Первая в мире железнодорожная катастрофа

"Филадельфийская железнодорожная катастрофа" произошла 15 июля 1815 года в графстве Дарем (Англия), когда из-за взрыва паровоза погибло 16 (по другим данным 13) человек. Первый в мире зафиксированный взрыв котла, а также первая в мире железнодорожная катастрофа. Катастрофа произошла во время демонстрации паровоза «Механический путешественник», созданного под руководством инженера Уильяма Брунтона.

Посмотрите, что это было за устройство и что тогда вообще случилось:

«Механический путешественник» (англ. Mechanical traveller), более известный как Шагающий паровоз или Паровой конь — один из первых в мире паровозов. Также самый известный из паровозов необычных конструкций, так как передвигался по рельсам с помощью двух механических «ног», толкающих его по пути.

Спустя два века такая конструкция кажется смешной и необычной, однако стоит отметить, что тогда паровозы только появились, и у публики, да и инженеров ещё не было чёткого представления о принципе их работы (даже пароход тогда ещё только появился). Рост цен на корма (в основном из-за наполеоновских войн) привёл к тому, что многие предприятия стали пытаться заменить лошадей на машины. Первые паровозы были созданы ещё в 1804 году Ричардом Тревитиком и использовались поначалу для развлечения публики. В 1811 году была предпринята попытка использовать паровоз для грузовой службы. Однако паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Из-за этого даже сложилось ошибочное мнение, что паровоз с гладкими колёсами на гладких рельсах не способен реализовать достаточную силу тяги. Сам Тревитик рекомендовал применить дополнительное шипованное колесо, которое бы зацеплялось за деревянную балку, уложенную вдоль пути, тем самым приводя поезд в движение. Впоследствии было построено несколько паровозов, которые имели зубчатое движущее колесо, зацепляющееся за зубчатую рейку возле рельсов.

Среди тех, кто серьёзно заинтересовался паровозами, был и английский инженер Уильям Брунтон. Он решил не использовать усложнения пути, а пойти, как ему тогда казалось правильным, по пути природы, а именно — сделать механизм, работающий по принципу лошади, то есть передвигающегося с помощью ног. 22 мая 1813 года инженер запатентовал своё изобретение (патент № 3700), а вскоре на заводах компании «Баттерли» (Дербишир), на которых работал изобретатель, был построен паровоз, который получил название «Механический путешественник». Стоимость паровоза составила всего £240.

Паровоз имел две оси (4 колеса), на которые сверху опирался горизонтальный паровой котёл с рабочим давлением 40 фунтов на кв.дюйм (0,3 МПа). Сбоку находился один паровой цилиндр, который через рычажную передачу и горизонтальное зубчатое колесо приводил в движение две механические «ноги», расположенных на задней части локомотива, которые представляли собой штанги с гибкими сочленениями. Эти ноги попеременно цепляясь за путь и толкали паровоз вперёд, за что за локомотивом закрепились прозвища «Шагающий паровоз», «Паровой конь» и им подобные. Общий вес локомотива составлял около двух с половиной тонн.

Данные об испытаниях паровоза довольно скудны, так, известно что он развивал скорость не более 5 км/ч. В 1814 году был построен второй, более мощный паровоз весом уже пять тонн и стоимостью £540. Этот паровоз уже водил вагонетки с известняком при строительстве Янтарного причала, что располагался на Кромфортском канале, однако владельцы стройки были ещё не довольны паровозом, так как его скорость не превышала 4,5 км/ч. Вскоре изобретатель пишет в письме знакомому редактору одного из английских журналов об опытах по повышению скорости за счёт повышения давления пара в котле. Однако эти опыты закончились трагически.

15 (31) июля 1815 года при большом стечении народа были проведены испытательные поездки при повышенном давлении, в результате которых сделанный из кованного чугуна паровой котёл взорвался, уничтожив паровоз. Также обломками были убиты на месте 16 (по другим данным 13) человек — гостей, наблюдавших за испытаниями. Данное происшествие вошло в историю как первая в мире железнодорожная катастрофа.

Несмотря на большое количество жертв, в некоторых источниках эту катастрофу не относят к железнодорожным, так как она произошла не на магистральной железной дороге, а первой жертвой на железной дороге официально считается Уильям Хаскиссон, погибший в 1830 году, то есть 15 лет спустя.

Тем не менее, по количеству жертв эта катастрофа считалась крупнейшей до 1842 года в мире, а до 1861 года в Великобритании. Также ей до сих пор принадлежит рекорд по количеству погибших от взрыва парового котла. Последнее связано с тем, что при взрыве котла погибает как правило, лишь локомотивная бригада. В данном же случае паровоз был окружён многочисленными любопытствующими гостями, что и привело к большому количеству жертв

источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1703543
http://www.zakon.kz/4568348-samye-izvestnye-zheleznodorozhnye.html

Посмотрите как и почему ВЗРЫВАЮТСЯ паровозные КОТЛЫ. Вспомните еще про Аэровагон на воздушной подушке Grumman TLRV и интереснейший Шаропоезд Ярмольчука. А вот Гироскопическая железная дорога и не менее удивительный Рельсовый самолет Джорджа Бенни.