Фантастические твари обитают … в Казани

Вообще то я шел на смотровую площадку в Казани, которая находится на крыше "Центра семьи". Подойдя ближе я увидел удивительных существ на пьедесталах. Очень эффектно они смотрелись, но я вообще не в курсе был кто это и зачем. Ну, думаю, наверное в татарской культуре и мифологии что то такое есть и потому они занимают тут важные места на пьедесталах.

Покопавшись в интернете узнал, что тут не все так однозначно и вообще очень многих казанцев "испугали" эти скульптуры и они собирали не так давно подписи за то, чтобы их убрали.

Что же это за существа и почему они у "Центра семьи" в Казани?

Фото 2.

Скульптурная инсталляция «Он и она» расположена у входа в центральный ЗАГС Казани. Её автор, бурятский скульптор Даши Намдаков, широко известен своими мифологическими работами. Зиланты интерпретированы как драконы — современные, фэнтезийные, а значит, не связанные с негативной символикой средневекового чудовища. «Он и она» представляют собой хранителей семейных ценностей. Самец стоит на страже, в то время как самка сидит вместе с малышами. Размер их — внушительный («Он» достигает высоты 7,8 м, «Она» — 6 м).

Фото 3.

С другой стороны здания расположена ещё одна пара мифических существ — крылатые барсы со своими детьми. Центр семьи «Казан», спроектированный Даши Намдаковым, открылся в 2014 году, однако без скульптур. Бронзовые скульптуры в авангардном стиле были созданы позже: их отлили по эскизам автора в мастерской художественного литья Массимо дель Киаро в итальянском городе Пьетрасанта. Торжественная церемония открытия в Казани прошла 26 июня 2016 года с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина и самого автора Даши Намдаков

Фото 4.

Яркие и необычные, зиланты-драконы вызвали бурное обсуждение как до, так и после их появления в Казани. Многие решительно возражали против них, считая творчество Намдакова неуместным по тем или иным причинам. Главные возражения носили религиозный характер: жители столицы мусульманской республики посчитали зилантов символами другой веры — тенгрианства. Марья Леонтьева, координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН, отметила анималистические формы творений Намдакова, относящиеся больше к языческому, монгольскому стилю, и усомнилась в их уместности в республике, где основными религиями являются ислам и христианство.

Фото 5.

Художник Ильгизар Хасанов полагает, что образ зилантов — это смешение личных фантазий автора с фэнтези, и ему место в личной коллекции владельца замка. Татарский архитектор и краевед Сергей Саначин усмотрел в стиле Намдакова китайские мотивы, которые счёл неуместными в Татарстане. Полагали также, что чудовища возле ЗАГСа неуместны, агрессивны и будут пугать детей.

Если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, — отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Фото 6.

Фото 15.

Сразу же как водится "понеслись жабы по сети":

Вот что писали жители Казани, после того, как скульптурную композицию закончили:

— Барсик ещё более-менее, но этот перекачанный зилант-бодибилдер… Тут же дети ходят! Вообще-то у Зиланта две ноги, в исторических источниках так сказано. А у этого — четыре, какая уж тут история. Кто это — дракон? Если да, то с какой стати в Казани дракон?

Или вот еще:
— Громоздкие, пугающие. Честно говоря, я не понимаю их смысла — почему именно они, почему именно здесь? Они не похожи на Барса и Зиланта с гербов, только приезжих напугают. С другой стороны, лучше они, чем ничего, потому что «Чаша» требует вокруг себя какого-то оформления, композиции. В общем, если бы меня спросили, оставить скульптуры или убрать, я бы, скорее, оставила. А если бы мне дали выбрать место, установила бы либо здесь, либо у въезда на Миллениум. Таким скульптурам рядом нужно что-то высокое, большое, железное. Главное, старый центр не трогать — пусть там по возможности всё будет низенькое и деревянное.

Или еще:
— Шикарные, громадные. Симпатичные такие! Больше всего мне нравится барс-мальчик, — он мощный, мускулистый. А дракон… Конечно, если вживую представить, то страшновато. А так он даже весёленький. Символизируют скульптуры, наверное, нашу силу. Мне кажется, они бы хорошо смотрелись при въезде в город — чтобы всем всё сразу было ясно. А ещё на месте цветочного барса на Булаке, напротив университетского здания. Или где старый «Акчарлак». Но в эти места лучше ставить барса. А дракон — чего он… Красивый, конечно, но всё равно дракон.

Однако есть и множество людей, которым скульптуры понравились. «Гордые, сильные и непобедимые Он и Она. Прекрасные ассоциации на самом деле», — пишут сторонники зилантов. Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод.

Фото 7.

Кто же такие эти зиланты?

Каронованный дракон Зилант— официальный символ, изображенный на гербе города Казани, который был принят в 2004 году. Ранее, в бытность Российской империи, герб с изображением дракона официально использовался на протяжении 145 лет (1781-1926) по одной версии, а по другой версии — 187 лет (1730-1917). Однако в Советское время на применение гербов был наложен запрет. Своё имя Зилант дракон получил от татарского слова елан-джилан (змея). Это имя связано с основанием Казани на месте, где по легенде обитал крылатый змей-дракон.
Некоторые из обывателей полагают, что несмотря на то, что изображение дракона несет возвышенную символику, в его внешнем виде есть что-то от обыкновенного земного петуха: уж больно его лапы и корона напоминают петушинные ноги и гребень. Тем ни менее, этот образ выглядит достаточно симпатично. Золотая корона над головой этого мифического существа означает, по официальной трактовке, достижение высокой ступени развития. А Казанская шапка с драгоценными камнями и соболиным мехом, венчающая щит с изображением дракона, символизирует, как нынешний, так, видимо, и былой статус татарских территорий, государств.

