Знаете ли вы про такой уникальный советский автомобиль, как ЗИЛ-135П? Это грузовая амфибия, способная перевозить до шести тонн груза, или 22 человека десантников, и при этом способная не только оставаться на плаву, но и плыть достаточно быстро.
История ЗИЛ-135П началась в 1961 году, когда СКБ начали разрабатывать паром «Челнок». Это должна была быть амфибия с колёсной формулой 8х8 и высокой грузоподъёмностью. Но в 1963 году работы по разработкам «Челнока» свернули, а частично готовый образец машины было решено переквалифицировать в транспортную амфибию десанта. В 1964 году работы над оригинальной машиной были возобновлены, только она уже называлась не «Челнок», а ЗИЛ-135П.
Машина должна была иметь корпус порядка 14 метров в длину, и при этом обладать возможностью не тонуть, перевозя 6 тонн груза и при этом динамично передвигаться по шоссе и бездорожью. Главной проблемой при проецировании машины стало изготовление несущего бескаркасного корпуса из полимерных материалов. Вообще, корпус ЗИЛ-135П имеет обтекаемую форму и изготовлен из сэндвич-панелей. Оболочка корпуса трёхслойная.
Кстати говоря, ЗИЛ-135П стал первой в мире многоосной амфибией с несущим корпусом из стеклопластикового композитного материала. Чтобы машина могла быстро передвигаться в воде, её оснастили двумя четырёхлопастными винтами, размещёнными в специальных кольцеобразных насадках-чехлах для защиты от повреждений. Насадки были подвижными, их можно было при выходе на сушу убрать в специально предназначенные для этого ниши в корпусе ЗИЛ-135П.
Кабина у ЗИЛ-135П вмещала в себя четыре человека личного состава, а в кузове могло поместиться 22 десантника. Кстати говоря, кузов был выполнен в виде единой конструкции. Кстати говоря, кузов, а точнее салон, имел отличную теплоизоляцию, пару герметичных дверей и пару люков в крыше.
Колёса ЗИЛ-135П были выполнены по той же схеме, как и у военного грузовика ЗИЛ-135 – средние колёса были сближены и крепились к раме, а передние и задние колёса были управляемыми. Моторы на ЗИЛ-135П стояли модели ЗИЛ-375, и каждый из них отвечал за свою сторону. Мощность каждого двигателя равнялась 180 л.с.
Коробки передач на ЗИЛ-135П стояли трёхступенчатые гидромеханические с двухступенчатыми демультикаторами. Стояла автоматическая система регулировки давления в шинах, позволяющая ЗИЛ-135П передвигаться по заболоченной местности.
6 февраля 1965 года ЗИЛ-135П был построен. Испытания машины сначала проводили в Подмосковье, а потом и в других регионах огромного Советского Союза, начиная с Сибири, и заканчивая южными республиками.
Благодаря двум моторам, амфибия могла передвигаться по шоссе с грузом до восьми тонн со скоростью до 65 км/ч, а по грунтовым дорогам скорость ЗИЛ-135П достигала 50 км/ч. Интересно, что в воду машина могла входить даже с крутого берега, легко совершала на воде любые маневры, а потом так же легко выходила на сушу. На воде ЗИЛ-135П мог развивать скорость 16,5 км, а максимальная скорость была зафиксирована на 18 км/ч – до сих пор не превзойдённый мировой рекорд для тяжёлых амфибий подобного типа.
Но к огромному сожалению, ЗИЛ-135П так и не стал серийным автомобилем, хотя амфибия получилась реально удачной.
