Цветные фото России XIX века


Сельский учитель с детишками, 1899 год.

Русская деревня 19 века – бесконечный труд. Леса,  земля, животные и люди шли в дело, создавая замкнутый круг крестьянского самообеспечения. По венам  губернии российской – густой сети древних дорог, тянулись товары из сёл и деревень.

Деревенский  труд был самой жизнью, отдыхом крестьян был не диван, а смена одного труда другим. В водовороте крестьянского труда появились  десятки  профессий. Давайте посмотрим на них  в цвете уникальных фотографий 1899 года Русского Севера.

Автор — этнограф Михаил Круковский. Они сохранились в России и США, позже переведены в цвет. 

В  северных  губерниях главный кормилец  – лес. Пещерный Лес кормил крестьян тысячи лет  и в 19 веке  еще не был уничтожен совершенными орудиями  – машинами (их не было). Рубили  зимой, а сплавляли в половодье весной.  Сплав  начинался у берега, бревна скатывали и формировали сплавное поле.

 

1.

Новые лесорубы скидывали крестьянской артели свой «урожай», и по реке ползло море бревен.

 

2.

Ужин крестьянина – святое дело, работать потом  нельзя. Хозяин сплавной артели не смел нарушить покой работяг.

 

3.

Конечным пунктом сплавных артелей были лесоперерабатывающие заводы, конечно, в том понимании. В деревнях и городах.

 

4. С реки закатывали бревна по направляющим. Краном (левей) тащили дальше в цех.

Часть леса попадала в цеха углежогов и смоловаров, самой богатой профессии Севера Руси. Их конечный продукт –  уголь, деготь, вар (корабельная смола), шёл  на экспорт Белым морем. И покрывал потребности крестьянских волостей.

 

5. Цех углежогов в действии. Слева сырье и розжиг кирпичных печей.

6.

Железные орудия труда, несложные предметы быта производились на месте в крестьянских кузницах и заводиках волостей.  Уголь для печей обеспечивали углежоги. А болотное железо выпаривалось из болот и продавалось местным металлургам соседними деревнями.

 

7. Деревенская кузня.

На выкорчеванных и выжженных  лесных полях колосилась рожь и ячмень, поднимался лён. Сеяли, сушили, собирали в снопы.  Землей было наполнено все лето крестьянских семей.

 

8. Мать с дочерью обволакивают лён.

Зерно везли на крестьянские мельницы, ветряные и водяные. Мельницы покрывали речки и холмы десятками, в каждой деревне была своя. Мельники – потомственная профессия целых династий.

 

9.

А вот водяную мельницу, хоть и строились они чаще, мало кто может представить:

10.

Лён обрабатывался, продавался купцам на экспорт. А в русских селах  лён становился крестьянской одеждой. Вместе с шерстью разводимых овец, лихие ткачихи  шили  сарафаны и  тулупы, катальщики делали катаники (валенки). В центре и юге аналогом экспортного льна была конопля.

 

11.

Сапожников называли швецами, профессия передавалась от отца к сыну. Производили/латали  сапоги, лапти, башмачки. Чаще ходили по деревням, чем сидели дома. В деревнях швецы жили несколько дней, создавая/ремонтируя обувь для всех крестьянских семей.

 

12.

Без печников никак, их чтили в деревнях, как священников.

 

13. Печник Ярославской губернии конца 19 века.

Русская печь – мать русскому дому. Печь лечила, кормила, поила и утешала. На ней появлялись младенцы и уходили старики. Согревала русская печь всех,  помогая роженицам облегчить муку, а немощным навек успокоиться.

 

14. Справа – кормила, слева – лечила русская печь!

15. В моей архангельской избе 150-летняя печь трудится и сегодня.

По селам бродили ходячие торговцы, продавая чужое или свое. Как этот мастер щеток. Торговцы из крестьян берегли честь фамилии. Самым обидным для них было услышать торгаш  или выжига – характерное прозвище городских купцов и  конторщиков. В замкнутой  крестьянской  среде таким не было места.

 

16. Я не выжига, не торгаш! Я честный торговец, продаю – что сделал сам!

К концу 19 века благодаря земской реформе Александра II появились на селе новые люди. Как этот деревенский учитель в окружении учеников своих.  Крестьянство вознесло учителей на высший уровень уважения, к печникам и священникам.

 

17. Сельский учитель с детишками, 1899 год.

Множество дорог-трактов содержали в порядке сами деревни по дорожной повинности. А кроме дорожных работ,  снабжали  крестьяне лошадьми  ямщицкие станции, древнерусский аналог вокзалов и гостиниц  в одном лице. Как говорится, сам починил и сам проехал!

 

18.

19. Дорожный тарантас, аналог междугороднего такси деревни 19 века.

Таким был крестьянский труд  царской России 1899 года.


https://zen.yandex.ru/media/rubez/unikalnye-cvetnye-foto-krestian-rossii-xix-veka-5e274604aad43600ad49d65e