Почему в Японии почти нет эмигрантов?

Среди экономически развитых государств мира Япония входит в группу стран с относительно закрытой иммиграционной системой по допуску на рынок труда неквалифицированной рабочей силы. Такому строгому контролю по отношению к иностранцам может позавидовать сам Дональд Трамп: в соответствии с действующим иммиграционным законодательством из числа иностранных граждан легально на неквалифицированную работу могут претендовать лишь иностранцы японского происхождения, иностранные студенты и стажеры.

Япония — одна из самых моноэтнических стран мира. Японцы составляют 98% населения страны.

Кроме них, в Японии проживают айны и их потомки — древнее аборигенное население ряда северных островов, прежде всего Хоккайдо. Еще одна привычная группа неяпонского населения страны — корейцы. Практически всю свою историю Япония оставалась крайне закрытой страной. Только в середине XIX века сегун был вынужден открыть границы для контактов с иностранцами после двухвековой полной изоляции японского государства. С этого времени Япония долго оставалась донором мигрантов. Первый корабль с японскими иммигрантами в 1868 г. отправился на Гавайские острова. Он положил начало массовой миграции японских переселенцев в Соединенные Штаты Америки, на некоторые острова Океании и в Латинскую Америку, прежде всего — в Перу. В США и странах Латинской Америки сформировались многочисленные японские диаспоры. Что касается самой Японии, то значительного притока в нее иностранных мигрантов по-прежнему не наблюдалось. В первой половине ХХ века, когда Япония вела агрессивную внешнюю политику, в страну ввозились работники из Кореи. Их использовали для неквалифицированного и тяжелого труда. Из Кореи и Китая в Японию было вывезено и большое количество женщин и девушек.

Лю Хунмэй работала на швейной фабрике в Шанхае, но изнуряющий график работы и низкая заработная плата навели женщину на мысль о переезде в Японию. Так, на новом месте работы за упаковку и глажку одежды на фабрике ей пообещали зарплату, в три раза превышающую ту, которую Лю получала в Китае. Женщина надеялась получить лишние тысячи долларов для своей семьи, которая увеличилась с рождением сына, пишет The New York Times.

«Тогда мне казалось, что это реальный шанс на лучшую жизнь», — поделилась Лю с американским изданием. Однако все обернулось иначе. В соответствии с японским законодательством работу Лю нельзя считать таковой — в Японии это называется «стажировкой». Стажерская программа в этой стране — довольно распространенное явление.

После Второй мировой войны Япония потеряла все заморские территории и оккупированные страны. В то же время, демографическая ситуация в стране характеризовалась высокой рождаемостью, что, учитывая небольшую площадь Японии, представляло определенную угрозу для социально-экономической стабильности страны. Поэтому японское руководство долгое время стимулировало отъезд японцев в США и страны Латинской Америки, а в отношении въезжающих в страну иностранцев, напротив, вводило жесткие ограничения.

Но меры по стимулированию отъезда японцев за рубеж не принесли желаемых результатов. Большинство японцев не видело смысла уезжать из страны, тем более, что экономическая ситуация в Японии улучшалась и вскоре страна превратилась в одно из самых развитых и богатых государств мира. Экономический бум в Японии привел к повышению спроса на трудовые ресурсы в стране. Тем не менее, в отличие от стран Западной Европы или США, иностранные мигранты в Японию практически не ехали. Основную массу проживавших в Японии иностранцев составляют корейцы и тайваньцы, которые прежде считались японскими подданными, так как Корея и Тайвань находились под властью Японии, но затем были лишены гражданства страны. Даже углубляющиеся глобализационные процессы не привели к значительному росту иностранной иммиграции в Японию.

Вплоть до конца 1980-х гг. японские власти проводили очень жесткую иммиграционную политику, направленную на максимальное ограничение количества въезжающих на территорию страны граждан иностранных государств. Все проживающие в стране иностранцы находились под контролем соответствующих органов, получить право на жительство в стране было не столь просто. В то же время, японские граждане могли покинуть страну практически беспрепятственно, поэтому многие из них спокойно курсировали между Японией и США, Японией и странами Латинской Америки. Очевидно, что в наличии влиятельной японской диаспоры в западном полушарии власти страны видели определенные плюсы. Достаточно посмотреть на пример китайской диаспоры, являющейся проводником китайского экономического влияния в Юго-Восточной Азии, чтобы понять — Япония только выигрывала от присутствия японцев в других странах мира.
В Японии трудно найти людей, которые хотели бы сортировать овощи или мыть посуду в ресторане. Поэтому персонал нанимают из-за границы, чтобы заполнить рабочие места, которые не подходят коренным жителям страны.

