Как я вылетел в трубу

До этого я слышал совсем немного о таком виде спорта (или развлечении … как это квалифицировать!?) и вообще о подобных объектах. Мнение было абсолютно нейтральное — не стремился попробовать "эту ерунду". А вот совсем недавно представилась возможность самому ощутить что это такое — вылететь в трубу (видео меня летающего в конце поста).

Давайте для начала я вам расскажу как устроена аэротруба:


Аэродинамические трубы начали проектировать в 70-е годы XIX века. Это был своего рода научный эксперимент – учёные изучали свойства твердых тел в аэропотоке. Чуть позже трубы стали использовать военные. В них ставили опыты по выявлению обтекаемости самолета и проводили испытания парашютов. Первая в России аэродинамическая труба была построена в 1871 году преподавателем Артиллерийской Академии В.А. Пашкевичем.

В 1943 году, на базе авиа воздушных сил в Дайтоне (США), построили такую трубу, которая теоретически могла поднять в воздух человека. Однако эта труба не была предназначена для полётов. Её строительство обошлось в 750 000 долларов. Труба была оборудована электрическим мотором мощностью 1000 лошадиных сил. Мотор раскручивал 4-х лопастной винт, диаметром почти шесть метров. Скорость его вращения достигала 874 оборотов в минуту.

Наконец-то свершилось долгожданное событие – в 1964 году человек поднялся в воздух в аэродинамической трубе. Это случилось в США, на воздушной базе Райт-Паттерсон, штат Огайо. Первопроходцем в новой области стал профессиональный парашютист Джек Тиффани. Он проводил испытания парашютов для Pioneer Parachute Company. Смельчаку стало интересно, удержит ли его аэропоток. Эксперимент удался. Тиффани стал первым человеком, преодолевшим силу земного притяжения с помощью аэродинамической трубы.

В 1981 канадец Джин Гермейн понял, какое большое будущее может быть у этого изобретения. Он запатентовал и построил первый аэродинамический комплекс для полета человека. С тех пор аэротрубы стали использовать для тренировки парашютистов и военных. Плавный, равномерный поток воздуха даёт ощущение полной реальности полета.


Skyventure of Florida

У парашютистов появился новый, уникальный тренажёр. Аэродинамическая труба – симулятор свободного падения, аналогов которому нет. Это революционное открытие наконец-то позволило человеку взлететь в воздух без каких-либо удерживающих приспособлений. Мощный воздушный поток бережно поднимает человека, позволяя ему свободно парить без риска для жизни и здоровья.

Со временем, полёты в аэротрубе превратились в самостоятельный вид спорта. Особую популярность это направление приобрело после Олимпийских игр 2006 года. Выступление акробатов в трубе стало частью программы закрытия церемонии. Наконец широкая публика смогла оценить красоту и техничность нового вида спорта.



Также аэротрубы отличаются:

— по расположению вентилятора (если вентилятор расположен сверху трубы, то она работает на всасывание и поднимает человека за счет этой силы, если вентилятор расположен снизу, то поток воздуха держит человека, как бы отталкивает его);
— существуют мобильные аэротрубы, которые собираются как конструктор и могут переноситься с места на место, и стационарные, большие по габаритам и весу, устанавливаемые на одном месте;
— аэротруба может быть открытой с «видом на небо», и закрытой, когда человек парит как бы в капсуле;
— как правило, закрытые аэротрубы работают с воздухом по замкнутому циклу, а открытые имеют прямую его подачу.

Принцип работы аэротрубы закрытого цикла таков:

Фото 1.

Воздух в трубе движется благодаря четырем 12-лопастным карбоновым двигателям. Проще говоря — аэротруба устроена как мощнейший вентилятор. Двигатели находятся в отдельном помещении, позади полетной камеры. Воздушный поток поворачивает четыре раза и приходит в полетную зону снизу, в идеальном состоянии.

Нижняя граница полетной зоны — сетка батутного типа. Диаметр полетной камеры — 4,3 метра. Высота видимой (для зрителей, находящихся вне трубы) зоны — 4 метра от сетки. Общая высота полетной зоны — 17 метров. В любом месте стеклянной камеры, скорость и плотность аэропотока одинаково ровные.

Фото 2.

Давайте теперь покажу на фото и видео, как я летал в трубе FlyStation. Вообще то это называется «аэрокомплекс FlyStation» – или симулятор свободного падения. Профессиональный тренажёр для парашютистов, развивающий аттракцион для детей и активный отдых для всех желающих! Утверждается, что для того, чтобы летать в аэропотоке не требуется специальной подготовки. Мне это удалось проверить.

Сразу как мы зашли туда моему взору открылось вот это:



Ну круто же! Даже как то страшновато стало. Я вообще не сторонник экстрима, но смотрю там маленькие дети летают, женщины в возрасте уже. Думаю, надо попробовать.

