Китайские строители и инженеры, без сомнения, способны удивлять весь мир, воплощая в жизнь грандиозные проекты. Одна из самых уникальных строек в истории человечества – ГЭС «Три ущелья» в провинции Хубэй, которая является тяжелейшим сооружением на планете: вес плотины составляет около 65,5 млн. тонн.
Располагается объект на реке Янцзы (третья по длине река на планете).
1.
Возводили плотину на протяжении почти 18 лет (с 1994 по 2012 гг.). Официально открытие состоялось в 2003 году, когда запустили генераторы на северной стороне; к 2009-му работало 26 генераторов. На сегодня функционируют 32 энергоблока (6 из которых подземные), вырабатывая электроэнергии около 100 тВт*ч. Условной тепловой электростанции для производства такого количества энергии понадобилось бы сжечь 50 млн. тонн угля.
2.
Разговоры о строительстве плотины велись с начала XX века, вопрос поднимался неоднократно, так как разрушительные наводнения происходили в среднем каждые 10 лет. Например, в 1931 году из-за стихии пострадало более 25 млн. человек, а после 1991 года, когда очередное наводнение серьезно ударило по казне (ущерб оценили примерно в $ 30 млрд), власти одобрили строительство плотины.
Интересно, что стоимость проекта, включая средства на переселение более миллиона человек, составила столько же, сколько и ущерб в 1991 г. Окупить все затраты рассчитывали через 10 лет, однако этого удалось достичь уже через четыре года.
3.
4.
Не обошлось и без коррупционных скандалов в конце 1990-х. В китайской и западной прессе отмечалось, что подрядчики путем подкупа выигрывали тендеры, а после еще экономили на материалах, что даже привело к некоторым авариям во время реализации проекта. Упоминается о возбуждении как минимум 100 уголовных дел.
Как бы то ни было, но Китаю удалось построить это мега-сооружение, которое поражает своим масштабом и инженерной мыслью. Как отметил тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, «Три ущелья» – это «воплощение великого трудолюбивого и бесстрашного духа китайской нации».
5. Судоподъемник для пассажирских судов массой до 3000 тонн.
Плотина повлияла не только на жизнь Китая, но и всей планеты. Один из наиболее примечательных фактов – влияние на вращение Земли вокруг своей оси. Как отмечают специалисты NASA, из-за образовавшегося водохранилища, площадью 1000 кв. км и общей емкостью 39 куб. км, сутки стали длиннее на 0,06 микросекунд.
«Три ущелья» – мощнейшая ГЭС на планете, снабжающая энергией 10 китайских провинций. Более того, сооружение, действительно, решило многовековую проблему с наводнениями. И благодаря тому, что река вверх по течению стала шире и глубже, улучшилось судоходство: корабли ходят от 30-миллионного города Чунцин до 24-миллионного Шанхая.
6. Судовые шлюзы для речного транспорта в обход плотины.
Немаловажным аргументом на стадии утверждения проекта было и то, что ГЭС поспособствует существенному сокращению вредных выбросов от тепловых электростанций.
Но есть и обратная сторона медали – как реальные последствия строительства объекта, так и теоретические. Например, для осуществления проекта пришлось затопить территорию в несколько десятков тысяч гектаров (13 городов и почти 1500 поселков и деревень), а также 650 фабрик и более 1000 архитектурных памятников (хотя большинство из них, как заверяют власти и ученые, все-таки удалось вывезти).
7.
Если говорить о теоретически возможных последствиях, то в случае прорыва плотины, в зоне бедствия могут оказаться порядка 350 млн. человек, в том числе в Шанхае и Ухане. В прошлом году об этом заговорили особо остро, после публикации в социальных сетях фотографий с Google Maps, на которых, как утверждалось, видно, будто плотина прогнулась и существует риск ее прорыва.
Беспокойства, вызванные этой информацией, побудили экспертов по безопасности провести техническое обследование объекта. Согласно заключению, плотина, действительно, переместилась, но лишь на несколько миллиметров. Произошло это из-за изменений температуры и уровня воды, однако никакой опасности не представляет. Эксперты также подчеркнули, что опубликованные снимки были сделаны с некоторыми дефектами, что привело к заблуждению относительно состояния сооружения.