Стажерская программа спонсируется правительством Японии. Цель ее заключается в том, чтобы ликвидировать дефицит рабочей силы. Работники необходимы фабрикам, ресторанам, фермам и другим предприятиям. «Практически каждый овощ в супермаркетах Токио был отобран стажерами», — поделился с американским изданием профессор Metropolitan University в Токио Кийото Танно. Стажеры в Японию в основном прибывают из Китая, Вьетнама, Филиппин и Камбоджи, и их число увеличивается с каждым днем.

По данным японского минюста, число иностранных граждан, проживающих в Японии, побило рекорд в 2,31 млн человек в конце июня 2016 года, что на 3,4% выше, чем полгода назад. Больше всего оказалось китайцев, южных корейцев, филиппинцев и бразильцев.

Граждане Вьетнама заняли пятое место в количестве 175 тыс. человек, что на 20% выше показателя прошлого года. Из 2,31 млн 81,5% составили имеющие средне- и долгосрочную визу. Увеличилось число тех, у кого есть виза инженера или специалиста по гуманитарным наукам, а также тех, кто работает в международных компаниях, на 11,8%. Количество приезжих с супружеской визой снизилось на 0,4%.
Привычная жесткая антимиграционная политика привела к реальным проблемам на рынке труда. Многие отрасли страдают от нехватки рабочей силы, тем самым затормаживая экономическое развитие страны. Стоит отметить, что общее количество рабочих иностранного происхождения на территории Японии, по данным правительства, в прошлом году превысило отметку в миллион, пишет The New York Times. Причем большая часть из них приехала в страну в качестве технического стажера.

Для того чтобы приехать в Японию, Лю Хунмэй заплатила $7 тыс. брокерам за визу. Но условия работы и жизни, которые ей обещали, оказались намного хуже.
«Боссы относятся к нам как к рабам, — делится она с The New York Times. — Никакого обучения нет и в помине».

Йошио Кимура, член парламента от правящей Либерально-демократической партии, называет такую систему «импортом рабочей силы». Чао Бао, 33-летний стажер из провинции Цзилинь на северо-востоке Китая, работал в центральной Японии на небольшом заводе по производству автозапчастей.

«Люди в компаниях разные. Там, где я работал, были не очень честные: мы могли работать все выходные и не получить за это деньги. Потом меня и вовсе уволили за какую-то ошибку, найденную менеджером», — прокомментировал молодой человек свой стажерский опыт изданию.

Швея из Вьетнама Тхам Тхи Нхунг рассказала, что за четыре месяца работы ни у одной швеи с их фабрики не было выходного дня, а рабочий день длился с восьми утра до десяти вечера. При этом после коллективной жалобы женщин на ежемесячную недоплату в размере $712 владелец прислал им письмо, в котором сообщил, что завод закрывается, а все работники уволены.

Несмотря на такие условия, спрос по-прежнему превышает предложение. Это связано еще и с тем, что численность трудоспособных японцев сокращается с середины 1990-х годов из-за низкой рождаемости. В национальном масштабе безработица составляет всего 3%, отмечает The New York Times.

В планах японского правительства увеличить срок действия стажерской визы с трех до пяти лет, при этом расширить сферу найма иностранных рабочих до домов престарелых и клининговых компаний для офисов и гостиниц.

Попасть в Страну восходящего солнца не по стажерской программе почти невозможно. Существуют программы для студентов, беженцев, однако почти все претенденты в конечном итоге не получают визу. Большая часть жителей страны — этнические японцы, которые негативно относятся к мигрантам. К тому же Япония географически удалена от бедных государств, поставляющих беженцев. Например, за 2015 год, по данным министерства юстиции Японии, поступило около 7,6 тыс. заявок на статус беженца, из которых удовлетворены только 27 (в 2014 году было около 5 тыс. заявок, из которых удовлетворили лишь 16). Большинство просителей статуса беженца в 2015 году были из Индонезии, Непала и Турции.

