Казалось бы все что нужно для этого — это прочитать закон. Однако не все сходу поймут «мудреные» высказывания и хитрые формулировки законов.
Потому зачастую полезны четкие инструкции простыми словами с понятными примерами…
Итак, в части 1 статьи 18 ФЗ «О защите прав потребителей» русским языком говорится, что:
Если с товаром что-то не так (обнаружился недостаток) вы можете:
- Поменять товар (на товар этой же марки или другой марки)
- Попросить скидку (уценку) товара
- Потребовать отремонтировать товар
- Потребовать возврат денег
Вы можете выбрать любой из описанных вариантов.
Однако есть исключение, и исключение это – технически сложные товары.
В отношении них правило такое, вы можете:
• Поменять товар (на товар этой же марки или другой марки)
• Потребовать возврат денег
Но только, если обнаружили что что-то не так в течение 15 дней со дня передачи вам товара.
Если вы обнаружили что-то позднее, то технически сложный товар можно только ремонтировать.
И только если ремонт затянулся, происходит неоднократно либо недостаток существенный – тогда можно потребовать вернуть деньги.
Теперь осталось понять, как отличать товары друг от друга и можно переходить к примерам.
Как понять какой товар вы купили, простой или технически сложный?
Список технически сложных товаров установлен в постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении перечня технически сложных товаров», соответственно все что не в списке – простой товар.
К технически сложным товарам относится:
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники
— морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные
— стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны,
— электрические и комбинированные газоэлектрические плиты,
— электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)
Это важное отличие технически сложных товаров. Потому что другие покупки можно менять на качественные в течение всего гарантийного срока, или магазин отдаст деньги. А технически сложный товар из-за мелкой поломки через месяц или полгода можно только отремонтировать.
Соответственно теперь рассмотрим 2 варианта развития событий по 18 статье, если вы купили,
• технически сложный товар (например, холодильник)
или
• обычный товар (например, зимнюю куртку).
Если вы купили холодильник
и нем обнаружился недостаток, например, вмятина на двери или не горят лампочки.
Вы можете потребовать возврата денег в течение 15 дней со дня передачи (то есть день доставки также зачитывается в этот срок). (пункт 1 статьи 18 закона)
Что будет если пропустить этот срок?
В таком случае вы лишаетесь права на возврат денег, но у вас есть право на ремонт.
А если все-таки хочется вернуть деньги?
Вернуть деньги можно если бы в холодильнике был обнаружен существенный недостаток, а также в случае если продавец нарушит сроки ремонта либо если холодильником нельзя будет пользоваться по причине его ремонта более чем 30 дней в каждом году.
Хорошо, как мне отвезти холодильник продавцу, это же неудобно?
Для этих целей в пункте 5 статьи 18 указано, что «доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
То есть вывезти товар для ремонта должен продавец.
А как мне быть без холодильника? Слышал, что иногда дают товар на подмену, как это происходит?
Этот вопрос урегулирован уже следующей статьей, девятнадцатой, но рассмотрим его здесь это важно.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 утвержден
перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
В нем указано, что правило о подмене товара не распространяется на:
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства
2. Мебель
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами)
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
Получается, что раз холодильник не входит в данный перечень, вам обязаны предоставить холодильник на подмену.
Если вы купили куртку
Вы купили куртку, а затем обнаружили недостаток – например сломана молния, либо существенный недостаток – один рукав оказался короче другого.
В данном случае, в отличие от технически сложного товара – вы имеете право сразу обратиться за возвратом денег. Неважно какой недостаток и по времени у вас нет ограничения в 15 дней, вы можете обратиться в течении всего гарантийного срока или срока годности. Например, у вас гарантия на куртку 1 год, следовательно, если недостаток будет обнаружен вами на 11 месяц – никаких проблем. Можете обращаться.
Куртку должны у меня забрать или я должен ее привезти сам?
В данном случае поскольку товар не тяжелее 5 килограмм и не является крупногабаритным, вы должны привезти его сами.
Должны ли мне дать куртку на замену?
Если вы просите о ее ремонте, и ремонт не успеют сделать в 3 дня, то да. Но вы можете сразу попросить возврат денег и не мучаться.
https://tjournal.ru/analysis/168788-statya-18-fz-o-zashchite-prav-potrebiteley-prostymi-slovami-ili-kak-vernut-dengi-za-nekachestvennyy-tovar
Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/info_jor