Семейство легких амфибий для снабжения грузами США включает три вида легкий амфибий способных перемещаться по суше и по морю LARC V, LARC XV и LARC LX способных соответственно перевозить полезные грузы массой 5, 15 и 60 тонн. Легкая амфибия для снабжения грузами (LARC V, Lighter, Amphibious, Resupply, Cargo) представляет собой небольшую амфибию предназначенную в основном для перевозки стандартных контейнеров (CONEXE) и других грузов размещенных на поддонах. Амфибия для снабжения грузами LARC XV немного больше, чем LARC V, но используется для тех же целей, что и LARC V. Самая большая из трех LARC LX широко использовалась во Вьетнаме. Она была способна перевозить два 20-и футовых контейнера или один 40-футовый. LARC-5 и LARC-15 осуществляли транспортировку до трех четвертей всех необходимых грузов, LARC-60 остальную четверть. К середине 1980-х годов большинство из этих амфибий были выведены в резерв и сняты с вооружения. Несмотря на то что они больше не производятся, амфибии трех размеров (LARC-5, LARC-15 и LARC 60) все еще эксплуатируются как в а армии, так и в «капиталистическом хозяйстве».
Бригадный генерал Франк Шеффер Бессон (Frank Schaffer Besson) начинал Вторую мировую войну в звании лейтенанта инженерных войск. Среди прочего он организовал железнодорожную перевозку техники, поставляемой в СССР по ленд-лизу. За свои недюжие способности к концу войны он дослужился до бригадного генерала. По возвращении в США в 1948-ом году в течение почти пяти лет занимал пост заместителя начальника армейского транспорта (Deputy Chief of Army Transportation). Бессон был повышен до генерал-майора в 1950 году и принял на себя командование училища армейского транспорта в Форт Естис в 1953-ем году. На этом посту он стал инициатором многочисленных проектов, связанных с улучшением оперативности и эффективности армейской транспортной системы. В частности, он ввел активное использование стандартных контейнеров, судов с бескрановой погрузкой и выгрузкой (RO-RO), а также улучшил возможности выгрузки грузов с транспортных судов на побережье. Кроме того, во многом благодаря ему развилась транспортная авиация и даже сеть скоростных автомагистралей США. К заслуживающим внимания проектам можно отнести канатные дороги, соединяющие тросами специальную баржу с 25-метровой вышкой с берегом по принципу горнолыжных подъемников, а также быстровозводимые разборные причалы, используемые до сих пор. Однако наиболее пристальное внимание он уделил способности армии развернуть свои силы прямо с кораблей на неподготовленный берег посредством амфибий. Благодаря ему были созданы LARC (Легкие амфибии для снабжения грузами). Генерал-майор Бессон командовал армейским транспортом с 1958-го по 1962-ой года и сыграл важную роль в закупке BARC (Barge, amphibious, resupply, cargo, транспортно-грузовая амфибийная баржа), получивших название «Ковчег Бессона». Фрэнк Бессон стал первым четырехзвездным генералом в истории Транспортного корпуса армии США. Сейчас имя Бессона носит большой десантный корабль USAV GEN Frank S. Besson, Jr. (LSV-1) Logistics Support Vessel.
LARC-60/LARC-LX/BARC
Транспортно-грузовая амфибийная баржа BARC, позже получившая название LARC LX (легкая амфибия для снабжения грузами, римская цифра LX также означает грузоподьемность) предназначена для перевозки до 60 тонн груза и использовалась для перевозки колесной и гусеничной техники, в том числе инженерной техники для подготовки плацдарма десантирования. Это была единственная амфибия в распоряжении армии, способная осуществить высадку на берег во время прибоя. BARC загружалась на грузовые суда большегрузными кранами для транспортировки за океан к району развертывания. BARC могла действовать на зыбких почвах при полном весе в 145 тонн (при полезной нагрузке в 55 тон). Этого было достаточно для перевозки 40-а футовых контейнеров, которые затем могли быть выгружены из LARC с помощью крана, узких автоконтейнеровозов или по роликам, аналогичным используемым при разгрузке транспортных самолетов.