Стажерская программа в Японии не раз подвергалась критике со стороны работников и юристов, называющих это «эксплуатацией работника». Более того, большинство людей берут тысячи долларов в долг, чтобы оплатить комиссию брокеру, рассчитывая на стабильный заработок в будущем. После приезда в страну и реального знакомства с условиями они не имеют права сменить работодателя: компании нанимают их не напрямую, а сама виза привязывает работника к определенной компании. Единственный выход — отправиться на родину, потеряв в конечном итоге все.

Господин Кимуро не отрицает, что условия труда стажеров далеки от идеальных, однако уверен, что без мигрантов Япония не обойдется. «Если мы хотим экономического роста в будущем, нам нужны иностранцы», — сказал он в разговоре с The New York Times.

В 2011 году, по данным американского доклада Государственного департамента о торговле людьми, японскую стажерскую программу сочли ненадежной из-за отсутствия защиты от «долговой кабалы» и злоупотреблений трудом рабочих. Те, кто не может заплатить брокеру за визу, остаются в Японии нелегально. Почти 6 тыс. мигрантов поступили так в 2015 году, по данным министерства юстиции Японии. При этом, по подсчетам правительства, число нелегальных мигрантов в Японии составляет около 60 тыс. Для сравнения: число нелегальных мигрантов в США доходит до 11 млн, пишет The New York Times.

Все-таки Запад есть Запад, а Восток есть Восток. В Токио испытывают сложные чувства, глядя на европейские проблемы с мигрантами. Сама Япония заманивает мигрантов, как только может – но без особого успеха.

Токио бьет в набат: население Японии стремительно стареет и сокращается. Ей срочно нужны мигранты. В Европе, наверное, многим икается. По имеющимся подсчетам, уже через 40-50 лет с нынешних 127 млн население сократится до 87 млн человек, а половина граждан Страны восходящего солнца будут пенсионерами.

Причин тут – хоть отбавляй. И европеизированное сознание островитян, привыкших к достатку и благополучию, которые, как показывает мировая практика, зачастую не помогают, а мешают деторождению. И последствия реализуемой после поражения во Второй мировой войне государственной политики в этой области. Тогда многодетные семьи не только не поощрялись, а наоборот, были нежелательными. И боязнь общества островной страны столкнуться с проблемами в области обеспечения продовольствием и ресурсами. Нынешнее правительство признает, что проблем с демографией – избыток, а решение их за счет мигрантов может встретить неприятие среди населения, 98% которого – этнические японцы. Что, в общем-то, в современном мире уникально. Тем не менее, власть формирует все новые и новые программы для привлечения мигрантов как гарантии сохранения государства в его нынешнем виде.

Пока они не работают. Ситуация лишена динамики. В Японии едут десятки тысяч, тогда как ей нужны миллионы. И не абы кого, а высокопрофессиональных специалистов. Улицы подметать смогут и роботы. У государства большие планы. Например, в области космоса. Недавно принята многолетняя программа, на которую будут израсходованы миллиарды долларов. Но есть и большие проблемы с соседями, в том числе из-за территориальных споров вокруг Южно-Китайского моря. Более того – растут геополитические амбиции Токио, о чем свидетельствует последний военный бюджет, который многие называют «милитаристским». А чтобы их реализовывать – нужны люди, много мотивированных людей.

До сих пор Япония – третья экономика мира, идущая вслед за США и Китаем. Но это почетное место может оказаться не вечным. Старение и сокращение числа жителей неизбежно повлияет на положение страны в мире, в том числе в финансово-экономической сфере. Не напрасно гонцы из Токио проводят турне в разных регионах мира, включая Центральную Азию. Хотят закрепиться. Да только конкуренты мешают. И главный из них понятно кто: Китай. Хотя финансовые возможности у Японии не такие большие, как у соседа, она страстно стремится конкурировать с ним там, где это возможно.

И ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, более чем полуторамиллиардный Китай – потенциальный и весьма благодатный «поставщик» мигрантов в Японию. Но дело обстоит иначе. Слишком много противоречий у Пекина и Токио. Более того, КНР сама заинтересована в притоке квалифицированных кадров, ученых и интеллектуалов со всей планеты. И, кстати, многое для этого делает. Пока в этом состязании с Поднебесной Страна восходящего солнца терпит сокрушительное поражение. Правительство просто не в состоянии превратить страну в одну большую Силиконовую долину, куда будут съезжаться лучшие представители человечества. И оно это признает. А обществу и не нужна такая «долина». В результате приходится топтаться на месте. Дело ограничивается не конкретными, а главное – работающими механизмами выхода из демографического кризиса, которые из-за специфики японского общества не так-то просто придумать, а благими пожеланиями и чувством постоянной тревоги.

Численность населения Японии к 2065 году по прогнозам специалистов Национального института исследований в области населения и социальной безопасности составит 88,08 млн человек, т.е. сократится почти на треть (31%) по сравнению с уровнем 2015 г. (127,1 млн). Сокращение численности населения в Стране восходящего солнца началось в 2008 году, когда она достигла максимума и составила 128,08 млн человек. Доклад, подготовленный демографами, призывает правительство заранее готовиться к последствиям стабильного снижения населения, которые проявятся везде, включая пенсионное обеспечение и здравоохранение, работающие уже сейчас с немалым напряжением.

Ожидается, что средняя продолжительность жизни японцев вырастет к 2065 г. до 84,95 лет, а японок – 91,35. В 2015 году эти цифры были 80,75 и 86,98 лет соответственно. Через полвека доля японцев и японок старше 65 лет вырастет до 38,4% от общей численности населения. Через полвека японцев моложе 14 лет будет 10,2%. В 2015 году эти цифры были соответственно 26,6 и 12,5%.
Самым мрачным пунктом прогноза как для экономистов, так и для властей является то, что в 2065 году каждого пенсионера старше 65 лет будет обслуживать лишь 1,2 работающих японцев. В 2015 г. их было больше двух — 2,1. Уровень рождаемости, один из главных показателей для прогнозирования численности населения, в 2015 г. составлял 1,45. В 2024 году он, по прогнозу, снизится до 1,42, но к 2065 году должен подняться до 1,44.

Правительство Японии уделяет демографии очень большое внимание. Прогнозы по численности населения публикуются каждые пять лет. Премьер-министр Синдзо Абэ считает демографию одной из приоритетных задач своего кабинета и намерен довести уровень рождаемости до 1,8 на одну японку с нынешних 1,4. По его мнению, сокращение численности населения не тяжелая ноша, а повод для роста производительности труда посредством инноваций и, в первую очередь, роботизации промышленности и внедрения искусственного интеллекта.

Проблемы с сокращающимся населением имеются у многих развитых стран. Япония отличается от подавляющего большинства тем, что не хочет (по крайней мере, пока) идти по общепринятому пути борьбы с демографическими проблемами – восполнять потери населения за счет мигрантов.

Снижение населения уже затронуло многие японские города и деревни. В первую очередь это почувствовали на себе власти и экономика, потому что снижается количество собираемых налогов и сокращается численность работоспособного населения. Так, например, администрация города Сидзуока, расположенного на полпути между Токио и Нагоей, заявила на прошлой неделе, что население впервые опустилось ниже отметки 700 тыс. человек и составило по состоянию на 1 апреля этого года 699421 человек. На данный момент в Стране восходящего солнца порядка двух десятков таких же городов, которые просят федеральное правительство восполнить снижение налогов.

Молодежь уезжает из Сидзуоки учиться и работать в Токио или Нагою. Сложная ситуация даже в столице Японии несмотря на то, что она, как магнитом, притягивает молодежь со всей страны. Население Токио согласно ноябрьскому прогнозу правительства к 2060 году сократится до 11,73 млн человек, т.е. уменьшится на 13% по сравнению с 2015 годом.


Источники:
https://www.gazeta.ru/business/2017/02/16/10528511.shtml#page3
https://ria.ru/accents/20151211/1340264851.html
http://expert.ru/2017/04/11/naselenie-yaponii-sokratitsya-k-2065-g-do-88-mln-chelovek-edinstvennyij-vyihod—pustit-migrantov/