Сельский учитель с детишками, 1899 год.
Русская деревня 19 века – бесконечный труд. Леса, земля, животные и люди шли в дело, создавая замкнутый круг крестьянского самообеспечения. По венам губернии российской – густой сети древних дорог, тянулись товары из сёл и деревень.
Деревенский труд был самой жизнью, отдыхом крестьян был не диван, а смена одного труда другим. В водовороте крестьянского труда появились десятки профессий. Давайте посмотрим на них в цвете уникальных фотографий 1899 года Русского Севера.
Автор — этнограф Михаил Круковский. Они сохранились в России и США, позже переведены в цвет.
В северных губерниях главный кормилец – лес. Пещерный Лес кормил крестьян тысячи лет и в 19 веке еще не был уничтожен совершенными орудиями – машинами (их не было). Рубили зимой, а сплавляли в половодье весной. Сплав начинался у берега, бревна скатывали и формировали сплавное поле.
1.
Новые лесорубы скидывали крестьянской артели свой «урожай», и по реке ползло море бревен.
2.
Ужин крестьянина – святое дело, работать потом нельзя. Хозяин сплавной артели не смел нарушить покой работяг.
3.
Конечным пунктом сплавных артелей были лесоперерабатывающие заводы, конечно, в том понимании. В деревнях и городах.
4. С реки закатывали бревна по направляющим. Краном (левей) тащили дальше в цех.
Часть леса попадала в цеха углежогов и смоловаров, самой богатой профессии Севера Руси. Их конечный продукт – уголь, деготь, вар (корабельная смола), шёл на экспорт Белым морем. И покрывал потребности крестьянских волостей.
5. Цех углежогов в действии. Слева сырье и розжиг кирпичных печей.
6.
Железные орудия труда, несложные предметы быта производились на месте в крестьянских кузницах и заводиках волостей. Уголь для печей обеспечивали углежоги. А болотное железо выпаривалось из болот и продавалось местным металлургам соседними деревнями.
7. Деревенская кузня.
На выкорчеванных и выжженных лесных полях колосилась рожь и ячмень, поднимался лён. Сеяли, сушили, собирали в снопы. Землей было наполнено все лето крестьянских семей.
8. Мать с дочерью обволакивают лён.
Зерно везли на крестьянские мельницы, ветряные и водяные. Мельницы покрывали речки и холмы десятками, в каждой деревне была своя. Мельники – потомственная профессия целых династий.
9.
А вот водяную мельницу, хоть и строились они чаще, мало кто может представить:
10.
Лён обрабатывался, продавался купцам на экспорт. А в русских селах лён становился крестьянской одеждой. Вместе с шерстью разводимых овец, лихие ткачихи шили сарафаны и тулупы, катальщики делали катаники (валенки). В центре и юге аналогом экспортного льна была конопля.
11.
Сапожников называли швецами, профессия передавалась от отца к сыну. Производили/латали сапоги, лапти, башмачки. Чаще ходили по деревням, чем сидели дома. В деревнях швецы жили несколько дней, создавая/ремонтируя обувь для всех крестьянских семей.
12.
Без печников никак, их чтили в деревнях, как священников.
13. Печник Ярославской губернии конца 19 века.
Русская печь – мать русскому дому. Печь лечила, кормила, поила и утешала. На ней появлялись младенцы и уходили старики. Согревала русская печь всех, помогая роженицам облегчить муку, а немощным навек успокоиться.
14. Справа – кормила, слева – лечила русская печь!
15. В моей архангельской избе 150-летняя печь трудится и сегодня.
По селам бродили ходячие торговцы, продавая чужое или свое. Как этот мастер щеток. Торговцы из крестьян берегли честь фамилии. Самым обидным для них было услышать торгаш или выжига – характерное прозвище городских купцов и конторщиков. В замкнутой крестьянской среде таким не было места.
16. Я не выжига, не торгаш! Я честный торговец, продаю – что сделал сам!
К концу 19 века благодаря земской реформе Александра II появились на селе новые люди. Как этот деревенский учитель в окружении учеников своих. Крестьянство вознесло учителей на высший уровень уважения, к печникам и священникам.
17. Сельский учитель с детишками, 1899 год.
Множество дорог-трактов содержали в порядке сами деревни по дорожной повинности. А кроме дорожных работ, снабжали крестьяне лошадьми ямщицкие станции, древнерусский аналог вокзалов и гостиниц в одном лице. Как говорится, сам починил и сам проехал!
18.
19. Дорожный тарантас, аналог междугороднего такси деревни 19 века.
Таким был крестьянский труд царской России 1899 года.
https://zen.yandex.ru/media/rubez/unikalnye-cvetnye-foto-krestian-rossii-xix-veka-5e274604aad43600ad49d65e