В свое время его знали во всем мире, но сейчас он почти забыт. В этом году ему бы исполнилось 135 лет. При весе 182 килограмма его рост был … 285 сантиметров!
Федор Андреевич Махнов родился 6 (18-го по новому стилю) июня 1878 года в деревне Костюки Старосельской волости Витебского уезда. Он происходил из древнего рода, предки которого переселились в Россию с юга, из Сирии. Родители Махнова, а также две сестры его отличались вполне нормальным ростом; дед его был очень высок, но, во всяком случае, не великан.
Мальчик родился очень крупным, и мать его при родах умерла. Воспитывался Федя у своего деда, который его очень любил.Дарования удивительного ребенка проявились рано. В 8 лет малыш мог поднять взрослого, отец научил его игре на гармошке.
В 12-летнем возрасте он взял «планку» в 2 метра. Спать мог при этом более 24 часов подряд.
Другие дети смеялись над ним из-за роста. За это он снимал с них шапки и вешал их на конек крыши бани или сарая. Из-за роста сына отцу Федора пришлось перестраивать избу, поднимая потолки. С увеличением роста росла и сила мальчика. Он мог поднять взрослого человека, самостоятельно тянуть телегу с сеном, помогал в строительстве домов, поднимая тяжелые бревна.
Местный помещик Корженевский, узнав о способностях юного силача, нанял его для очистки протекающей неподалеку речки Зароновки от валунов, мешавших работе водяной мельницы. Длительная работа в очень холодной воде сыграла в жизни Федора весьма неблагоприятную роль. Он простудился, и болезни, последовавшие в дальнейшем, давали о себе знать всю оставшуюся жизнь Махнова.
К 14-летнему возрасту 2-метровый юноша перестал вмещаться в доме. Отцу пришлось из-за этого нарастить на несколько венцов стены. Местному кузнецу заказали изготовление индивидуальной кровати, однако тот, перегруженный работой, делал ее целое лето. В конце-концов выяснилось, что Федя перерос и эту кровать.
Одеть и обуть рослого парня было проблематично. Все изготавливалось по особому заказу. Деньги на одежду приходилось зарабатывать в Витебске на Полоцком базаре. Именно там необычного подростка заметил немец Отто Билиндер, владевший передвижным цирком.
Предприимчивый немец быстро сообразил какие выгоды можно извлечь из роста мальчика и предложил Фединому отцу отпустить сына в Германию — выступать в цирке.
Афиша выступлений
Долго уговаривать отца не пришлось и 14-летний юноша отправился покорять Европу своими способностями. Отто Билиндер взял опеку над Федором на себя. Сначала для малограмотного парня он нанял учителей, обучавших его немецкому языку. На себя Отто взял преподавание циркового искусства. Практически два года длилось обучение Федора. Когда же ему исполнилось 16 лет, с ним был подписан контракт на выступления. Так Федор Махнов стал цирковым артистом.
В Берлине Отто Билиндер поселил гостя у себя дома, научил цирковым трюкам. Федор ребром ладони разбивал кирпичи; разгибал и сгибал подковы и толстые гвозди; лежа на спине, поднимал площадку с тремя музыкантами вместе с инструментами. Но люди приходили в цирк посмотреть прежде всего на самого артиста – настоящего Гулливера. А рос он не по дням, а по часам. К 25 годам достиг 2 м 85 см.
Ставка в его выступлениях была сделана на силовые номера. Более чем двух с половиной метровый великан одной рукой гнул железные подковы, разбивал ударом руки кирпичи, закручивал в спираль металлические прутья, а потом вновь выпрямлял их. Особым успехом пользовались номера, когда он, лежа на спине, поднимал деревянную платформу с оркестром из трех музыкантов. В те времена в цирках большой популярностью пользовались турниры по греко-римской (классической) борьбе. В них принимали участие знаменитые силачи и борцы мирового уровня, в том числе русские титаны Заикин и Поддубный.
Федор Махнов также участвовал в подобных турнирах. Правда, великим спортсменом он не стал из-за того, что против него всегда выходили лучшие мировые борцы, да и хроническая болезнь спины не позволяла ему в полной мере проявить свои таланты. Тем не менее, одно только его появление на арене вызывало бурный восторг публики.
