
В 1966-м была основана компания Reliance Industries Limited, которая в итоге станет одной из самых влиятельных в Индии.
Сегодня Reliance Industries занимает 106-е место в списке крупнейших компаний мира и является крупнейшим ретейлером Индии. В стране проживает более 1,3 миллиардов человек, а самый богатый из них — Мукеш Амбани, владелец крупнейшей компании. Его состояние оценивается в 64 миллиардов долларов, что позволяет занять девятую строчку в общемировом рейтинге. Результат впечатляющий, однако, по мнению аналитиков Forbes, к 2014-му Мукеш Амбани должен был стать самым богатым человеком во всём мире — настолько быстро росло состояние в начале нулевых. Примерно так же быстро росла экономика всей Индии, хотя она и не дотягивает до смелого прогноза Амбани в 30 триллионов долларов к 2030 году и, соответственно, первому месту в мире.
Плоскость интересов Reliance Industries широка и затрагивает абсолютно разные сферы: от добычи и переработки полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, до розничной торговли продуктами и цифровых технологий.
Тем не менее все проекты Амбани объединены одной деталью — масштабом. Это всегда нечто огромное: если продуктовая сеть, то на сотни магазинов, если нефтеперерабатывающий завод, то самый большой в стране.
Когда Мукеш Амбани, следуя идеям отца, решил заняться коммуникационными технологиями, он просто купил крупнейшего и вообще единственного игрока на рынке, который предоставляет услуги беспроводной связи формата 4G.
Такая же ситуация складывается при необходимости в кооперации: всегда выбираются только «игроки из высшей лиги». Для совместной разработки нефти приглашается British Petroleum, а для сотрудничества в сфере интернет-развлечений привлекаются MTV и Paramount Pictures. При этом конкурентами выбираются такие гиганты, как Netflix и Amazon. Самое же поразительное заключается в том, что Мукешу Амбани удаётся реализовывать свои амбициозные планы.
4K и 4G в подарок
Данные — это новая нефть
– Мукешу Амбани
Под «данными» имеется ввиду информация или даже скорее интернет-трафик. Несмотря на уже почтенный возраст (63 года), Амбани вполне себе идёт в ногу со временем, и сейчас основным его проектом является широкополосный стриминговый сервис JioFiber. Эта компания появилась в 2015-м. Для того чтобы занять место на рынке среди более известных и крупных конкурентов, была применена необычная тактика. Некоторые экономисты теперь называют этот приём «эффект Jio».
Чтобы потеснить более известных и крупных конкурентов, нужно предложить потребителю нечто особенное, очевидно намного более выгодное. Прежде всего Амбани заявил, что все звонки внутри страны через его сервис никогда не будут облагаться никакой платой. Далее всего за несколько лет по всей стране построили 260 тысяч вышек, добившись 95% покрытия страны 4G. Для того чтобы каждый индиец мог наконец воспользоваться благами цивилизации, Амбани заказал проект самых дешёвых 4G-телефонов. Для конечного покупателя они выходили по цене всего в 22 доллара. Естественно, в начале миллиардер нёс огромные убытки, однако уже через год к его цифровой империи присоединилось 160 миллионов человек. В результате акции резко пошли вверх и принесли дополнительные 16 миллиардов к уже готовой многомиллионной целевой аудитории.
По прогнозу самого Амбани, к 2023 году его сервисом будут пользоваться 600 миллионов человек. Только от подписок на платные сервисы он будет получать не менее 50 миллионов долларов в месяц. Можно считать это пассивным доходом.
Раздав телефоны и заполучив огромную базу пользователей — те самые «данные», — Reliance Industries тут же разработала новую кампанию. Так как теперь борьба идёт не только за 4G, но и за контент, было решено раздавать населению 4K-телевизоры. Их тоже специально спроектировали подешевле, но кому какое дело? Телики раздают, и всего одно условие — купи подписку на Jio, стоит всего 10 долларов в месяц. Потом её можно отменить, а телевизор всё равно оставить себе.
Схожую тактику Мукеш Амбани применял ещё в 2002 году, когда выходил на рынок сотовой связи. Для того чтобы задавить уже закрепившихся конкурентов, была предложена широчайшая дисконтная программа и множество тарифов. Некоторое время компания Амбани работала в убыток, но каждый день такой работы привлекал всё новых и новых клиентов. В итоге средняя стоимость секунды звонка в стране снизилась с 35 до 2 центов, то есть более чем в 15 раз.
Самый дорогой частный дом
Став самым богатым человеком Индии ещё в 2009-м, Мукеш Амбани почти сразу шокировал мир своим домом. В южной части Мумбая появился самый дорогой и самый высокий частный дом в мире. 27 этажей с высоченными потолками, из-за которых здание возвышается на все 60 этажей. По независимым оценкам, в 2010 году этот дом стоит миллиард долларов, что являлось рекордом, а возможно, является и до сих пор. Дело в том, что сам Амбани довольно прохладно реагировал на слухи о стоимости и лишь заметил, что дом-то, конечно, очень дорогой, но, в отличие от остальных богачей, у него всего один дом. Возможно, он стоит ещё дороже, ведь почти никому не известно о внутреннем убранстве, тем более на всех этажах.
Без риска скучно жить
– Мукеш Амбани
Банальная фраза, сказанная в банальном интервью, однако совсем небанальным человеком. Только представь, какими суммами Амбани рисковал, проворачивая свои трюки с привлечением аудитории и захвату рынков. Провал обошёлся бы в десятки миллиардов долларов, возможно, привёл бы к полному банкротству. До этого такой же риск был с сотовыми телефонами, и наверняка ещё в далёких 60-х покойный ныне Дхирубхай Амбани, точно так же рискнул. Бросил заправку в Йемене, отложенные сбережения пустил на открытие небольшого магазина, а в итоге породил международную корпорацию. Без риска точно не обошлось.