До сих пор это место окутано множеством тайн, частично разгадать которые можно лишь побывав внутри.
Возведение командного пункта в Гродненской области Беларуси началось в 1985 году. Доподлинно известно о параллельном создании двух аналогичных объектов в Молдове и Азербайджане. Ни один из них не был завершен. Началась перестройка, по странам соцлагеря прокатилась волна «бархатных революций» с последующим падением коммунистических режимов. В 1991 году военный блок ОВД, именуемый на протяжении 36 лет щитом социализма, прекратил свое существование.
А следом рухнул СССР.
В 1991-м все работы на белорусском бункере остановились. К тому времени был построен практически весь подземный комплекс: два основных блока, вспомогательные стволы и коммуникационные потерны, шахты для выдвижных телескопических антенн. Под сводом маскировочного ангара лежало дорогостоящее оборудование, которое завезли, но не успели смонтировать.
Часть оборудования была вывезена военными, часть — разворована. Об этом говорят местные жители.
— Мой знакомый служил здесь прапорщиком. Говорил, оборудование валялось дорогущее. Все куда-то увезли, растащили и разбазарили. Кто-то на этом хорошо обогатился, — рассказал нам повстречавшийся у дороги рабочий лесхоза и махнул рукой в сторону бункера. — А сколько денег бессмысленно зарыли в землю, сколько труда человеческого, сколько времени — все впустую.
Неподалеку от бывшей секретной стройки среди лесов и полей стоит двухэтажный жилой дом. Когда-то он строился как общежитие для офицеров. Видимо, уже после развала Союза здесь поселился фермер с семьей. Сейчас он разводит коз и продает молоко.
Возле дома-хутора складированы железобетонные перекрытия, рядом — гора битых кирпичей. Это остатки военного городка, возводившегося для обслуживания подземного сооружения. Его также не успели достроить, а потом разрушили и то, что было.
По проекту командный пункт состоит из двух стволов, в каждом из которых размещается многоэтажный блок цилиндрической формы. Южный блок (на схеме ниже обозначен как блок А) предназначался для командного состава. Там предусматривались зал оперативного управления, кабинеты, столовая, санчасть и другие помещения. Северный блок — технический — был необходим для жизнеобеспечения бункера. В нем должны были находиться различные силовые установки, дизельная электростанция, вентиляционное оборудование и так далее. Для связи между этажами в каждом блоке предполагались лестничные марши и лифты. На нескольких уровнях блоки соединялись друг с другом потернами — подземными коридорами.
Информация о строительстве командного пункта долгое время была засекречена. Сегодня в открытом доступе имеются весьма скудные сведения о его планировке, габаритах, технических характеристиках. По разнящимся данным, глубина блоков составляет то ли 45, то ли 62 метра. Внутренний диаметр стволов, в которых находятся блоки, — 32 метра. Чтобы ориентировочно оценить масштаб, достаточно представить две знаменитые «кукурузы» возле Комаровского рынка, помещенные в подземные колодцы на расстоянии 20 метров друг от друга.
Во второй половине 1980-х экономика Страны Советов трещала по швам, но денег на грандиозные военные проекты партия не жалела. Имеются достоверные данные о стоимости белорусского командного пункта: он обошелся государству в 32 млн советских рублей. На эти средства можно было построить целый микрорайон — 16 пятиэтажек, в каждой из которых по 8 подъездов.
Брошенный строителями и военными командный пункт был взят под круглосуточную охрану, которая несла дежурство где-то до 2009 года. После этого внутрь секретного объекта вереницами стали проникать диггеры и любопытные местные жители. Потянулись «металлисты» с дизель-генераторами, распиливая все, что оказалось не нужно военным. На какое-то непродолжительное время командный пункт был снова взят под охрану милицией.
Так маскировочный ангар выглядел в 2010 году. Размеры впечатляют.
Год спустя власти Гродненской области приняли решение снести ангар и забетонировать все лазы. Зияющие дыры «колодцев» накрыли железными балками, металлическим профлистом, а сверху засыпали землей.
Лесная тропа выводит на открытое пространство, в центре которого возвышаются два холма, скрывающие «шайбы» командного и технического блоков.
Из-под снега торчат остатки опор маскировочного ангара.
Частично сохранились рельсы козлового крана, работавшего под сводом ангара.
Весь комплекс накрыт защитной железобетонной «подушкой». От прямого попадания ядерной боеголовки такая крыша, конечно, не спасет. Но более совершенной защиты в те времена и не требовалось. Степень точности ракет была не такой, как сейчас, тем более координаты командного пункта хранились в секрете.
Недалеко от блоков виднеется верхний фрагмент шахты, выложенный железобетонными тюбингами. Согласно проекту, это шахта для телескопической антенны. В случае ядерной атаки после прохождения ударной волны антенна должна была подняться на поверхность и обеспечить связь главнокомандующего с войсками. Кроме того, планировалось построить неподалеку антенное поле, заглубленное в грунт на 90 сантиметров.
Несмотря на проведенную властями консервацию объекта, время от времени под бетонными плитами появляются норы, проделанные то ли диггерами, то ли охотниками за металлом. Людям без специальной подготовки спускаться вниз крайне опасно. Коридоры недостроенного бункера заканчиваются уходящими в пропасть шахтами, лестничные марши выложены прогнившими деревянными ступеньками. Система коридоров запутана так, что в случае выхода из строя единственного фонарика шансы подняться на поверхность с нижних уровней совсем невелики.
Так выглядит вход из потерны на первый подземный уровень командного блока.
Стены никогда не поддадутся мародерам. Они выполнены из несъемной металлической опалубки, залитой прочным фортификационным бетоном. На фото ниже — проем между внутренней стеной шахты и внешней стеной корпуса блока.
Бункер внутри — громадный железный монстр, размеры которого просто не укладываются в голове. Пол, стены, потолок — все поверхности покрыты рыжим от ржавчины металлом. Бункер не успели достроить и оснастить, поэтому внутри нет абсолютно ничего, кроме пустых коридоров, массивных гермодверей, больших и малых вентиляционных труб и коробов.
Луч фонаря выхватывает в темноте глубокие шахты, о назначении которых можно только догадываться. Брошенный вниз камень летит почти 4 секунды и еле слышно плюхается в воду. Нижние уровни бункера затоплены.