Обстоятельства смерти первого космонавта

Обстоятельства смерти первого космонавта до сих пор являются предметом споров специалистов и остаются неоднозначными.

Утро 27 марта 1968 года в подмосковном аэродроме Чкаловский (Щёлково) выдалось облачным: небо закрывала плотная завеса на низкой высоте — меньше километра. Летчики-испытатели Юрий Гагарин и Владимир Серёгин выводили свой истребитель МиГ-15УТИ на взлётную полосу: видавшую многое машину, прошедшую, в том числе, два капитальных ремонта корпуса и четыре ремонта двигателя.

Взлёт состоялся в условиях хорошей видимости с земли, но самолет быстро вошел в облака, раньше предполагаемого времени: их высота была ещё ниже, чем посчитали в диспетчерской. Выполнив лётные задания быстрее запланированного, Гагарин доложил в центр, что возвращается.

Больше пилоты на связь не выходили, а обломки самолёта нашли спустя несколько часов за 65 километрах, в районе деревни Новосёлово. На следующий день опознали и обоих пилотов, по фрагментам их тел.

Отчёт, которого не было

Расследование крушения самолета, проведённое в составе трёх больших комиссий (лётной, медицинской и инженерной), заняло 29 томов, но официальная версия так и не была опубликована, вопреки большому резонансу в обществе и несмотря на объявленный национальный траур по погибшим.

Документ засекречен до сих пор. Всё описанное ниже — частные свидетельства членов комиссии и экспертов (см. источники ниже), собранные в разрозненную, местами противоречивую картину. Если отбросить крайние теории заговора, а также мнения, что лётчики остались живы, картина трагедии предстает следующей.

Истребитель МиГ-15УТИ был выпущен в Чехословакии в 1956 году, его доработали под нужды Четвёртого управления ВВС для испытательных полетов. Изменения коснулись топливной и масляной систем, в те годы именно ВВС отвечала за подготовку космонавтов. Доработки были частью большого амбициозного проекта по доставке крылатых космических объектов с помощью «самолётов-разгонщиков».

Проект предусматривал небольшую машину с маленьким крылом и корпусом, создающим, как и крыло, подъёмную силу благодаря широкой нижней поверхности. Разгонщик развивал гиперзвуковую скорость и запускал самолёт со своей «спины» — но это предполагалось в дальнейшем, в первую же очередь планировалось выводить объект на орбиту с помощью баллистической ракеты.

Таким выводимым объектом и должен был стать МиГ-15УТИ, под кодовым именем «Спираль». В 1968 проект был на пике, пока трагическая гибель Гагарина не пустила исследования под откос. «Нечего заниматься фантастикой. Микояну надо делать самолёты», — заключил министр обороны, маршал Советского Союза Гречко в 1970 году, поставив крест на отечественных шаттлах.

Гагарин, при своем статусе, мог не совершать вылетов до конца жизни, но на полёт 27 марта был назначен именно он. Какого рода эксперименты планировалось провести на «Спирали» в тот день, так и осталось тайной.

По свидетельствам очевидцев, перед посадкой в кабины Гагарин и Серёгин ожесточённо о чем-то спорили. Современники отмечали непростой характер Героя Советского Союза, инженера-полковника Серёгина, склонного к горячей дискуссии.

Состояние самолета МиГ-15, утяжелённого двумя подвесными топливными баками, было удовлетворительным, но основания для отмены полёта всё-таки были: помимо уже упомянутой выше кромки плотных облаков (висящих, по выясненным впоследствии данным, на высоте всего 500 метров), система радиолокационного оборудования давала сбои.

Вопреки всему, машина выполнила свои задачи в воздухе, затем Гагарин по радиосвязи объявил, что возвращается — ему предстояло сделать разворот со снижением при почти нулевой видимости. Спустя минуту самолет перешел в положение крутого пикирования, называемого также «штопор», и начал падать.

