Некоторое время назад мы с вами обсуждали пост про кровавые традиции на Фарерских островах. Это вызвало тогда достаточно эмоциональное обсуждение. Ну еще бы! Ежегодно жители Фарерских островов ловят и убивают китов и гриндов (черных дельфинов) во время традиционной охоты, известной как «Grindadrap». Море в районе Фарерских островов становится таким же кровавым и жутким, как и сам жестокий обряд.
Толпа охотников загоняет китов и дельфинов в бухту, а затем перебивает их позвоночники, оставив животных медленно истекать кровью. По данным PETA (People for the Ethical Treatment of Animals), некоторые киты бьются в агонии на протяжении нескольких часов. «Киты и дельфины очень умные существа, и они способны чувствовать боль и страх, точно так же, как и мы. Они вынуждены смотреть, как их сородичи умирают в красной от крови воде, в ожидании собственной гибели».
Как вообще появилась эта традиция и почему она существует и по сей день?
Каждый год на Фарерских островах происходит забой гриндов — черных дельфинов. Это зрелище мало отличается от любой сцены на скотобойнях: большое количество мертвых тел животных, море крови и люди, разделывающие туши ради мяса. Безусловно, в этой сцене мало приятного. Точно так же большинство людей предпочитают не задумываться, откуда на самом деле берется на столе мясо для котлет и шашлыков: гораздо проще воспринимать мясо просто как еду, а не как убитых свинок и коров.
Мало того, если свинки, коровы и барашки довольно привычны для нас как скот на убой, то вот например в некоторых странах запросто едят собак, а уж лошади так это вообще достаточно распространенное мясо в магазинах. А они тоже вроде бы как не глупые животные.
Забой китов в Вестманне, 1854 год.
Сцены убийства дельфинов обычно преподносятся как местная забава и просто дань традиции. Именно этот факт возмущает читателей больше всего — зачем убивать невинных животных, если вы потом не будете есть мясо? Что за забава такая — убивать животных? На самом деле это вовсе не забава: история китобойного промысла уходит к 1584 году. На тот момент других источников мяса на островах не было, и мясо дельфинов обеспечивало местное население едой на год вперед.
Китобойный промысел на Фарерских островах, 1855 год.
Позже на острова были завезены также овцы. Но и сегодня основной рацион местных жителей составляет мясо (рыбы, дельфинов, морских птиц и овец), так как овощи довольно плохо растут в суровом климате островов (здесь даже летом температура редко поднимается более 15 °C), не говоря уже о злаковых и фруктах. И потому мясо пойманных летом дельфинов большей частью засаливается, вялится и высушивается, чтобы быть съеденным в остальные сезоны года.
Овцы, пасущиеся в суровых условиях климата Фарерских островов.
Интересно, что мясо и жир гринд не экспортируется и даже не продается в магазинах. Эти продукты готовят к употреблению и съедают непосредственно в семьях. Именно поэтому в дни забоя можно увидеть такое большое скопление народа на берегу. Кажется, что для такого сравнительно небольшого количества людей на острове мяса дельфинов слишком много. Однако из-за очень специфического рациона местных жителей на самом деле гринды составляют всего лишь 30% производимого на островах мяса и оно полностью идет в еду островитян.
Китобойный промысел на Фарерских островах вызывает множество протестов среди защитников природы. Его называют бесчеловечным, жестоким и бессмысленным. Среди основных аргументов называют то, что убийство животных происходит негуманно, а также то, что подобные действия грозят вымиранию гринд как вида.
И действительно, еще несколько десятков лет назад гринд убивали так же, как и сотни лет назад — гарпунами, что иногда приводило к тому, что животное оставалось еще полуживым, даже когда его вытаскивали на берег. Однако местная организация защиты животных на островах в свое время настояла на использовании специальных копий, которые позволяют умертвить животное буквально за 1-2 секунды. Удар делается в основание головного мозга, через которое проходят артерии, из-за чего смерть наступает мгновенно, а вода вокруг окрашивается кровью.
Воды залива окрашиваются в красный цвет во время забоя дельфинов.
И действительно, еще несколько десятков лет назад гринд убивали так же, как и сотни лет назад — гарпунами, что иногда приводило к тому, что животное оставалось еще полуживым, даже когда его вытаскивали на берег. Однако местная организация защиты животных на островах в свое время настояла на использовании специальных копий, которые позволяют умертвить животное буквально за 1-2 секунды. Удар делается в основание головного мозга, через которое проходят артерии, из-за чего смерть наступает мгновенно, а вода вокруг окрашивается кровью.
За год на Фарерских островах забивается около 800 дельфинов. И хотя общее количество особей гриндов в этой части Атлантики составляет около 128 000 и по многочисленным исследованиям скотобойный промысел на островах не наносит никакого существенного урона популяции, организации по защите животных уверены, что 800 — это слишком много.
Черное мясо гринд.
Местные жители не намерены ни уменьшать количество потребляемого мяса гринд, ни тем более отказываться от него. Для них это часть традиции, часть рациона, часть культуры.
Несмотря на то, что претензии по поводу убийства дельфинов часто предъявляют Дании, так как Фарерские острова входят в состав Королевства Дании, датское правительство не имеет никаких рычагов влияния в данном вопросе. За исключением обороны и внешней политики, на островах самостоятельно решаются практически все государственные вопросы, включая и контроль китобойного промысла.
А вам все таки кажется это бесчеловечным мероприятием или обычным традиционным способом добывать себе пропитание?