Гробница персидских царей

Местом погребения великих людей Древней Персии является территория, которая расположена в нынешнем Иране. А именно эти места находятся буквально в самом сердце Ирана, в шести километрах от городка Персеполь. Именно здесь располагается аналог египетской Долины Царей.

Это древние скальные рельефы, которые скрывают в себе гробницы Перситских царей древности. Весь этот комплекс объединен названием – Накше-Рустам (оригинальное название Naqš-e Rostam ) . Самый древний рельеф своим появлением датируется возрастом более трех тысяч лет. Остальные более юные и самому «младшему» приписывают возраст порядка тысяча семиста лет.

Местные люди называют эти гробницы Персидскими крестами.

Фото 2.

Накше-рустам считается священной горной цепью, здесь захоронены четыре правителя династии Ахеменидов, среди которых был и царь Дарий. После того, как Персию захватил Александр Македонский, гробницы пришли в запустение и постепенно были совсем заброшены.

Вход в каждую гробницу расположен прямо в центре креста, а сама могила представляет из себя небольшую палату с саркофагом короля. Горизонтальный луч на каждом из фасадов могилы, как полагаю, является точной копией входа в дворец Персеполя.

Фото 3.

Многие из туристов пропускают Накше-Раджаб (Naghsh-e Rajab) и не сказать, что очень многое теряют. С другой стороны эту достопримечательность вполне по силам осмотреть минут за десять, так почему бы не сделать этого?

Здесь давным-давно (а именно во времена правления династии Сасанидов – в III веке) кем-то были высечены несколько барельефов. Они мало интересны с художественной точки зрения – довольно неуклюжи, грубы и плохо сохранились, зато интересны с исторической и мифологической.

Фото 4.

На первом от «входа» барельефе изображена процессия людей, во главе которой на коне восседает царь, которого легко опознать по шарообразной короне. Сей барельеф называется «Шапур I с семьей и придворными». На груди царской лошади можно разобрать какие-то каракули – утверждается, что это фраза на трех языках, характеризующая седока как «императора арийцев» — ведь название «Эраншахр» – «страна ариев» было узаконено при отце Шапура I – Ардашире I Папкане. Это – самый большой барельеф в комплексе, его длина составляет 6 метров, высота – 4 метра.

На следующем барельефе изображены несколько стоящих человек, в ногах у которых держат какую-то палку то ли два карлика, то ли два ребенка, один из которых проидентифицирован как внук Ардашира и сын Шапура – Варахран I. Барельеф называется «Коронация Ардашира I», коронует его сам Ахура-Мазда. Примечательно, что именно у Ардашира появилась та самая шарообразная корона, по которой легко узнать представителей Сасанидов.

На самом деле это не корона, а «коримбос» – мягкий шелк, окутывающий скрученные в пучок царственные волосы. За Ардаширом стоит главный священник, за ним — будущий Шапур I, а за Ахура-Маздой – вероятно жена и мать коронующегося. Этот барельеф – самый старый в Накше-Раджабе – относится к первой половине III века, его размеры 4,5 на 2,5 метра.

Слева от этого барельефа можно поглазеть на портрет того, кто считал себя основателем зороастризма как главной религии персов – на священника Картира, «работавшего» в Истахре при Шапуре I и его наследниках. Прямо-таки с невозмутимо-буддистким выражением лица он указывает на клинописный текст, в котором излагает свои доктрины и краткую биографию. Этот барельеф – самый «молодой» в Накше-Раджабе, его датируют концом III века.

Фото 5.

На четвертом  барельефе изображена «Коронация Шапура I» — одного из самых видных представителей Сасанидов — ему, восседающему на коне, вручает царские регалии так же сидящий на коне бог Ахура-Мазда. Размеры барельефа 2,7 на 4,7 метра, он – наиболее точно датирован – 241 годом.

Название «Накше-Раджаб» – «Рисунки (Скульптуры) Раджаба» не имеет никакого исторического смысла и было дано в 1772 году датским путешественником Карстеном Нибуром, впервые более-менее научно описавшим барельефы – мол именно так местный деревенский староста величал это «заведение», принимая Шапура за некоего индийского раджу. По другой версии неподалеку держал кофейню какой-то человек по прозвищу Раджа, но есть еще и версия одного известного ширазца , что этот комплекс назывался «Накше-Кахраманан» – «Рисунки (Скульптуры) Героев». Ну и еще одна версия — название Накше-Рустам произошло от народных легенд, цари были постепенно забыты, а народ приписал все рельефы герою национальных легенд Рустаму.

