Samsung закрыла в Китае последний завод по производству смартфонов. КНР перестаёт быть глобальной мастерской — оттуда потихоньку уходят крупные компании. Например, Apple частично перенесла производство в Индию, тому же примеру последовала Google с её «пикселем». Всё идёт к тому, что до боли знакомую надпись Made in China мы вскоре не увидим.
Почему так происходит?
Из Поднебесной уходят?
Да. Собственно, Samsung это почти сделала уже давно — в КНР оставалась последняя фабрика. Она ежегодно изготавливала 60 миллионов телефонов. Однако корейцы решили, что пора переносить сборочные линии. Куда — пока неизвестно. Возможно, они пойдут путём Sony, которая в марте отказалась от Китая в пользу Таиланда. Аналогичный шаг в своё время предприняла Google, выпускающая Pixel. Техногигант сбежал во Вьетнам — теперь его гаджеты будут собирать на модернизированных линиях Nokia.
О подобном задумываются даже Apple и завод Foxconn, на котором собирают много электроники, включая айфоны. Купертиновцы планируют перенести около 30% сборочных линий в другие страны — в первую очередь рассматривается Индия, но также Мексика, Вьетнам, Индонезия и Малайзия. На подобные меры решаются не только авторы мобильников: уходят из КНР и создатели карт памяти. С чем это связано?
Есть три причины столь массовой миграции. Первая — торговое противостояние с США, спровоцировавшее волну пошлин.
Торговая война с Америкой
Штаты и Китай давно обмениваются любезностями: то налоги друг другу придумают, то сделают иную подлянку. Большинство подобных сюрпризов потребители не ощущали — издержки растворялись в длинной цепочке посредников. Однако недавно Трамп ввёл прямую 15-процентную пошлину на импорт электроники из Поднебесной — для телефонов и подобного бытового железа она заработает в декабре. Новшество точно отразится на кошельках покупателей — чтобы этого избежать, техногиганты бегут из КНР.
Как действуют пошлины? Возьмём классический пример — айфон. Его собирают в Поднебесной. Следовательно, это — китайский товар. И в Америке его будут продавать с положенной пошлиной в 15%. Apple придётся либо поднимать цены на те самые 15 процентов, либо она лишится части выручки. Оба варианта Купертино наверняка не устраивают — продажи iPhone и без того падают, переписанный ценник приведёт лишь к ещё большим проблемам. Ну а компенсировать затраты за свой счёт никто не хочет.
И эта ситуация касается не только соратников Тима Кука — она актуальна для всех компаний, которые собирают технику в Китае и продают в США. Поскольку Штаты — основной рынок для большинства техногигантов, то брендам проще вывести из-под линии огня производство, чтобы не зависеть от решений первых лиц двух государств. Кроме того, бизнес-конфликт двух сверхдержав влияет на сложную систему мировых поставок гаджетов.
Об этом в разговоре с 4PDA рассказывает Алексей Бойко, аналитик отраслевого издания MForum Analytics. «В рамках торговой войны разрушаются привычные цепочки поставок в различных отраслях. Поскольку глобальные бренды — это всегда крупные ставки, их не устраивает ситуация роста рисков и неопределённостей, поэтому простейшим выходом для них становится релокация производства из Китая», — уточняет специалист.
Вторая причина — КНР давно перестала быть дешёвой кузницей железа. Собирать там — не по карману.
В Поднебесной стало дорого
В 2008 году правительство КНР ввело закон, защищающий права сотрудников. С тех пор зарплата подданных партии только росла. К 2017-му она превысила мексиканский, бразильский и российский уровни, сравнявшись с периферийными странами ЕС. В 2019 году средний оклад достиг 60 тысяч, если переводить в рубли. Неудивительно, что в таких условиях крупнейшие бренды стали смотреть в сторону других стран. Например, в той же Индии минимальная оплата часа в производственном секторе составляет $0,7, когда в Китае — почти $4.
«За плошку риса никто уже трудиться не хочет. Более того, Китай стимулирует местные корпорации, которые навострились производить аналоги товаров не хуже, а в некоторых случаях (как со смартфонами) лучше своих контрагентов», — объясняет в разговоре с 4PDA Сергей Половников, главный редактор Content-Review.
Аналогичного мнения придерживается и Алексей Бойко:
«Стоимость производства в КНР перестала быть столь заманчивой. Сказывается рост заработной платы, а также глобальная автоматизация производства — она сокращает преимущества стран со стоимостью рабочих рук ниже, чем в развитых регионах. Появились рынки, где стоимость ниже, чем в Китае, а качество может оказаться сравнимым. Скажем, Вьетнам, Индия и другие».
Почему тогда техногиганты не собрали вещи ещё три-пять лет назад? Штука в том, что в КНР идеально налаженная инфраструктура.
«Удобное районирование производства позволяет сократить много времени и выбрать оптимального поставщика. Существуют целые города, специализирующиеся на изготовлении конкретного продукта», — пишет Forbes.
Кроме того, перевозка сборочных линий — процесс муторный и дорогой. Например, надо заново настраивать логистику. Но большим игрокам приходится идти на это из-за выросшей цены и пошлин США. А ещё сказался рассвет азиатских брендов.
Наконец, третья причина — гигантам выгоднее продавать гаджеты там, где они производятся. А в Китае берут местное.
Бренды хотят производить там, где их покупают
Считается, будто Samsung закрыла производство ещё и потому, что в Поднебесной её аппараты никто не покупает. Местные предпочитают HUAWEI, Xiaomi, OPPO-Vivo или iPhone. При этом любая марка хочет производить товар там, где он будет реализовываться. У заграничных техногигантов с этим сложно — китайцы предпочитают свою электронику, если речь не о премиуме вроде той же Apple.
Несколько лет назад в Китае смартфоны Самсунг покупали до 17% рынка, а сейчас это еле-еле 3%, а некоторые называет и 1%. Больше стали покупать своих производителей или премиальные iPhone и HUAWEI
«Сказывается конкуренция с местными компаниями. В Китае подросло собственное конкурентное производство, которое успешно теснит глобальные бренды на внутреннем рынке Поднебесной», — уточняет Алексей Бойко.
Вот и получается, что крупные игроки уходят из Китая. Ведь там дорого, высокая конкуренция, да и Трамп осаждает пошлинами. Видимо, скоро вместо фразы Made in China у нас будут популярны слова Made in India.
Илья Божко
Да, и по поводу рынков сбыта:
Практически все, продающиеся в СНГ Samsung, LG, Phillips и собраны в России.
Вот, к примеру, завод Samsung и там не только «клеют шильдики»:
Источники:
https://4pda.ru/2019/10/04/362462/