Девять лет посвятил Махнов работе в цирке, став после этого вполне обеспеченным человеком. Однако большой рост приносил и много неприятностей Федору. Ему тяжело давались переезды, так как весь транспорт, гостиницы, заведения общественного питания рассчитывались только на людей стандартных размеров. Из-за этого Федор в самом начале ХХ века возвратился домой, в родные Костюки. За заработанные в цирковых выступлениях деньги он выкупил у помещика Корженевского, уехавшего во Францию, его землю и дом. Усадьбу Махнов перестроил под свой рост, обставил подходящей мебелью и переименовал в Великаново. Все необходимые строительные материалы и мебель ему из Германии присылал Отто Бидиндер, тесные дружественные контакты с которым Федор поддерживал до конца своей жизни.
Обустроившись на новом месте Махнов решил жениться. И хотя по натуре он был очень добрым, да и финансами не обделен, невесту ему нашли с большим трудом. Ею стала Ефросинья Лебедева, работавшая сельской учительницей. Девушкой она была рослой, но все равно уступала своему жениху почти на метр. В 1903 году в семье появилась первая дочь Мария, а на следующий год родился сын Николай.
Чтобы пополнить семейный бюджет, время от времени Федор выезжал на различные борцовские турниры, выступал в цирках, демонстрируя свои возможности в различных городах Российской империи.
Федор в Европе
Сохранились архивные сведения о пребывании великана Махнова в немецкой столице в 1904 году. Немцы готовы были исполнять любые капризы белорусского гулливера. В середине зимы Федору хотелось земляники — ему ее доставляли. В Голландии, в Париже он неоднократно нарушал контракт, однажды его хотели за хулиганство посадить, но камеры парижской полиции не вмещали людей такого роста.
Федор со своей женой Ефросиньей
В 1905 году семья Махновых отправилась в заграничное турне. Путешествуя по Западной Европе, они побывали во Франции, Великобритании, Бельгии, Голландии, Италии. Аудиенции их удостоил сам Папа Римский. Согласно семейному преданию, он снял с себя золотой крестик и подарил его дочери великана. Побывала чета Махновых и в США. Для этого, правда, пришлось переделать каюту парохода.
Во время этих поездок не обходилось без курьезов. На приемах во дворцах Федор прикуривал папиросы от свечей с верхних ярусов люстр, чем гасил их.
В Париже у него произошла стычка с несколькими горожанами. Приехавшие полицейские хотели было отправить великана за решетку, но не найдя подходящей камеры, ограничились только беседой.
Во время обеда у канцлера Германии перед Махновым поставили огромный чайный сервиз, однако Федор подобную «шутку» не оценил, потребовав заменить его обычной кружкой.
Федор в заграничном путешествии
Находясь в Германии, Федор все время хотел вернуться домой. Когда накопил достаточно денег, уехал в родные Костюки, несмотря на то, что хозяин уговаривал его остаться. Жить в отцовском доме не позволял рост. В это время помещик Кржижановский как раз продавал свое имение. Махнов купил его вместе с землей, дом перестроил по своим параметрам.Из Германии Отто Билиндер прислал ему мебель. Надумал жениться. Оказалось, труднейший вопрос! Девушки обыкновенного роста за такого громилу выходить замуж не решались. А где отыскать ему под стать? Наконец всем миром нашли невесту – учительницу Ефросинью Лебедеву. Для девушки она была высокого роста – 1 м 85 см. Она была на два года моложе Федора, но пережила мужа на 35 лет, умерла в 1947 году. Сыграли свадьбу. В 1903 году у них родилась дочка Мария, в 1904-м – сын Николай.В 1911-12 годах у Махновых рождается ещё трое детей. Таким образом, у Махновых всего было пятеро детей. Ни один из них не вырос выше двух метров. Жили дружно, в любви и согласии. Федор был добрым человеком, любил своих детей, помогал крестьянам. А из Германии шли приглашения вновь вернуться в цирк…
Вместе они путешествовали по миру. Федор бывал на приеме у канцлера Германии, на аудиенции Папы римского,которому так понравилась маленькая дочка Федора Мария, что он снял с себя золотой крестик на цепочке и подарил девочке, на приеме у президента США Теодора Рузвельта. Чтобы Махнов мог пересечь океан, под него переделывали каюту парохода. Ефросинье нравилась такая жизнь, она даже хотела остаться в Германии.
