Критика сериала «Зулейха открывает глаза» с разных сторон

Сериал снят по книге. В одном из интервью Дмитрий Медведев так отзывался об этом произведении: «… последнее время я обратил внимание на несколько наших новых авторов – для меня во всяком случае. Есть такая Гузель Яхина, которая написала несколько книг. Последняя книга на меня произвела очень сильное впечатление. Хотя и первая тоже была весьма и весьма. Она написана хорошим литературным языком. Там интересная фабула, и это действительно литература.»

Однако, сразу после выхода нескольких серий посыпалась критика. Причем что удивительно, критикуют и татары и те, кто увидел в сериале «махровую антисоветщину».

Начнем с мнения татарской писательницы Фаузии Байрамовой. Она выступила с резкой критикой экранизации романа «Зулейха открывает глаза». Киноверсия романа Гузель Яхиной так ее оскорбила, что она назвала экранизацию унижением всей нации.

«Какой же грязный фильм сняли о татарах на деньги Татарстана! Под предлогом возвеличивания Зулейхи, они унизили и растоптали целую нацию. Ни Вахши Муртаза, ни его мать не являются воплощением собирательного образа татар. Самые плохие, самые грязные и самые злые», — эмоционально отреагировала общественный деятель.

По мнению Байрамовой, создатели фильма намеренно показали явления, которые не присущи татарскому народу. Вместо верующих, трудолюбивых и предприимчивых людей писательница сделала акцент на «наглых деспотах».

«Ничего не характерно для татар — ни слова, ни одежда, ни жизнь! Нет у татар таких обычаев, нет у татар такой глупости и невежества! Эти кладбищенские явления, эти банные сцены совершенно не свойственны татарам! Татарская жизнь показана в черном цвете, будто издеваясь, эту грязь смешали с национальными песнями. Этот фильм — ядовитая конфета для обмана татар, пыль в глаза», — пишет она.

Байрамова уверена в неслучайности такого контекста. Она посчитала это заговором против татарского народа.

«Оказывается, что своим татарским детям надо дать русскую фамилию, да и сама и твоя родословная должны быть русскими. Вот о чем этот фильм. Оставшуюся часть можно и не смотреть», — подытожила она.

А вот Антон Осеев разложил сюжет первых серий с патриотической точки зрения.

Повествование начинается зимой 1930 года в маленькой татарской деревне, где главная героиня живет с мужем по имени Муртаза и свекровью, чем-то напоминающей белого ходока из киноэпопеи Джоррджа Мартина. Жизнь Зулейхи наполнена смыслом и традиционными ценностями. Она ухаживает за свекровью, которая ее ненавидит, не имеет права даже подать голос, регулярно подвергается сексуальному и физическому насилию со стороны мужа и моет полы. Здесь нужно отметить актерское мастерство Чулпан: все перечисленное она делает, не меняя выражения лица. Если коротко, то ее жизнь такова, что любой ГУЛАГ должен восприниматься после этого пионерским лагерем.

Немного арифметики: Муртазе на вид лет 40, ну пусть 35, то есть родился он в период с 1890 по 1895 год. И жил очень бедно, раз семья голодала настолько, что умерли почти все дети. Получается, в царской России семье Муртазы была явно не сладко, а вот после 1917 года у него, скорее всего, и появились лошади, корова, куры и мельница. То есть благосостояние. Но это так, лирическое отступление.

А пока муж Зулейхи решает спрятать несколько мешков зерна в тайнике, чтобы использовать для посева весной. Для этого супруги грузят их на сани и едут в лес, до мусульманского кладбища. В этот момент мы узнаем, что в семье было четыре дочери, которые умерли. Собственно, в могиле одной из дочерей и есть тайник для зерна. Который представляет из себя деревянный ящик, закопанный в землю, куда прячут 4 мешка с зерном, а пятый просто высыпают сверху, ибо по-другому не помещается. Что будет с зерном в таком тайнике в ближайшую оттепель или при появлении ближайшей полевой мыши, догадаться несложно. Сложно понять, как с такими хозяйственными навыками Муртаза смог стать зажиточным.

По пути домой семья встречает отряд ОГПУ. Это нам потом станет ясно, что это ОГПУ: без пояснения они выглядят, как банда махновцев. Один одет в шинель и буденовку, начальник в кепку и непонятную тужурку, какая-то женщина — в папахе и тулупе. (Из под папахи при этом очень мило выглядывает локон с неплохой завивкой. Сразу видно: визажисты в 30-е в деревне были что надо.) Видимо, кто что награбил, тот в том и ходит. Как еще могли быть одеты представители власти в 1930 году?!

ОГПУшники интересуются у супругов, как проехать в деревню. На что те молчат. Почему молчат, не ясно, но это вызывает естественные подозрения у сотрудников. Один из них видит пустой мешок, из которого вываливается несколько оставшихся зерен пшеницы. И в этот момент Муртаза выхватывает топор и бросается на начальника отряда. В ответ получает заслуженную пулю в грудь и умирает.

Подводя итоги просмотра:

Создатели фильма постоянно стремятся вызвать жалость ко всем персонажам, кроме представителей советской власти. Даже стерва свекровь и тиран муж, по их мнению, заслуживают пожалейки;
Все представители советской власти в фильме — это марсиане. Они плохие только потому, что они марсиане и напали на хороших землян. У орков Толкиена было больше мотивации, чем у большевиков во всех современных российских фильмах. Кто они такие, почему отбирают имущество, почему они устраивают склады в храмах, ответа нет. Они плохие потому что плохие. И еще любят секс где попало.
Все! Больше в этом кино ничего нет. Ни сюжета, ни актерской игры, ни мотивации, ни логики. Но это нашему новому кино без надобности. Плохие большевики есть, жалость ко всем остальным есть — что еще нужно чтоб получить финансирование?

Благодаря тому, что все плохие в фильме — это русские большевики, подчеркивается, что пострадавшие-то — татары. То есть заметен небольшой налет русофобии, но так, самую малость.

А как вам начало сериала?

https://realnoevremya.ru/news/171883-pisatelnica-fauziya-bayramova-vystupila-s-rezkoy-kritikoy-seriala-zuleyha-otkryvaet-glaza