Фото 6.

Вообще Персеполис , Персепо́ль (стар. перс.: Парса, нов. перс. تخت جمشید — тахте-джамшид, трон Джамшида) — древнеперсидский город, возникший в VI-V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. Находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. В Персеполе сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от Персеполя находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. Персеполис, оплот Джамшидов, был массивным и великолепным дворцовым комплексом.

Он был построен в 512 году до н.э. и в течение последующих 150 лет расширялся. Во времена Александра Македонского в 331 до н.э. здесь произошел пожар, и до сих пор неизвестно был ли он случайным или преднамеренным, в ответ на взятие Афин Ксерксом. Руины, которые вы увидите являются лишь жалкой тенью Персеполиса, но вы сможете представить себе его былое величие, если возьмете карту и воспользуетесь своим воображением. Огромная часть города была скрыта под песками до раскопок в начале 1930-х гг. Первое, что предстает перед взором посетителя, поднимающегося по входной лестнице — Ворота Ксеркса, покрытые надписями, сделанными на нескольких древних языках. Из ворот вы выйдете к Дворцу Ападана, где правители проводили аудиенции и праздники. Великие сокровища хранились во Дворце, но они были украдены, а то, что осталось можно увидеть в Национальном Музее в Тегеране. Огромный зал в Персеполисе был Дворцом Ста Колонн, который вероятно был самым большим зданием построенным в период Ахаменитов и когда-то он использовался как приемная персидского царя Дария I. Персеполис находится в 57 километрах от Шираза по дороге на Исфахан и сюда можно добраться на автобусе или такси.

Фото 7.

Кроме захоронений царей, которые представлены в виде четырех гробниц, на территории этого комплекса расположена довольно странная и загадочная постройка. Имя ей «Куб Заратустры». Существует несколько версий предназначения данной постройки. Одними из самых правдоподобных и распространенных, является две версии. По первой под этой постройкой находиться гробница самого Кира Великого. А по другой – здесь было ритуальное помещение для хранения огня зороастрийцев.

Фото 8.

Куб Заратустры (Хранилище наследия — где находились воловьи шкуры с золотыми буквами — Первое издание Авесты). На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения — ‘Куб Заратустры’ (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находится могила Кира Великого.

Фото 9.

Все мы в школе изучали историю Древнего мира, и помним противостояние древних греков с древними персами. И если про первых нам как-то известно больше, в том числе про места их обитания, их города, то вторые оставались как-то не периферии нашего внимания. А между тем Персеполис — это столица той самой великой Персидской Империи, которая правила большей частью Малой Азии в те времена. Сейчас от Персеполиса мало что осталось, я лично ожидал что уцелело гораздо больше. Но армия Александра Македонского, спалившая персидскую столицу, и время сделали свое время. Развалины были вновь обнаружены в конце XIX века, и в раскопках участвовали представители самых разнообразных стран, что они не преминули запечатлеть на колоннах у входа. Даже в его нынешнем состоянии он впечатляет. Отсюда правили огромной империей все персидские ‘громовержцы’: Ксеркс, Дарий, Кир. Дворцы древнего города поражают своим размахом, и это надо видеть. Не буду вдаваться в исторические экскурсы, поскольку это было бы пересказом путеводителя. Один тот факт, что Александру Македонскому потребовалось 3000 верблюдов, дабы вывезти награбленные им в Персеполисе сокровища — говорит о многом. Надо признаться, что даже то немногое, что уцелело, производит весьма сильное впечатление, особенно поражают детальностью работ выгравированные на камне рисунки, изображающие послов самых разных стран — от Индии и Армении до Египта и Эфиопии, пришедших с дружескими подарками к великому персидскому правителю Дарию. Вообще это отличительная черта персеполисских изображений — представители всех этих государств изображены не как вассалы, а как равные персам люди, признающие и уважающие силу Дария. Помимо этих изображений осталось несколько колонн, а в основном черты великого города прошлого лишь смутным миражом проступают из полуденной дымки.