Но когда немецкие врачи стали уговаривать подписать контракт, по которому после смерти труп великана был бы оставлен им для научных исследований, она испугалась, что с Федором может внезапно что-то случиться, и они уехали домой.
В Париже почти все члены Антропологического товарищества проявили большой интерес к необычайным физическим данным великана. Им хотелось исследовать его более тщательно, но Махнов всю свою жизнь отказывался раздеваться перед докторами, позволив им измерить только длину своих стоп, и ладоней — 51 см и почти 35 соответственно.
Уши у него были длиной 15 см, а губы — 10 см шириной, что должно было производить определенное впечатление на его жену, женщину нормальных размеров, когда они целовались. После нескольких дней отдыха он всегда становился выше. Это было вызвано необычайной способностью его позвоночника, уменьшаться и сокращаться под влиянием больших нагрузок.
Ел он, как и все, четыре раза в день, но его завтраком могла бы прокормиться средняя семья в течение двух дней. По материалам печати известно, как питался наш великан. Утром он съедал 20 яиц, 8 круглых буханок белого хлеба с маслом, выпивал 2 литра чая. На обед — 2,5 кг мяса, 1 кг картофеля, 3 литра пива. Вечером — таз фруктов, 2,5 кг мяса, 3 буханки хлеба и 2 литра чая. А перед сном мог еще проглотить 15 яиц и литр молока.
Как справедливо отмечали антропологи, этот житель Беларуси — «это одни ноги».Сапог его, едва доходящий великану до колена, достигал груди нормального человека, а 12-летний мальчик мог бы с головой уместиться в нем. Если бы Фёдор родился без ног, то навряд ли бы достиг среднего роста. Его голова, которая была необычайно мала при таком огромном теле, придавала ему необычайно нелепый вид, который он пытался скрыть, нося богато украшенную казацкую форму.
Длительная кочевая жизнь подорвала и без того не очень хорошее здоровье Махнова. Обострилась хроническая болезнь суставов, заработанная еще в детстве в холодной воде Зароновки. Все труднее становилось ходить. Отто Билиндер попытался помочь Федору, прислав из Германии коня-тяжеловеса. К сожалению, присланное животное проблемы не решило, так как при своем без малого трехметровом росте ноги гиганта все равно волочились по земле, когда он садился на него верхом. И хотя к коню Федор очень привязался, в поездки в качестве основного средства передвижения он предпочитал брать тройку.
Путешествия по заграницам привнесли в хозяйственную жизнь Федора Махнова много нового. Едва ли не первым в округе он стал применять сельскохозяйственные машины, закупавшиеся им в Германии и любезно пересылавшиеся Билиндером. Некоторое время он даже разводил лошадей.
К сожалению, прожил Федор Махнов недолго. В 1912 году хронические болезни окончательно подкосили здоровье великана, и он умер в 34-летнем возрасте, успев, правда, перед этим порадоваться рождению еще троих своих детей: дочери Маше (1911) и близнецам-сыночкам Родиону (Радимиру) и Гавриилу (Галюну), родившимся всего за полгода до его кончины. Точную причину столь раннего ухода их жизни Махнова так и не определили. Немецкие медики посчитали, что умер Махнов от туберкулеза костей, которым страдали многие великаны. По другим сведениям он простудился и получил воспаление легких. Не исключается также и версия отравления соперниками по борцовскому ковру. Со слов внука существует версия и о том, что Федор, переселившись на хутор, не оставил выступления в цирке. Он частенько ездил в Германию вместе с семьей.
Похоронен витебский великан на местном кладбище близ села Костюки. Журнал «Русский спорт» опубликовал некролог, извещавший о его кончине.
Рост Федора Махнова даже после его смерти продолжал всех удивлять. Гробовщик, подумав, что в заказе на гроб и ограду закралась ошибка, сделал работу в расчете на обычного человека. Когда же выяснилось, что ошибся он, пришлось срочно переделывать гроб, а на переделку ограды времени уже не осталось, и ее пришлось оставить.
