Мясо без коровы и молоко не из коровы

В 2019 году одним из главных хитов венчурного рынка стала компания Beyond Meat, которая поставляет бургеры из растительного мяса в Макдональдс и рестораны по всему миру, включая Россию. Beyond Meat провела IPO в мае 2019 года, и сейчас капитализация составляет $4,5 млрд, примерно 3x к цене размещения.

Второй нашумевший стартап Impossible Foods стал поставщиком Burger King и привлек гигантский раунд на $300 млн на масштабирование бизнеса, а публичное размещение пока отложено.

Impossible Foods открыто рассказывает о своем ключевом преимуществе — это технология синтеза белка легоглобина (близкий аналог гемоглобина крови) путем ферментации генетически модифицированных дрожжей в биореакторе: в ДНК дрожжей добавлены гены сои, отвечающие за синтез белка. Именно гемоглобин дает мясу характерный вкус и запах, от которого так сложно оказаться мясоедам, а все остальные белки, жиры и углеводы можно заменить растительными аналогами, такими как соя, кокос и подсолнечник, без потерь вкуса.

Стартапы заявляют, что животное в пищевой цепочке является по сути посредником: натуральным биореактором, который “превращает” растения в животный белок и другие питательные вещества мяса. Но этот “биореактор” очень неэффективен: для производства килограмма говядины в среднем требуется порядка 25 килограммов корма, а значит много земли и воды. Современный биореактор из металла и пластика намного более эффективен.

С появлением альтернативного бургера на полках магазинов и в ресторанах продукт становится мейнстримом. По прогнозам Agfunder, к 2025 году доля альтернативных мясопродуктов на триллионном рынке мяса может достичь 10%.

Даже Netflix уже снял серию The Future of Meat для научно-популярного сериала Explained. И хотя в альтернативном мясе остается множество интересных задач, таких как создание лабораторного стейка из говядины (пока удалось сделать только “фарш”), технологии для других видов мяса, предприниматели и венчурные инвесторы смотрят на другие популярные продукты животного происхождения.

«Молоко без коровы» — the next big thing?

Если мясо будут делать без коровы, то как получить молоко? Этим логичным вопросом задались несколько стартапов, большинство которых находятся в Калифорнии. Растительные заменители молока присутствуют на рынке не первый год — соевое, миндальное, кокосовое и овсяное молоко можно без труда найти на полках многих магазинов. Но по вкусу это совсем не коровье молоко, по крайней мере, сегодня.

Несмотря на то, что стартапы уже несколько лет создают альтернативные молочные продукты в лаборатории при помощи биотехнологий, до недавнего времени их успехи не освещались прессой. Но в августе 2019 года калифорнийская компания Perfect Day выпустила партию мороженого на основе лабораторного молока, которая была распродана через сайт за считанные дни. На событие обратили внимание New York Times, CNBC, Forbes и ряд других крупных изданий. Компания использовала мороженое как маркетинговый ход для привлечения партнеров и инвесторов. На самом деле компания изначально строилась по модели B2B с целью поставлять ингредиенты для пищевых брендов и в текущем году начала сотрудничество с ADM, крупнейшим американским агротрейдером и агропроизводителем.

На прошлой неделе, 11 декабря, стартап объявил о рекордной инвестиционной сделке: в рамках очередного раунда сингапурский Temasek и гонконгский Horizons Ventures инвестируют рекордные $130 млн для масштабирования производства, развития партнерств с крупными компаниями и роста команды в Калифорнии с 75 до 150 человек . Perfect Day в 2014 году основали два молодых биотехнолога: американец индийского происхождения Райан Пандия, CEO и индийский эмигрант Перумал Ганди, CTO.

В чем же секрет их биотехнологии?

Основатели объясняют, что по сути они применили базовую технологическую идею Impossible Foods для молока. Они также используют ГМО-дрожжи и ферментацию для синтеза белков — только не крови, а молока (казеин и сывороточный белок). Скопировать идею оказалось не так то просто — с момента основания Perfect в 2014 году до создания масштабируемой технологии и коммерческого продукта прошло почти 5 лет. Для сравнения — Impossible Foods потратили на разработку около 8 лет.

Имея лишь работающую технологию, один крупный контракт и почти нулевую выручку, компания тем не менее смогла привлечь огромные $130 млн, что может означать примерную оценку от $400 до 650 млн (pre-money). Инвесторы объясняют такую высокую оценку огромным размером целевого рынка — глобальный рынок молочных продуктов оценивается в $600 миллиардов долларов. Следующими продуктами Perfect Day скорее всего будут сыры, йогурты, творог, а молоком компания заниматься не будет (из-за его низкой маржинальности).

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что инвесторами Perfect Day стали фонды из Азии. Основатели подтверждают, что азиатские рынки будут важными для стартапа. В Азии традиционно потребление молочных продуктов находится на низком уровне, но быстро растет: так на крупнейшем китайском рынке потребление на душу населения выросло с 6 до 36 кг на человека в год за последние 20 лет. Рост рынка традиционно сдерживает проблема непереносимости лактозы и бета-казеина А1, которая является наиболее острой среди азиатского населения. Полагаю, что технология Perfect Day может быть более эффективной в решении этих проблем в сравнении традиционными способами (безлактозное молоко и молоко А2). Следовательно, предложив продукт для растущего азиатского рынка и при поддержке крупнейших фондов, компания может создать миллиардную стоимость для инвесторов и основателей.

А1 и А2 являются генетическими вариантами белка бета-казеина. При этом А1 является причиной непереносимости молока, а А2 не вызывает проблем. Для производства молока А2 нужны коровы с генетикой типа А2, который можно выявить с помощью генетических тестов и создать стадо необходимого размера. Новозеландская компания The а2 Milk первой вывела на рынок молочные продукты А2 на мировой и китайский рынок, а в 2019 году ее продажи в Китае и других странах Азии составили $270 млн.

Цель Perfect Day и похожих стартапов — подорвать традиционную отрасль и исключить корову из производства молока, полностью изменив расстановку сил.

Но это произойдет не скоро. Даже по оптимистичным прогнозам к 2025 году проникновение лабораторных молочных продуктов может вырасти только до 6%, хотя в перспективе 15–20 лет традиционная молочная отрасль может испытать серьезное давление со стороны молодых стартапов.

Список альтернативных продуктов не исчерпывается мясом и молоком. Следующими “жертвами” технологий будут рыба и морепродукты, яйцо, а также еще один продукт животноводства — кожа животных.


А вот еще мы обсуждали такой вопрос, как Еда из нефти