Фото 3.

Все необходимое обмундирование выдают на месте. Это специальный костюм из плотного материала и с захватами для тренеров. Что бы в момент контроля за вами у них была возможность зафиксировать вас в любой момент. Есть и экзотические костюмы типа Бетмена и Супермена для фото. Так же выдают шлем и обувь, очки и беруши.

Фото 4.

Инструктаж в этом деле процедура ответственная, т.к. многие пугаются, начинают дергаться и хвататься за тренеров, паниковать. А это в сложных условиях достаточно опасно и для инструкторов и для пытающихся летать.

Фото 5.

Тут нам рассказали как нужно вести себя в самой трубе и на подходе к ней. Фишка еще в том, что в трубе вообще не слышно что тебе говорят другие люди и по этому нужно познакомиться со специальными знаками и сигналами руками. Инструктора этими сигналами будут показывать нам что делать, будет координировать наши действия.

Полет в трубе должен был проходить в два захода по 2 и 3 минуты. Это совсем не долго, но с учетом того, что получасовой полет в трубе стоит 20 000 руб для начала достаточно 🙂

Нам объясняют как правильно держать руки, ноги и туловище для нормального стабильного полета — в смысле висения на одном месте. Конечно хочется сразу же пытаться изобразить какие нибудь выкрутасы, но для этого нужно много тренировок. Пока хотя бы понять и поймать поток воздуха и парить.

Фото 6.

Вот так примерно мы и делали. Инструктора сначала держали нас и поправляли, а потом не надолго отпускали в свободное парение. Самое сложно не не начать барахтаться и болтать руками и ногами. Я бы с удовольствием попробовал как то более активно действовать в трубе, но решил, что не в этот раз.

Фото 7.

А еще было прикольно когда они хватали нас и мы вместе взмывали вверх и кружились там в тандеме. Это прикольные ощущения, но и понимаешь насколько это не просто. Этот процесс на видео можно посмотреть в конце поста.

Фото 8.

В трубе стоит достаточно сильный гул и поток ветра. Обратите внимание на инструктора (фото ниже) — он по максимуму сократил парусность своего тела и может спокойно стоять в аэротрубе, при том что я летаю.

Фото 9.

Аэротруба «FlyStation» является второй по величине в Европе и имеет четыре двенадцатилопастных сверхлёгких двигателя, равномерно нагнетающих воздух со скоростью, превышающей 300 километров в час. Общая мощность равна 1700 лошадиным силам, а создаваемый ими воздушный поток способен поднять группу спортсменов на высоту полетной камеры, равную 17 метров.

Скорость потока воздуха при нашем полете была до 260 км/ч, но это для нас, а для полета инструкторов добавляют и побольше. Вообще вот там за стеклом сидит оператор, который в зависимости от обстоятельств добавляет или убавляет мощность вентиляторов.

В простых аэротрубах полётная зона как правило имеет диаметр около 2-х метров. При этом, из-за нестабильного воздушного потока, летающего человека вынуждены держать два инструктора. Посетитель пребывание в полётной зоне такой трубы лишь условно может назвать своё состояние полётом (см. фотографии). Малейшее движения вперёд, назад или в сторону – и ты тут же упираешься руками и ногами в стенки – при этом тебя еще держат с двух сторон два инструктора. Никакого чувства свободы, никакого чувства лёгкости!

Фото 12.

В аэротрубе FlyStation диаметр полётной зоны – 4,5 метра, а воздушный поток ровный, не турбулентный. Рядом с летающим посетителем находится только один инструктор – профессионал своего дела. Инструктор поддерживает начинающего летуна только первые мгновения полёта, помогая освоиться в потоке.

Как только летун осваивается, инструктор отпускает его в свободный полёт, давая почувствовать радость и счастье от свободного парения (при этом, всегда находясь рядом, инструктор готов поддержать и подстраховать летающего человека).

Посетитель может летать во всем пространстве полётной зоны без ограничений, получая невероятное удовольствие именно от свободного перемещения по воздуху.

Фото 10.

В общем от трубы у меня осталось двоякое чувство. С одной стороны неплохо и интересно полетать, с другой стороны понимаешь, что 2-3 минуты тебе не дадут того эффекта, которого хотелось бы достигнуть и для этого надо какое то приличное время тренироваться и заниматься этим как видом спорта пусть и на любительском уровне.

Фото 11.

Фото 13.

Фото 14.

А вот видео моих полетов:




Подписывайтесь на ютюб канал, постараюсь в ближайшее время начать выкладывать там видеоформат познавательных и просто интересных тем.



А еще я в Питере первый раз прокатился на карте, побывал в закрытых для обычных пассажиров помещениях Пулково, узнал зачем в питерском метро станции с дверями и пофоткал первый раз зимний Питер