Первые испытания BARC были проведены в Форт Лотон (Fort Lawton), штат Вашингтон в 1952-ом году. Четыре опытных BARC были построены компанией LeTourneau Inc специализировавшейся на поизводстве гораздо большего оборудования чем BARC, включая офшорные нефтяные буровые платформы. BARC была предназначена для перевозки с судна на неподготовленный берег или обратно одного 60-и тонного танка или пехотной роты с полным обмундированием (120 человек). В экстренных случаях она могла перевозить до 100 тон груза (limited overload, ограниченная перегрузка) или до 200 человек (по воспоминаниям ветеранов Вьетнамской войны им удавалось загрузить до 130 тонн). Впечатляют габариты этого автомобиля, длина 19.2, ширина 8.1 и высота 5.9 метров. Вес пустой BARC составлял 97.5 тонны, диаметр каждого из четырех колес 3.2 метра, что обеспечивало дорожный просвет в 0.9 метра. Для загрузки техники и личного состава своим ходом, передняя часть амфибии могла опускаться, а также была оборудована откидной рампой. Лебедка тягой 12.7 тонн расположенная в задней части грузового отсека позволяла по роликовым направляющим самостоятельно затаскивать в грузовой отсек один 12-и метровый (20-и футовый) либо два 6-и метровых (20-и футовых) контейнера. Сама BARC могла транспортироваться на полупогружаемых судах, в доковой камере десантных судов.
BARC оснащена четырьмя 8-и цилиндровыми двухтактными дизельными двигателями GMC объемом в семь литров и мощностью 165 лошадиных сил каждый (при 2100 оборотах в минуту). На суше каждый из этих двигателей через трехступенчатую автоматическую коробку передач приводил в движение по одному колесу. На воде по два двигателя с каждого борта приводили в движение по одному двойному гребному винту диаметром 1.2 метра. Максимальная скорость составляла 32 километра в час на суше и семь с половиной узлов на воде. Водитель располагался в небольшой кабине по левому борту в кормовой части транспортного средства. В общем силовая установка включала в себя 12 коробок передач, 2 воздушных компрессора, 8 гидравлических насосов и 2 генератора. Все системы управления двигателем были пневмоническими, а рулевое управление гидравлическим. Большие проблемы доставляли воздушные компрессоры. Они располагались внизу в машинном отделении рядом с коробкой передач гребных винтов. Механикам приходилось часто возиться с этими компрессорами. Вся система завесила от давления воздуха, и после отказа обоих воздушных компрессоров возникали серьезные неприятности.
На первых версиях BARC с бортовыми номерами от 6-го по 20-ый кабины (рулевые рубки) были расположены в носу амфибии. С целью улучшения управляемости на воде на следующих версиях кабина была переноса в корму. Однако при вождении амфибии по суше у водителя, расположенного в кабине в корме, практически не было обзора впереди автомобиля, в связи с чем ему приходилось полагаться лишь на жесты сигнальщика, расположенного в носу. Всем, что находилось на BARC можно управлять из кабины, за исключением передней рампы, которой управляли с носа амфибии.
Каждое из колес диаметром 3200 мм могло управляться самостоятельно. BARC мог идти юзом («крабом») вправо или влево на 30 градусов, мог управляться либо передней либо задней парой колес, либо всеми одновременно. Но даже несмотря на это радиус разворота этой амфибии составлял 23 метра, что совсем не плохо для столь крупного автомобиля. Проблема с колесами заключалась в их прикипании к ступице. Это обычная проблема с амфибиями, но так как колеса на BARC были огромными, то и проблемы с ними были соответствующие. Чтобы оторвать колесо от ступицы одновременно использовали несколько гидравлических домкратов, а также трос привязанный к бензовозу и только так более или менее нормально удавалось сдернуть колесо. Примечательно что BARC обладала жесткой подвеской, другими словами её просто не было. Колеса были жестко закреплены к корпусу. Функции амортизации успешно выполняли шины низкого давления и большого диаметра.
LARC впервые приняли участие в боевых действиях во Вьетнаме куда были направлены для поддержки 101-й воздушно-десантной дивизии в 1967-ом году, а затем 1-й бронекавалерийской дивизии в 1968-ом году. В июле 1968-го года в Вундер Бич (Wunder Beach) BARC работали двадцать четыре часа в сутки. Техника 5-ой механизированной дивизии: джипы, грузовики, БТР M113 и танки М-60 прибывала из Америки на борту больших кораблей называемых Seatrain. Корабли бросали якоря вблизи от берега, BARC швартовались у бортов, где на них были погружены по танку М-60 или по два БТР M113, после чего BARC оперативно их доставили на берег, где через открытые рампы BARC техника своим ходом сошла на берег Вьетнама.
