Самое высокогорное судоходное озеро Титикака славится не только тем, что инки утопили в нем свои сокровища (есть такая версия), но и плавучими островами, созданными племенем Урос.
Вот как это выглядит …
Племя Урос образовалось еще в доинкские времена. Сами они говорят, что существовали тогда, когда солнца не было, а вокруг царили темень и холод. Урос, естественно были супер-человеками, раз выжили в таких жестких условиях. Со временем мрак рассеялся лучиками Солнышка, на Земле появилась различная живность, а народ, ко превеликому сожалению, утратил всю свою уникальность, потому как посмел нарушить Великий Универсальный Закон Вселенной. Чем он там нарушил правила, осталось за кадром, но, думается, не иначе как объевшись яблок. На этом мифическая составляющая истории Урос оканчивается, и начинается фактическая.
Фото 3.
Как уже упоминалось, Уросы возникли еще до инков, но именно инки сделали их уникальным племенем, вытеснив на озеро. Агрессивные инки продвигались вглубь Анд, подминая под себя все живое. Урос не стали дожидаться, пока из них нарежут салат к инкскому обеду и загодя удрали на громадное озеро. Приставать к другому берегу все равно было бессмысленно, так что они соорудили из тростника маленькие островки, которые потом разрослись в большие острова-деревни. Поскольку их жилища располагались глубоко в тростниковых зарослях, они так и остались бы незамеченными, если бы не их соседи – племя Аймара, которое в отличие от Уросов, грудью встретило инков и дало им достойный отпор.
Фото 4.
Война Инков и Аймара протекала с переменным успехом и по ходу военных действий фортуна частенько поворачивалась к последним задницей. В такие трудные минуты они садились в лодки и уплывали по озерной глади Титикака подальше вглубь зализывать раны и кумекать над дальнейшей стратегией ратных делов. Инки, само собой, сложа руки не сидели и усиленно утюжили водоем в поисках удравшего противника. В ходе очередной операции и были обнаружены новоявленные робинзоны вместе со всем их домашним хламом.
Уросов под нож не отправили, но данью обложили (по миске маиса с каждой семьи), которую они и платили исправно, пока прибыли испанцы и отправили инков кормить червяков. Вот и получается, что грандиозные, отделанные драгоценностями дворцы инков оказались намного более хрупкими, чем деликатные тростниковые плоты Уросов.
Фото 5.
Современное состояние племени Уросов кардинально изменилось со времен завоеваний Америки. Хотя прятаться и платить дань больше некому, Уросы старшего поколения держатся воды. Молодежь — наоборот, убегает в города на твердую землю, часто оставляя родной островок в качестве дополнительного заработка от туристического бизнеса, благо туристов туда возят много и регулярно. Коренные Уросы живут вдалеке от туристических маршрутов и доступ к ним без специального гида из местных невозможен.
Племя понемногу утрачивает свою аутентичность, сливаясь с Аймарами, которые также счастливо дожили до наших дней не убегая на воды от опасностей. Увы, таков закон выживания – Аймры, проживающие в более комфортных «твердоземельных» условиях, шли в ногу со временем, развивая ремесленничество, сельское хозяйство и другие виды заработка, в то время как Уросы прозябали на плавучих островах безо всякого прогресса. Даже с туристов они не умеют выжать копейку, что уж говорить о каком-то другом бизнесе. Все, что они умеют делать хорошо — это строить плавучие острова и на них жить.
Фото 6.
Острова Уросов делаются из тростника. Сначала его высушивают, потом смачивают для эластичности, потом опять подсушивают и только после этого тростник годится для сооружения плавсредства. Толщина острова – 1,5-2 метра, площадь бывает весьма различной, в зависимости от предназначения. Острова не плавают в полном значении этого слова, они прикреплены к тростнику (большому камню, воткнутому в дно бревну) и на протяжении «жизни» остаются на одном месте. Перемещают их только в случае острой необходимости, если например уровень воды опустился, от чего острову грозит сесть пузом на ил, и, как следствие, быстро сгнить.
Фото 7.
Согласно источникам, которые я нашел, срок эксплуатации острова – 30 лет, но мне это кажется очень сомнительным, поскольку тростник – совсем не тот материал, который может столько времени продержатся в воде. Как бы там ни было, острова требуют постоянного ремонта и частичной подмены стройматериала. Поверхность острова не твердая, как может показаться, она прогибается под тяжестью человека, так что ходьба по ней напоминает ходьбу по кипе сена. Количество островов по разным оценкам находится в пределах от 40 до 60 штук.
Фото 8.