На сохранившемся надгробии до сих пор можно прочесть надпись: «Федоръ Андреевичъ Махновъ род- 6 июня 1878 г. сконч. 28 августа 1912 г. на 36 году Самый Большой Человъкъ въ Миръ Ростомъ Былъ 3 аршина 9 вершков».
Дополнить рассказ о Федоре Махнове можно тем, что рост его на надгробии указан неправильно. Его взяли из контракта с Билиндером, подписанного великаном в 16-летнем возрасте. С того момента Федор подрос еще на 30 см.
Жена великана впоследствии хотела исправить ошибки на надгробии и переделать ограду, но начавшаяся Первая Мировая война и последовавшие за ней революционные события помешали ей это сделать.
В 1934 году останки Махнова в научных целях были эксгумированы и отправлены в Минский медицинский институт для изучения. Во время войны скелет великана был утерян, как и многое другое. Сохранились только фотография и описание, сделанное профессором Д.М. Голубем.
Есть еще и такая версия как это происходило: в 1935 году сын Родион, учился в Минском мединституте, и на одной из лекций о великанизме профессор привел пример Федора Махнова. Каково же было изумление всех, когда Родион встал и сказал, что это его отец. Тогда-то и попросили его поговорить с семьей о продаже скелета отца. Мать согласилась продать за 5 тыс. рублей. После смерти мужа она вышла второй раз замуж, родила еще троих детей. Деньги были нужны… При эксгумации присутствовало много людей, в том числе вдова и дети. В 1936 году минский профессор Д.М.Голуб опубликовал в сборнике трудов психоневрологического института Белорусской академии наук статью о скелете акромегалика. Акромегалия характеризуется гиперпластическими изменениями костной системы, мягких частей и большинства внутренних органов. Проще говоря, все гиганты страдают от гигантизма.
Однако по сведениям потомков « могилу никто не вскрывал,а уж тем БОЛЕЕ ничего не продавал! Останки пропали после второй Мировой войны, вывезены по предположению в Германию, т.к. еще до революции их хотела получить немецкая академия естествознания.»
Сегодня уже нет в живых детей Федора и Ефросиньи Махновых. Все прожили трудную, но достойную жизнь. В годы коллективизации семью Махновых хотели раскулачить и выслать, но крестьяне заступились и их оставили в покое. Николай и Гаврила были офицерами, прошли через репрессии. Реабилитированы. Родион стал врачом и в годы Великой Отечественной войны был расстрелян гитлеровцами за связь с партизанами. Старшая Мария всю жизнь отработала зоотехником, а младшая Маша – бухгалтером. Все дети ростом скорее пошли в мать – 180 – 190 см. Потомков Махнова разбросало по городам и весям Беларуси и России. На месте бывшего имения осталась только береза, быть может, посаженная самим Федором Махновым. А названия Великанов хутор, Великанов лес напоминают местным жителям о самом высоком в мире человеке, жившем когда-то в этих местах.
Памятник на могиле Федора. Пострадал от пуль в 1943-44 годах, когда здесь шли бои. На памятнике неверно указаны рост и возраст Федора. Жена великана хотела это исправить, но так и не исправила — помешали начавшаяся Первая мировая война, а затем революция
Вместо заключения
Согласно Книги рекордов Гиннесса, самый высокий человек в истории, о росте которого имеются несомненные сведения является Роберт Уодлоу, который жил в Америке в начале двадцатого века. Его рост достигал 272 сантиметра.
Но это признание ошибочно! Ведь рост Федора Андреевича Махнова равен 285 сантиметрам. И именно он является самым высоким человеком в мире за всю историю. Рост был замерен и официально зафиксирован Варшавским антропологом Лушаном. Кроме того, рекордный рост нашего соотечественника отмечен в журнале «Наука и жизнь» за 1970 год и у писателя-фантаста Александра Беляева в повести «Остров погибших кораблей».
Еще фото:
Федор с друзьями
источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F5%ED%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7
http://tall.by/2013/fedor-mahnov/
http://worldgiants.narod.ru/men/mahnov.html
http://www.liveinternet.ru/users/toling/post109385368
http://www.webpark.ru/comment/46449
Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/info_jor
Давайте я вам еще напомню про Гарри ГУДИНИ, а так же кто такой был Экстраординарный Даниэль Данглас Хоум и конечно же Жозеф Пужоль — человек, который умел художественно пукать