Техническое обслуживание BARC оказалось очень простым. Необходимо было только менять топливные, масляные и воздушный фильтры, и тогда баржа работала безотказно. Тем не менее, во Вьетнаме были потеряны три BARC и все из-за механических неполадок. Когда они застревали на берегу в песке, их уже никак нельзя было вытащить. Бойцы перепробовали все, в том числе бульдозеры и вертолеты-краны, но засевшую в песке тяжелую BARC вытащить уже было невозможно.
При развертывании во Вьетнаме при переброске грузов из Вунг Ро в Туй Хоа амфибии преодолевали около десяти миль, причем делали это всегда парами. Для разработанных для перевозки грузов с корабля на берег это был дальний поход и на всякий случай экипажи всегда брали с собой 15-и метровый воздушный шланг. Тем не менее, BARC была единственной амфибией способной действовать даже при волнении в 4 балла и осуществлять высадку на берег даже во время прибоя. Общая живучесть амфибии также удовлетворяла, она была способна перемещаться, даже потеряв два двигателя, а на плаву даже потеряв три двигателя из четырех.
Высокопоставленные армейские лица, по крайней мере, дважды заявляли, что LARC-LX обладает определенными преимуществами по сравнению с катерами на воздушной подушке LACV-30 и что её следует рассматривать в качестве альтернативы новой амфибии. В 1979 году в распоряжении армии было уже 36 амфибий LARC-LX. В своем техническом отчете номер 225 армия сообщала, что несмотря на низкую скорость, LARC-LX не имеет серьезных недостатков и является пожалуй самой универсальной легкой амфибией. Расход топлива при своей 60-и тонной грузоподъемности был значительно ниже, чем у 30-и тонного LACV-30. При номинальной нагрузке расход топлива у LARC-LX составлял 144 литра соляры в час по сравнению с 984 литрами авиационного керосина в час у LACV-30. LARC-LX могла перевозить два армейских фургона или один 40-а футовый коммерческий контейнер, а также мог перевозить танк или любой другой груз весом до 100 тонн в ограниченном режиме перегрузки чего LACV-30 делать не мог. На работу LARC-LX не влияли незначительные склоны и пересеченная местность вызывающая проблемы в рулевом управлении и маневренности у LACV-30. Кроме того, BARC могла преодолевать подъем с градиентом в 60%. Амфибией LARC-LX мог управлять обыкновенный солдат чего нельзя сказать о катере на воздушной подушке LACV-30 где члены экипажа и механики специально отбирались из «особоодаренных». «Сложность и высокая стоимость LACV-30 предполагает, что некоторые системы должны эксплуатироваться «особоодаренными» и высокотренированными бойцами». Кроме того четыре двигателя в LARC-LX обеспечивают большую живучесть по сравнению с двумя двигателями у LACV-30. Наконец изначальная стоимость и стоимость технического обслуживания этих амфибий сильно отличалась не в пользу катеров на воздушной подушке. В отчете также критиковались пыльные бури, поднимаемые LACV-30 при заходе на военную базу.
BARC строились в Treadwell Construction Co Midland, штат Пенсильвания, Great lakes Engineering works в Ривер Роудже, штат Мичиган и Transval Electronic Corporation. В общем их было построено около 60 штук. Название BARC было изменено на LARC в 1960-м году. Местом технического обслуживания LARC-60 стал Форт Стори. В 1950-х годах эта база была впервые использована в качестве места технического обслуживания барж BARC которое закончилось в 1964-ом году. В 1982-м году база обслуживания LARC-60 была модернизирована, построена огромная бетонная площадка для обслуживания и мытья BARC. Сегодня BARC можно встретить в музеях, в частности в музее генерала Джорджа Маршалла в Liberty Park Overloon в Нидерландах или армейских свалках. Амфибии на ходу выставляются и на продажу, такой аппарат можно приобрести всего за $65 тысяч.