Фото 8.

После завоевания и присоеденения в 1552 году Казанского ханства к Московскому княжеству, Казанская шапка была увезена Иваном Грозным в Москву. Ныне она хранится в московском Кремле. Некоторые считают этот царский головной убор, ранее предназначенный для церемонии возведения на трон татарских ханов в Золотой Орде и Казанском ханстве, прямым прототипом золотой остроконечной шапки Мономаха — символа российского самодержавия, которая также хранится в московском Кремле.

Фото 9.

По данным некоторых источников, шапка Мономаха была подарена русским князьям одним из могущественных ханов Золотой Орды Узбек-ханом в качестве символа покровительства и заключения московско-ордынского союза, что расценивалось знаком политического подъема Москвы в начале XIV века…

После распада Союза и объявления Татарстаном государственного суверенитета возникла необходимость самоиндефикации Татарстана в государственной символике. Были выдвинуты предложения сделать символ дракона республиканским, указав его на гербе Татарстана. Одними из доводов послужили как исторический герб Казани с символом этого существа, утвержденный императрицей Екатериной II в 1781 году, так и другой герб, утвержденный царем Александром II в 1856 году. Еще одним аргументом были исторические традиции предков татар, изображавших дракона как в обыденной, так и в политической жизни. Среди мнений сторонников этого символа был и тот факт, что в работах голландского географа XVIII века Карла Алларда утверждается, что на флаге Татарского царства фигурировало изображение дракона.

Фото 10.

В свою очередь оппоненты подвергали сомнению факты употребления символа дракона среди предков татар. Одним из их контродоводов было также и то, что различные рептилии, среди которых змеи и драконы, всегда несли отрицательный смысл в татарских легендах, сказках, фольклере. Помимо этого, эти твари вызывают у большинства людей отвращение и страх… В итоге, после долгих дискуссий в качестве республиканского символа был утвержден не дракон, а белый барс.

Однако к символу дракона в казанских интеллектуальных кругах снова вернулись в начале 2000-х годов. Вновь были приведены мнения о преемственности традиций, в частности, то, что на исторической территории татарских ханств были найдены предметы с изображением этого мифического существа.

Некоторые специалисты утверждали, что ранее этот символ употреблялся на печатях Казанского ханства (однако не сохранилось ни одного документа, подтверждающего это). Считается, что после взятия Казани Иван Грозный перенес этот символ в государственную символику делопроизводства. На печати Казанского края Российской империи стали изображать символ дракона. Например, иностранную димпломатию того периода, как утверждают исследователи, удивлял этот символ, столь хорошо знакомый Европе и столь не характерный для Руси…

Фото 11.

Современный татарский историк Р. Хакимов считает, что многое у татар прослеживается от одних из своих предков — западных гуннов-кочевников, у которых, по данным китайского историографа Сыма-Цяня, была своя династия в Китае, а их представители были императорами этой страны, во всяком случае в эпоху Тан (Х в. н.э). Из Китая символ дракона и был позаимствован этими прародителями татар. По мнению ученого-антрополога А. Боярова, другие предки татар — сарматы, которые неразрывно связаны, с одной стороны — со степной арийской цивилизацией, а с другой — с западными иранцами (персами), также имели обычай изображать крылатого дракона, как это было принято в древнеиранском мире. Известный тюрколог Лев Гумилев в свою очередь утверждал, что дракон у древних тюрков, также являющихся частью этногенеза современных татар, считался тотемом-охранителем…

Фото 12.

Символ дракона, связан с испытанием, которое необходимо пройти, чтобы получить сокровище, а также с понятием бессмертия, благополучия, познания, энергии, мудрости, силы и вечности. Этот символ достаточно широко использовался в Восточной и Юго-Восточной Азии, в поздней европейской культуре и, по всей видимости, среди предков татар. В итоге благодаря большой работе историков, краеведов, филологов, археологов в 2004 году символ дракона все-таки был утвержден, но уже на гербе столицы Татарстана — Казани.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Нельзя не признать, что зиланты получились неоднозначными. Кто-то называет их «стильными», кто-то «уродливыми», кто-то «зловещими», а кто-то — «защищающими семью», ведь «зиланты выглядеть умиротворяюще не могут по умолчанию». Однако скульптуры необычные и впечатляющие — и, значит, определённо оставят свой след в истории.

Фото 30.

Не знаю как местные жители в большинстве своем относятся к этим скульптурным композициям, но мне понравились. Очень эффектные и интересные. Много различных деталей, которые сразу незаметны, потом их разглядываешь. В общем я с удовольствием побродил по этому красивому месту в Казани.





источники

http://www.infpol.ru/news/society/116352-v-tatarstane-ostalis-nedovolny-skulpturami-dashi-namdakova/
https://m.business-gazeta.ru/article/141379
https://www.business-gazeta.ru/article/313434
http://inde.io/article/1212-kazantsy-o-skulpturah-u-chashi-barsik-eschyo-bolee-menee-no-etot-perekachannyy-zilant-bodibilder
https://inkazan.ru/news/society/21-06-2016/v-kazani-u-tsentra-semi-ustanovili-skulpturu-krylatogo-drakona-dashi-namdakova-foto
http://www.caravanarba.org/index.php/ru/ru-tatarstan/ru-culture-tatarstan/73-ru-dragon-kazan
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82