Падение шло по спирали, но МиГ падал несколько иначе, чем мог бы при базовой комплектации: за счёт топливных баков сократилась и перегрузка — с восьми- до трёхкратной. Пилоты считали, что находятся выше как минимум на 400 метров из-за ошибочных предполётных данных и неправильной работы высотометра.

Несмотря на очевидный исход, Гагарин и Серёгин не предприняли даже попытку катапультироваться. Выйди из плотной облачности, пилоты увидели резко приближающуюся землю ближе, чем предполагали — в тот момент перегрузка достигла 12-кратного значения, но за штурвалом сидели опытные профессионалы: им не хватило буквально двух секунд, чтобы вырулить самолёт пусть на жёсткую, но посадку.

Почему Гагарин не покинул самолёт? После крушения эксперты обнаружили полную исправность системы катапультирования. Это один из тех вопросов, на который мы вряд ли получим ответ. Важнее понять, что именно стало причиной «штопора». Основной версией сегодня является разгерметизация кабины из-за попадания постороннего объекта.

Иными словами, самолёт либо во что-то врезался, либо его сбили.

В тот день в воздух поднялся не только Миг-15. На высоте более 10 километров свой полет совершал истребитель Су-15, по неизвестным причинам оказавший на предельно низкой высоте в 450 метров в момент крушения машины Гагарина. Об этом свидетельствуют местные жители, наблюдавшие небо.

Стали ли маневры Су-15 причиной пикирования МиГа, доказать невозможно, как и сам факт подобных маневров — официально они зафиксированы не были. Разнятся и выводы и том, может ли топливный след от истребителя сбить более легковесный самолёт с курса.

«Мои рассуждения [о появлении Су-15] подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, […] знали правду, но делали вид, что это не так.»
Алексей Леонов, летчик-космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос

Более правдоподобной версией выглядит столкновение МиГа с метеорологическим зондом: при скорости в 600 километров в час встретить такой шар равносильно удару в пять тонн. Как первый космонавт в истории, безусловно обладавший предельным профессионализмом и реакцией, лучший в своем деле, мог совершить подобную «детскую» ошибку, не заметив очевидный объект по пути следования?

Возможно, дело в нулевой видимости. Либо, уже заметив висящий шар, Гагарин попытался облететь его, резко дернув штурвал, что привело к повреждению обшивки. Возможно, самолёт пошел на таран, а пилоты оценили свои шансы в этом случае более предпочтительными: в любом случае, на решение было время, равное долям секунды — если вообще было.

«Встреча с шаром-зондом привела к быстрой потере высоты и пикированию, для вывода из которого не хватило высоты. А был ли перед этим штопор (с чем некоторые не согласны) или какое-то другое движение, принципиального значения не имеет. Эта предполагаемая причина катастрофы – единственная, имеющая косвенное подтверждение, в отличие от других версий, которые основаны только на предположениях.»
Степан Микоян, лётчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации

Подобные рассуждения не отменяют того факта, что Су-14 снизился к МиГу, а затем вновь поднялся на свою высоту. Что он сделал и зачем? Загадки, вопросы…

По результатам своей работы, комиссия по крушению МиГа была готова опубликовать результаты. Но Леонид Ильич Брежнев, по свидетельствам очевидцев, решил иначе: «Народ успел успокоиться, не стоит его снова возбуждать». Истинные причины гибели Гагарина не раскрыты по сей день.

10 апреля 1961 года, за два дня до своего исторического полёта в космос, Юрий Гагарин написал прощальное письмо родным — на случай, если не вернется обратно.

Письмо было опубликовано после 1968 года родными погибшего, вот цитата из него:

«Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка [жена], посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.»


https://tjournal.ru/analysis/158499-esli-chto-to-sluchitsya-ty-dolzhna-znat-vse-do-konca-kak-pogib-yuriy-gagarin
Источники и дополнительное чтение: