Даже никогда не задумывался о такой тематике и потому выглядит все это достаточно интересно и странно. Оказывается системы передачи механической энергии на расстояние, подобные тем, что использовали сотни лет назад, все еще применяются до сих пор. В частности, джеркерная система "Пенсильвания" (от слова jerk — трясти), применяемая для привода нефтяных насосов на частных землевладениях, имела огромное распространение в Америке вплоть до 40-х годов прошлого века, частично использовалась до 70-х, а несколько установок работают до сих пор.
Давайте посмотрим на фото, которые сделаны на действующих установках в штате Иллинойс и разберемся, как же эта система работает и как передается механическая энергия на такие далекие расстояния.
Система состоит из центрального привода, который размещается в отдельном помещении. Это — сердце системы. Привод сделан таким образом, что вращательное движение двигателя превращается в возвратно-поступательное, которое передается на металлические штока, отходящие от помещения в разные стороны по направлению к своим механизмам.
На схеме виден принцип преобразования энергии из вращательной в поступательную.
Так выглядит вживую дом, из которого расходятся приводные металлические штока, двигающиеся вперед-назад с определенной амплитудо
Внутри главное распределительное помещение привода, или powerbank по-американски, выглядят так:
Линии штоков тянутся на мили от главного "трясуна".
Держатели штоков имеют различную форму и конструкцию как опор, так и шарниров, в зависимости от назначения. Есть поворотные, качающиеся, вилковые держатели. Есть даже приспособления, редуцирующие или, наоборот, усиливающую амплитуду:
В конечном итоге, качающаяся тяга подходит к нефтяному насосу, приводя в движение его шток:
Такая система приводов оказалась очень эффективной и позволяла экономить, задействуя один дорогостоящий двигатель для множества скважин. Причем, один из насосов, как правило, работал на снабжение двигателя топливом, а остальные качали нефть в резервуар.
Еще один способ передачи поступательного движения на расстояние, имеющий более древнее происхождение — с помощью деревянных брусьев. Принципиально он похож на "пенсильванскую" систему металлических тяг, но технологически более прост и дешев за счет малого использования металлических элементов.
Все начинается тоже с приводного помещения, пауэрбанка:. Но вместо железных прутков от него отходят деревянные брусья квадратного сечения, подвешенные на опорах.
Система брусьев тоже может тянуться на мили к скважинам:
Иногда, если трасса проходила в плоходоступных местах, приходилось строить мостки для обслуживания и смазки шарниров:
Для поворотов линий передач механической энергии используются специальные колеса:
Так как "пенсильванская" система металлических штоков все-же более технологична и сами нефтяные насосы удобнее подключать именно к металлическим тягам, то в системе предусмотрены переходные узлы с брусьев на металлические тяги:
В конечном итоге нефть попадала в подземные деревянные бункера.
и из них — в деревянные передвижные цистерны для перевозки к месту переработки или продажи.
Частная добыча нефти мелкими фермерами сыграла не последнюю роль в становлении Америки в 19 веке как технологически передовой державы, обеспечив страну достаточным количеством дешевого и высокотехнологичного (на тот момент) топлива.
Вот еще части и механизмы этой линии:
Field motor on steel frame with steel jerker rods on the James Field. Source: "Conservation district study appendix", Oil Heritage Conservation District Plan, The Corporation of the County of Lambton.
http://www.lowtechmagazine.com/2013/02/the-mechanical-transmission-of-power-jerker-line-systems.html
http://www.findpatent.ru/patent/208/2081360.html
http://www.ngpedia.ru/id246746p2.html
http://www.leanok.ru/2015/09/dobycha-nefti-v-amerike-v-19-veke.html
Ну и конечно же с учетом этой темы не могу не напомнить вам про Механическую эротику (часть 1) и Механическую эротику (часть 2)