Километрах в шести от Персеполиса расположен Накш-е-Ростам (гробницы персидских царей, называемые на фарси ‘Нахш-э-Рустам’ высеченные прямо в отвесных скалах, несколько напоминающие иорданскую Петру) и Накш-е-Раджаб — небольшое скопление барельефов, которое также любопытно поглядеть. Туда лучше добираться на попутном транспорте, если вы приехали своим ходом. Посещение Персеполиса стоит всего 5 тысяч риалов (1 доллар), а гробницы — 3 тысячи риалов. Почти даром. Накше-Рустам (перс. نقش رستم ,Nāqš-e Rostām — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполиса, представляющая собой вырезанные в скалы четыре огромные гробницы великих персидских царей — Дария I, Ксеркса I, Атарксеркса I и Дария II. Могилы выполнены в форме АРИЙСКОГО креста и видны издалека. Между ними расположены не столь значительные по размеру барельефы, созданные уже через сотни лет, совсем другой династией иранских правителей, которые тем не менее почитали царей прошлого. Могу сказать, что лично на меня Накш-е-Ростам произвел даже большее впечатление, нежели Персеполис. В Персеполисе, безусловно, есть дух древности, но тут воздух буквально пропитан им. Административно Накше Рустам входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.   Гробницы царей династии Ахеменидов Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй. Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно — царю Дарию III (336-330 до н. э.). Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

Фото 10.

Гробница Дария III На окраине Персеполя ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи. Накше-Раджаб (Naqš-e Rajab) — археологическая зона к западу от города Истахр, 3,5 км к северу от Персеполиса, находится в нескольких сотнях метрах от Накше-Рустам. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Обе зоны являются кандидатами на получения статуса объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Накше-Раджаб знаменит скальными рельефами эпохи Сасанидов.   Сасанидские рельефы Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода. Ардашир I (226-242) Арташ́ир Папа?ан (ок. 180-241 по Р. Х.) — первый шаханшах Ирана в 224-241 гг. из династии Сасанидов. Имя ‘Арташир’ (пехл. Artaxšir, Ардашир, Эрдешир) может быть переведено как ‘праведный лев’; однако на самом деле оно восходит к др.-перс. Artaxšaça, ‘праведная власть’, более привычному нам в его греческой передаче ‘Артаксеркс’. Это же имя в еврейской передаче выглядело как Ahašweroš, (то есть Агасфер, имя героя предания о Вечном Жиде), откуда ошибочно в ‘Вульгате’ и в русском Синодальном переводе Библии рядом с Артаксерксом появляется царь Ахашверош (1 Ездр. 4. 6-7). См. фото рельефа — ‘Ахура-Мазда вручает символ власти Ардаширу’ первому шахиншаху Ирана (224-241 гг.)

Фото 11.

Куб расположен в западной части Накше-Рустам и ориентирован на север. Здание квадратное в плане и сложено из блоков белого известняка, соединённых без раствора железными скобами. Длина стены 7.25 метра, высота 12.5 метров, а вместе с трёхступенчатым постаментом общая высота достигает 14 метров. Внутри расположена единственная комната со стороной 3.7 метра и высотой 5.7 метра, в которую ведёт дверь размером 1.90 на 1.70 метра. К ней ведёт лестница, верхняя часть кладки которой разрушена, зато нижняя хорошо сохранилась. Начиная с высоты трёх метров фасады украшены 15 рядами (16 на северной стене) мелких и узких прямоугольных выемок.

Дополнительно, на всех стенах, кроме северной, на высоте комнаты расположены три пары фальшивых окон. Оригинальные каменные двери не сохранились, однако сохранилась часть дверей «тюрьмы Соломона».

Фото 12.

Все источники, как пехлевийские, так и более поздние арабо- и персоязычные, а тж. византийские и армянские, называют Ардашира потомком Папака (поздн. Бабека), правителя Персии (Парса, поздн. Фарс) и воссоздателем персидской империи, рухнувшей вместе с Ахеменидами, после векового правления македонцев, — Александра и Селевкидов, и парфян Аршакидов. Однако все они разнятся между собою во многом, и их можно распределить по следующим группам. Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом. Бахрам II (276-293) — большой рельеф и два малых рельефа Нарс (293-303) Ормизд II (303-309)   Куб Заратустры Кааб-е Зартошт   На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения — ‘Куб Заратустры’ (Кааб-е Зартошт).

Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находится могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На ‘Кубе Заратустры’ имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб.   Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э.. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв массивное строительство. Пасаргады (перс. پاسارگاد) — древний персидский город, первая столица империи Ахеменидов. Находится на расстоянии 87 км к северо-востоку от Персеполиса, 130 км от Шираза. Город находится в провинции (остане) Фарс. Название означает ‘Сады Фарса’. Кир Великий начал в 546 до н. э. строительство своей столицы, однако он умер, когда строительство ещё не завершилось.

Город стал столицей. Позднее Дарий I построил Персеполь и перенёс столицу туда.В археологическую зону входит мавзолей Кира, крепость Толл-е-тахт на холме, руины двух царских дворцов и сады в жанре чахар багх — четырёхуровневые сады. Всего археологическая зона покрывает площадь 1.6 кв. км. Планировка города осуществлялась так, чтобы он мог выдержать землетресения достаточно большой силы. Город был занят Александром Македонским в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, через несколько месяцев Александр разрешил войскам грабить город, восточный дворец Ксеркса был подожжён, и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты на бычьих шкурах золотыми чернилами.   Мавзолей Кира (Пасагарды)   К погребальной камере ведут шесть широких ступеней, размеры камеры 3.17 х 2.11 х 2.11 m. В 330 г. до н. э. гробницу посетил Александр Македонский. Во время пребывания царя в Индийском походе гробница была разграблена; по возвращении Александр велел казнить грабителей. Когда местность заняли арабы, среди них распространилось поверье, что гробница принадлежит матери пророка Сулеймана (царя Соломона).

С именем Соломона легенда связала и другие сооружения Пасаргад, что, возможно, сберегло их от разрушения, постигшего другие ахеменидские древности. Атрибутирование данного сооружения как мавзолей Кира считается документально не доказанным. По наиболее распространенной из альтернативных версий это здание могло служить зороастрийским святилищем огня. Также существует версия о том, что Кир похоронен под так называемым ‘Кубом Заратустры’ в некрополе Накше-Рустам. Наряду с пирамидой Джосера, мавзолей Кира послужил архитектурным прообразом щусевского мавзолея Ленина на Красной площади.

Фото 13.

Вторжение Александра Македонского.   В июле 336 г. до н. э. македонский престол вместо убитого Филиппа вступил его сын Александр. В 335 г. до н. э. Александр стал готовиться к восточной кампании против персов. С этой целью он отозвал Пармениона из Малой Азии, что было воспринято персидским командованием, как отказ македонцев от агрессивных планов. Персы не приняли мер для обороны малоазийского побережья. Весной 334 г. до н. э. македонская армия под командованием Пармениона пересекла Дарданеллы и персы не смогли организовать ей отпор. Александр высадился в Илионе (древн. Троя), и двинулся на соединение со своей основной армией. Армия Александра была не велика по размерам. Считается, что она состояла примерно из 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы, кроме этого в её состав входило ещё 7 тыс. греческих пехотинцев, 600 фесалийских всадников и несколько сотен критских лучников. Войско сопровождало 160 боевых кораблей, половину которых представляли ненадёжные греческие союзники. Многочисленное войско Дария состояло из весьма разнородных элементов, неравноценных в военном отношении.

Дисциплина в войске персов была слабая, у воинов не было той воли к победе, которая была характерна для маленькой, но отлично тренированной армии Александра. Дарий, не особенно полагаясь на покоренные народы и пытаясь приноровиться к греческой тактике, стремился создать регулярную пехоту. Однако ему в основном приходилось полагаться на греческих наёмников. Общая численность персидской армии была, видимо, значительно больше греко-македонской. Битва при Гранике. Малоазийские сатрапы Дария, узнав о приближении Александра, стали делать запоздалые приготовления к сражению. Начальник греческих наёмников, брат умершего к тому времени Ментора Родосского Мемнон советовал персам отступить, уничтожая всё на своём пути и заманивая противника вглубь страны навстречу главным силам Дария. Однако сатрапы решили дать Александру генеральное сражение. Первое столкновение произошло в мае 334 г. до н. э. при реке Гранике, на берегу Геллеспонта. Согласно Арриану, при Гранике персидская армия насчитывала 20 тыс. конницы и столько же воинов наемной пехоты. Во время сражения сатрап Лидии и Ионии Спитридат лично ранил копьём Александра. Исход битвы в основном решила македонская кавалерия. Когда погибло около тысячи персидских всадников, армия Дария покинула поле битвы.