Тростник для Уросов – не только «земля», но и средство передвижения (из него делают красивейшие лодки), сырье для сувениров, хозяйственных приспособлений, посуды и даже еда. Сердцевину высушивают, размалывают и готовят разнообразные блюда, а также лепешки. Преимущества такого питания очевидны – оно абсолютно бесплатное, ведь тростника вокруг намеренно, недостатки тоже очевидны – всю жизнь на такой булке не просидишь, но она очень выручает, когда рыба не ловится и птица не попадает в силок. Еду готовят на огне, который разводят на камнях прямо на островной «земле», следя за тем, чтобы огонь не перекинулся на пересушенный солнцем тростник – на этот случай под рукой всегда находится емкость с водой.
Фото 9.
Строения также тростниковые. На каждом острове стоит башня, на которых в давние времена постоянно дежурили, и в случае опасности поднимали народ по тревоге. Теперь башни используются как декорации. Некоторые умудряются заниматься на островках нехитрым земледельчеством, «удобряя» тростник плодородным илом, но все же основные промыслы местных жителей – рыбная ловля, охота на птиц и их яйца и туристический бизнес.
Фото 10.
Поверхность островов Урос мягкая и пружинистая, местами вода просачивается сквозь тростниковый покров.
Жизнь такого острова, к сожалению, не продолжительна, всего 30 лет, затем приходится строить новый остров, участие в этом принимает вся семья, а само строительство занимает около полугода.
Фото 11.
Сейчас на озере Титикака насчитывается более 40 плавучих островов Урос, на некоторых из них имеются вырабатывающие электроэнергию солнечные батареи, смотровые башни, рынки. Из тростника племя строит все: дома, лодки, сувениры и утварь, разводят из него огонь и употребляют в пищу!
Конечно, тростником племя не ограничивается: ловят рыбу, охотятся на птиц и даже выращивают овощи на местных грядках. Эти уникальные острова представляют собой один из самых удивительных примеров существования племен, которым удалось сохранить обычаи и традиции своих предков.
Фото 12.
Как и многие другие уникальные мировые культуры, уру находится под угрозой поглощения чужими культурами. Большинство индейцев уру говорят на языке аймара – более крупного племени, живущего по соседству на суше. Считается, что уру утратили свой язык около пятисот лет назад. Исчез ли их язык естественным образом, или был насильственно вытеснен аймара, неизвестно, однако сравнительно недавнее пришествие европейцев в Южную Америку создало огромную угрозу для их национального самосознания. Угрозу даже большую, чем когда-то они испытали со стороны империи инков, которым уру платили налоги и отдавали своих сородичей в качестве рабов.
Фото 13.
Хотя по численности уру и очень маленький народ, они переняли те аспекты европейского общества, которые подошли им. Многие из индейцев пользуются телевизорами и другими электроприборами, работающими на солнечных батареях. А на самом большом острове расположена радиостанция, которая транслирует ежедневно по нескольку часов. Для детей была создана система группового образования в виде двух школ. Однако так как сохранению самобытной культуры уру придается огромное значение, одна из школ была отдана полностью под традиционное обучение.
Фото 14.
На островах нет современных кухонных плит, так что, естественно, возникает вопрос, как же уру готовят еду, раз они не могут использовать огонь без угрозы поджечь свои жилища? Оказывается, островитяне просто складывают кучку из камней, достаточно высокую, чтобы на ее вершине можно было без опаски зажечь небольшой костер.
Фото 15.
Еще один вопрос, который часто задают в отношении уру, это как они поддерживают гигиену около своих жилищ. Ответ прост, около каждого острова сооружается еще один маленький островок, который и используется только в качестве туалета. Тростник впитывает отходы, и это способствует развитию будущего урожая. Для поддержания своей скудной экономики уру также приходится размещать множество любопытных туристов, приезжающих в эти места, чтобы увидеть уникальный образ жизни. Большинство семей уру имеет в своих домах отдельную комнату, предназначенную специально для гостей и туристов, желающих остаться на ночь. Для туристов сделаны некоторые уступки в плане современных удобств, однако каждую ночь туристы приглашаются на традиционный танец, на котором им рекомендуют появиться в национальной одежде уру. Есть подозрение, что уру считают это скрытым подшучиванием над своими западными гостями.
Фото 16.
Можно только надеяться на то, что этой маленькой уникальной культуре удастся выжить под влиянием извне. И, конечно, было бы очень жаль, если бы этот любопытный, хотя и крошечный кусочек человечества стал еще одной жертвой всеобщей гомогенизации культур.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
http://terra-z.com/archives/12999
http://www.explorebyyourself.com/peru/dostoprimechatelnosti/lake_titicaca
http://wwportal.com/plavayushhie-ostrova-ozera-titikaka/