Кухня северных народов весьма своеобразна. И не каждый неподготовленный человек сможет по достоинству оценить ту же бруснику, смешанную с содержимым желудка оленя, которая является для эскимосов изысканным деликатесом. И народы Севера не едят грибы: ни самые обычные, ни редкие с изысканным вкусом.
Устоявшаяся позиция народов Севера касаемо грибов: гастрономические предпочтения людей и оленей
Впервые эту особенность отметил доктор Ф.Г. Иванов-Дятлов, принявший участие в северной экспедиции. По его словам, саамы отказывались употреблять в пищу грибы, считая это бессмысленной забавой.
Такого же мнения придерживались и ненцы, утверждавшие, что грибы — это оленья пища, а человеку нельзя есть то же, что и животным. Эскимосы связывали происхождение любых представителей грибного царства с экскрементами, считая их гнилой едой и пренебрежительно называя «ушами черта».
Грибы как половые органы
В начале прошлого века антрополог В.Н. Анучин отметил, что ханты, которые, как и другие народы Севера не едят грибы, объясняют свое неприязненное отношение к этой полезной и вкусной пище старинной легендой. В соответствии с ней, гриб — это мужской половой член. Раньше мужчины были лишены этих органов, которые росли в лесу и использовались женщинами по мере необходимости.
Однажды нужный «даме» грибок так глубоко увяз в земле, что ей пришлось звать на помощь мужчину. Тот согласился помочь и потянул гриб, зажав его для верности между ног. Фаллос крепко прирос, и с тех пор у женщин, обзаведшихся полноценными мужьями, отпала необходимость бродить по лесу. А оставшиеся лесные «члены» переродились в грибы — омерзительную пищу, которую с удовольствием могут вкушать только непритязательные русские.
Грибная народность
Чукчи тоже отказываются от употребления грибов. Единственное исключение — мухомор, но и тот носит скорее сакральный смысл. Такую позицию северный народ объясняет наличием души у всего окружающего. Чукчи верили, что грибы — это племя, маленький народец janra-varat. На Чукотке даже встречаются наскальные рисунки, изображающие людей-мухоморов. Чукчи верят, что они являются к одурманенному этим грибом человеку и уносят за грань, демонстрируя недоступные в этом мире вещи.
Якуты, самоеды, сибирские татары тоже отказываются от употребления грибов, мотивируя отказ не только пошловатыми байками и верованиями предков, но и реальной возможностью тяжело заболеть после грибной трапезы.
Все дело в ферментах
В действительности реальным неприятием грибной диеты народами Севера является недостаток специальных ферментов, участвующих в расщеплении полисахаридов во время пищеварения.
Взрослый эскимос в сутки съедает порядка 1,5 кг мяса и 150 г жира и практически не употребляет углеводные продукты, которые нужны европейцам для нормальной работы мозга.
Эта исторически сложившаяся диета привела к тому, что в организме жителей Севера активизировался особый механизм. Выработка простых углеводов — моносахаридов у них происходит внутри самого организма.
Такая особенность позволяет людям выживать в суровых климатических условиях, но, к сожалению, лишает их возможности переваривать грибы. Поскольку в организме отсутствуют ферменты, необходимые для переваривания такой пищи, то в лучшем случае грибное блюдо вызовет расстройство желудка, в худшем — серьезное отравление. Кстати, практически все население Крайнего Севера не усваивает и лактозу — молочный сахар.
Но в последнее время продуктовая корзина северян меняется, что оказывает воздействие и на работу пищеварительной системы. Так, к примеру, в их рацион прочно вошел сахар. И если в начале прошлого века народности Севера вообще не употребляли грибы, то позднее они начали заготавливать их на продажу и постепенно вводить в свой рацион.