Фото 14.

Лишь стойкие греческие наёмники продолжали сопротивление, неся большие потери. Македонцы окружили наёмников, взяли в плен 2 тыс. человек и убили многих. Из персидских военачальников погибли сатрап Спитридат и один из сыновей Дария. Уцелевшие персы вместе с Мемноном и его наёмниками бежали в Милет. Александр, оставив небольшой гарнизон из греков-союзников прикрывать дарданнельские переправы, а сам с основным войском направился на юг. Чтобы ослабить Персию Александр решил сначала захватить базы персидского флота на малоазийском побережье. Сначала он двинулся к Сардам. Комендант Сард Митрон сдал ему столицу Лидии без боя. После этого вся Лидия и Фригия без сопротивления перешли на сторону Александра. Греческие города Малой Азии также открыли ворота завоевателям. В Малой Азии, где олигархию поддерживал персидский царь, Александр в отличие от своего отца выступал на стороне демократии. Этим он привлек на свою сторону широкие слои населения греческих городов. Лишь в Милете и Галикарнасе Александр встретил сильное сопротивление.

Мемнон, который был назначен Дарием наместником Нижней Азии и начальником персидского флота, был вынужден под натиском македонцев оставить Милет и отступить в Галикарнас, чтобы возглавить оборону этого города. С помощью осадных машин македонцы стали разрушать городскую стену Галикарнаса. Осаждённые совершали вылазки и поджигали сооружения для штурма. Когда город стало невозможным оборонять от численно превосходящих македонцев, защитники подожгли его, и укрылись в крепости. В дальнейшем Мемнону удалось захватить Хиос и большую часть Лесбоса. Однако внезапная смерть Мемнона весной 333 г. до н. э. при осаде Митилены на Лесбосе, избавила Александра от этого опасного противника. После этого, по распоряжению Дария персидский флот был отозван из греческих вод, и инициатива окончательно перешла в руки Александра.

Фото 15.

Смерть Дария III. 

После захвата Персиды Александр выступил в Мидию. Дарий со своей свитой покинул Экбатаны и бежал в Восточный Иран, надеясь собрать там достаточно сил из Бактрии и других среднеазиатских областей, чтобы попытаться изменить ход войны в свою пользу. Двигаясь с большой быстротой, сопровождаемый небольшим отрядом отборных войск, Александр догнал беглецов на дороге из Мидии в Парфию. Сатрапы во главе с Бессом закололи Дария, чтобы он живым не достался врагу, а сами бежали дальше. Пронзенный множестовом копий царь сказал Полистрату: ‘То, что я не могу воздать благодарность за оказанное мне благодеяние, — вершина моего несчастья, но Александр вознаградит тебя, а Александра вознаградят боги за ту доброту, которую он проявил к моей матери, моей жене и детям. Передай ему моё рукопожатие’. И, подав Полистрату руку, царь скончался. Подоспевший Александр оказал мертвому противнику царские почести. Дарий погиб неподалёку от современного иранского города Натанз. Правил Дарий 6 лет.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.





источники

http://ipaattravel.ru/shiraz_sights.htm

http://blog.sambookia.com/201/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B0%D0%B1%D0%B0_%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0

http://samlib.ru/img/s/sanregre_a_w/iran-2/

http://pro-amour.ru/drevnie-zaxoroneniya-nakshe-rustam.html

http://samlib.ru/s/sanregre_a_w/iran-2.shtml


Давайте я вам еще напомню некоторые археологические памятники прошлого: Древняя столица армянского Анийского царства, а вот всем известная Петра (Petra). Посмотрите еще на Древнюю Пальмиру и эффектный Мадаин-Салих (Mada’in Saleh)