Таинственный 83-дневный поход «Академика Черского»

С 9 февраля российские СМИ и блогеры, а заодно с ними, видимо, представители иностранных государств, следили за перемещениями краново-монтажного трубоукладочного судна «Академик Черский». Выйдя с Находкинского судоремонтного завода, «Академик» постоянно менял данные о пункте назначения. 83-дневный вояж завершился в начале мая прибытием в порт приписки – Калининград.

Что это вообще было?

Судно «Академик Черский» в морском порту Калининград/Скриншот с сайта Vessel Finder: 

В сети достаточно теорий и рассуждений о возможностях и перспективах единственного российского трубоукладчика с динамической системой позиционирования, поэтому хотелось бы в этой статье остановиться исключительно на открытых фактах.

По  данным  администрации морских портов Приморского края, судно  вышло из порта Находка 9 февраля 2020 года. В качестве пункта назначения был изначально указан Калининград. В автоматической идентификационной системе судна (AIS) был забит Сингапур. Затем пункт назначения постоянно менялся. Дошло до того, что на входе в Балтийское море в качестве пункта назначения в AIS стояла Находка.

Из Азии в Европу судно шло не по кратчайшему маршруту через Суэцкий канал, а огибая Африку. В пути «Академика Черского» сопровождали боевые  корабли  и суда вспомогательного флота ВМФ РФ.

В 23 часа 2 мая 2020 года «Академик Черский»  стал  на якорную стоянку №68 в морском порту Калининград.

О возможности использовать судно «Академик Черский» для достройки  газопровода  «Северный поток-2» после введения против проекта санкций США  сообщил  в декабре 2019 года министр энергетики РФ Александр Новак. При этом судну требовалась дополнительная подготовка.

Изначально транспортное судно Jascon 18 (под этим именем трубоукладчик был построен в Сингапуре в 2011 году и реконструирован в Китае в 2015 году) покупалось компанией «Газпром флот» для реализации Восточной газовой программы «Газпрома» на Киринском участке (входит в проект «Сахалин-3»).

По данным корпоративного  издания  «Газпром флота», крановое трубоукладочное судно длиной 150 м с системой динамического позиционирования класса 3 предназначено для укладки трубопроводов от 6 до 60 дюймов. Для этого судно оснащено трубоукладочной линией и стрингером.

Судно «Академик Черский»/Фото: Корпоративное издание «Газпром флот»:

В 2019 году судно прошло первый этап подготовки для работы на Киринском газоконденсатном месторождении и успешно выполнило ряд задач. Так, «Академик Черский» участвовал в текущем ремонте подводного добычного комплекса Киринского ГКМ и проверке работоспособности оборудования после установки. На Южно-Киринском  месторождении  судно использовалось для восстановления защитной конструкции фонтанной арматуры одной из скважин. На 2020 год был запланирован второй этап модернизации, после чего судно должно было приступить к выполнению прямого предназначения – освоению морских месторождений Сахалина.

5 февраля 2020 года были подведены итоги  конкурса на дооснащение судна оборудованием для сварки, автоматического ультразвукового контроля, изоляции стыков трубопроводов и монтажа оконечных устройств. Название компании-победителя не раскрывается.

С 19 февраля 2020 года «Газпром флот» ищет подрядчика на страхование строительно-монтажных работ при дооснащении судна новым оборудованием. Срок подачи заявок на участие в процедуре постоянно продлевается.

Для участия в завершении строительства газопровода «Северный поток-2» судну «Академик Черский» предстоит пройти дооснащение и получить разрешение властей Дании. Причём на судно должно устанавливаться иное оборудование, чем для работы на месторождениях «Сахалина-3». Согласно проведённому конкурсу на дооснащение для Киринского ГКМ, оборудование должно позволять работать со стальными трубами диаметром до 508 мм. На «Северном потоке-2» диаметр трубы составляет 1153 мм.

Ещё одно наблюдение. На сайте компании «Газпром флот» «Академик Черский» исчез из списка судов. По всей видимости, из-за возможных санкций. В то же время, по данным регистровой книги Российского морского регистра судоходства на 3 мая, собственником судна числится ПАО «Газпром».

Из сказанного можно сделать вывод, что судно «Академик Черский» планируется использовать при достройке «Северного потока-2». В качестве трубоукладчика или отвлекающей мишени, покажет время.

А времени то как раз сейчас достаточно. Окончание строительства газопровода анонсировано на конец 2020 года.

Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/info_jor