Ученые из Уральского федерального университета, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Национального медицинского исследовательского центра им. Алмазова (НМИЦ, Санкт-Петербург) обнаружили у пресноводных рыбок данио-рерио феномен отчаяния. Также им удалось выяснить, что депрессия — более древний механизм, чем считалось до сих пор.
В ходе эксперимента рыбок фиксировали за хвосты, оставляя черепную часть свободно двигаться, а затем вертикально помещали в стакан с классическими антидепрессантами — амитриптилином или сертралином. В таком состоянии рыбки проводили по пять минут.
Для проверки модели также использовали воздействие электрическим током, феромон тревоги и феназепам. Далее ученые оценивали частоту и суммарную амплитуду колебаний рыбок, продолжительность их замираний и другие виды активности незафиксированной части туловища.
Препараты амитриптилин и сертралин оказались действенными: из-за них рыбки начинали активно двигаться, что говорит о снижении уровня отчаяния. При этом феназепам не дал никаких результатов.
«Учитывая, что генетически рыбы и люди подобны друг другу на 70%, мы сделали поиск потенциальных биологических мишеней для антидепрессантов гораздо менее сложным и дорогим, чем при работе с грызунами.» Алан Калуев, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории перспективных исследований в области нефтехимии, химической технологии и биотехнологии УрФУ
Результаты экспериментов имеют большое прикладное значение. По словам Алана Калуева, поскольку у депрессии настолько древнее происхождение, мишени для ее лечения нужно искать в консервативных молекулярных механизмах, общих для рыб, грызунов и человека.
«Таким образом, мы „отодвинули“ модель отчаяния, основанную на выученной беспомощности, на 340 миллионов лет: ведь первые челюстные рыбы появились в ходе эволюции 400 миллионов лет назад, а грызуны — 60 миллионов лет назад», — объяснил Алан Калуев.
В течение нескольких последних десятилетий антидепрессанты традиционно тестировали на грызунах. Их подвешивали за хвост, доводя до состояния отчаяния (частый симптом депрессии). В итоге мыши меньше сопротивлялись и надолго замирали. Но после приема антидепрессантов начинали активно двигаться, а замирали гораздо реже.
https://urfu.ru/ru/news/32000/
Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/info_jor