Трамвай на водороде показали в Питере. Будет ли дешевле?

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Водород становится все популярнее и популярнее как топливо для различных технических средств. Автобусы, машины вот теперь и трамваи. А несколько дней назад мы рассматривали, что будет с Монако, если там взорвется яхта на водороде.

А что же в Питере? Горэлектротранс» продемонстрировал первый в России трамвай на водородном топливе. Пока что в нем 8 сидячих мест, и он движется со скоростью 10 км/час

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Внешне ничто не выдает наличие в вагоне водородной энергоустановки, кроме огромных символов на борту. А вот внутри уже становится понятнее – треть салона занята оборудованием. В середине – стол с компьютерами, за ним – специалисты. В самом хвосте (на площадке для пассажиров) расположились баллоны с водородом.

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Важнейшая часть энергоустановки – батарея топливных элементов (комплекс устройств, вырабатывающих электричество). Внутри неё происходит химическая реакция: соединение водорода с кислородом. По патрубкам в изделие с одной стороны подается водород, с другой стороны – воздух, в итоге компоненты «разбегаются» по топливным элементам. В результате реакции генерируется электрический ток, а в качестве «выхлопа» – вода и тепло.

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Этот трамвай – плод любви ГУП «Горэлектротранс» и Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Идеей выстрелили в медийное пространство 3 года назад на выставке SmartTransport. Теперь это реальность.

Начальник службы технической политики ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев уверен: размеры энергоустановки могут быть уменьшены в 10 раз, до размеров домашнего шкафа. Если внедрить технологию в повседневность госпредприятия, то можно хорошо сэкономить. Математика простая: водородному трамваю не нужны тяговые подстанции (обычному – каждые 2-2,5 км по пути следования, 1 станция обходится от 100 до 150 млн рублей).

 

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Исчезает и такая статья затрат, как контактная (1 км — 14 млн рублей) и кабельная сети (1 км — 21 млн рублей). И эти миллионы – только расходы на строительство, без учета затрат на эксплуатацию и содержание. Водородному трамваю нужны лишь заправочные станции, наподобие тех, что используются для заправки автобусов на газу. Стоимость такой — до 20 млн рублей.

Принцип работы водородного трамвая: выработку энергии осуществляет электро-химический генератор (ЭХГ) с использованием водорода, необходимый запас которого хранится в баллонах на борту макета, и окружающего воздуха.

Как рассказал замдиректора ЦНИИ СЭТ Игорь Ландграф, 1 кВт электричества для водородного трамвая обойдется в 1,5 рубля. Сейчас же «Горэлектротранс», по усредненным и приблизительным расчетам, платит по 5,5 рублей за 1 кВт. Установка оборудования, которое позволит превратить обычный трамвай в водородный, может стоить около 30 млн рублей.

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Трамвай пока далек от совершенства. Начальник службы технической политики ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев признает, что генератор занимает слишком много места, а скорость движения состава невелика: «Но основная задача состояла в том, чтобы успешно совместить работу оборудования, которое управляет автоматикой трамвая и автоматикой электрогенератора. Проблема решена!».

Разрабатывать новый вагон специально под энергоустановку не нужно – вполне реально модернизировать уже существующий подвижной состав. При этом все необходимое оборудование можно уменьшить в 10 раз до размеров книжного шкафа. «Если финансирование будет предоставлено в начале 2020 года, то за 3-4 года сможем сделать», – сообщил Китаев.

Такая разработка может пригодиться и пригородному пассажирскому транспорту РЖД. «За водородной энергетикой – будущее. Она не заменит всё и вся, но если мы страна, которая стремится к цивилизации, которая борется за экологию и энергосбережение, то, конечно, мы должны внедрять такие технологии», – сказал Ландграф.

«Если что, взрыв все равно уйдет вверх»

Отдельно стоит отметить, что и Ландграф, и Китаев заверили: водородный трамвай абсолютно безопасен, а взрыв — исключен. «Если взять горелку и жечь баллон, то к концу дня он всё-таки взорвется. Но взрыв все равно весь уйдет вверх. Гипотетическое пламя тоже будет идти вертикально. Уверяю вас, что бензин и природный газ опаснее водорода. При этом вы же не боитесь пользоваться газовой плитой или автомобилем. Ничего общего с водородной бомбой», – на пару заверили они журналистов.

Как удалось выяснить «Фонтанке», «Пассажиравтотранс» также заинтересовался использованием водородного топлива.

«Пассажиравтотранс» в Брюсселе заключил соглашение о сотрудничестве с ведущим производителем автобусов Португалии Caetanobus, который поставляет автобусы на водороде в Лондон. Предприятие изучит европейскую нормативную базу по эксплуатации, сертификации и обслуживанию подобного транспорта и требования безопасности. Португальский партнер готов дать автобус на тест, и мы проведем его, когда будем готовы. В России подобные тесты не проводились, и производителей такого транспорта пока нет», – сообщили «Фонтанке» в ГУП «Пассажиравтотранс».

При этом пассажиры если и увидят водородный трамвай, то только издалека – к концу года опытный образец разберут. Начнется ли серийное производство – также пока неизвестно. Как рассказал Сергей Китаев, все упирается в политику городских и федеральных властей, которые пока молчаливо наблюдают за развитием технологии.

В «Горэлектротрансе» рассказали, что губернатор Петербурга Александр Беглов поддержал идею. Однако признают: «обещать — не значит жениться».

Михаил Грачев, «Фонтанка.ру»

П.С. а будет ли дешевле трамвай на водороде?

Написано, чего уже будет не надо, но не написано, чего будет надо. Водород — как его собираются производить и хранить? На сегодняшний день самый дешевый способ производства — паровая конверсия метана. То есть нужны будут новые газоперекачивающие станции, станции очистки и подачи воды, трубопроводная система. И внимание! при конверсии метана на выходе будет в громадном количестве CO2. Просто на сжатом водороде трамвай далеко не уедет, надо сжижать, а это уже ох как не дешево и не просто. Да и вся эта новая инфраструктура без электричества работать не будет. Есть еще способ получения водорода электролизом воды. Но этот способ очень энергозатратен. Мощность электроподстанций придется не сократить, а увеличить.

И тут все одно к одному. Нет способа сделать трамвай дешевле, заменив контактную сеть на автономные источники электроэнергии. Если рассматривать какие либо другие транспортные средства, которым не доступна контактная сеть и которые должны иметь нулевой выхлоп, ну например погрузчики работающие на закрытом складе, то водород в качестве топлива будет наверно оправдан. А трамвай надо скорее расценивать, как некую платформу для испытаний технологии, но не более того.

Ваше мнение?