Тактико-технические характеристики LARC-60/LARC-LX/BARC
Экипаж: 2
Вес: 100 тонн
Материал корпуса: сварная сталь
Силовая установка: 4 дизельных двигателя GM 6-71 мощностью в 265 л.с. каждый
Запас топлива: 2х 1135 литров
Запас хода: 240 км
Дальность плавания: 121 км
Длина: 19.2 м
Ширина: 8.1 м
Высота: 5.9 м
Колесная база: 8.7 м
Дорожный просвет: 0.9 м
Электрообеспечение: 24 В
Скорость хода (на воде): пустой- 12.1 км/ч; 60 тонн- 11 км/ч; 100 тонн- 10.5 км/ч
Скорость (на суше): пустой- 24.5 км/ч; 60 тонн- 23 км/ч; 100 тонн — 20.52 км/ч; задним ходом: 60 тонн- 4.5 км/ч
Радиус разворота: 23 м
Преодолеваемый градиент: 60%
Диапазон рабочих температур: от -30°C до +50°C
LARC-XV/LARC-15
15-и тонная легкая амфибия для снабжения грузами LARC-15 (или LARC-XV где римская цифра XV также означает грузоподьемность) была представлена в 1960-ом году. Так же как и LARC-LX амфибия предназначена перевозки грузов с кораблей на неподготовленный берег и далее в пункт назначения по суше. Она способна перевозить 13.5 тонн груза при высоте волн до 3-х метров. Типовой груз может включать 155-мм буксируемую гаубицу Ml14. При этом вторая LARC-15 обычно перевозит экипаж 2.5-тонный тягач (6×6) гаубицы и боекомплект. Амфибия LARC-15 (как и меньшая модель LARC-V о которая будет описана далее) была спроектирована в отделении Ingersoll Kalamazoo корпорации Borg-Warner, а производство было налажено на заводах корпорации Freuhauf. Основное различие между LARC-5 и LARC-15 заключается расположении моторно-трансмиссионного отделения и управления в корме LARC-15. Это сделано с целью сделать возможным размещение гидравлически управляемой носовой аппарели для погрузки и выгрузки гусеничных и колесных машин.
Испытания LARC-15 проходили Форт-Стори с 1959-го по 1967-й годы в результате которых она получила высокую оценку и была утверждена к серийному производству. Важным показателем являлась высокая степень унификации по многим узлам и агрегатам с LARC-V, что во многом облегчало логистику, ремонт и несколько уменьшало стоимость обеих машин.
LARC-15 оборудована двумя дизельными двигателями Cummins мощностью 270 лошадиных сил каждый. Оба двигателя со всеми вспомогательными системами располагаются под полностью закрытой кабиной, которая при необходимости может сниматься целиком. Двигатели соединены карданными передачами через гидротрансформаторы к коробкам реверса, используемым для изменения направления движения (вперед или назад) по суше и по воде. Двухступенчатая дифференциальная раздаточная коробка оснащена коробом отбора мощности на один 4-х лопастный гребной винт диаметром 914 мм расположенным в направляющей насадке в углублении в кормовой части корпуса. Тяга гребного винта составляет 34.3 кН. Крутящий момент к гребному винту подается от обоих двигателей через раздаточную коробку и коробку отбора мощности. Через раздаточную коробку крутящий момент направляется к бортовым редукторам с межколесными дифференциалами и тормозными механизмами от которых посредством карданных передач к коническим бортовым редукторам каждого колеса и далее на полуоси колес. С целью уменьшения расхода топлива передний привод может быть отключен.
Амфибия оснащена двумя независимыми гидравлическими системами. Основная система обслуживает механизмы силового управления, приводы водооткачивающих насосов и силовые цилиндры носовой аппарели. Вспомогательная система обслуживает все остальные сервомеханизмы амфибии, включая механизмы тормозной системы. Для откачки забортной воды в донной части корпуса размещаются три водооткачивающих насоса с гидравлическими приводами.
http://farm1.staticflickr.com/81/236612871_e98694dee1_o.jpg
С целью снижения веса корпус амфибии был изготовлен из листов алюминиевого сплава. Он имеет четыре колесных ниши, опускаемый нос с опускаемой при помощи гидравлического привода аппарели шириной 2.75 метра служащей для погрузки и выгрузки своим ходом колесных и гусеничных машин и других грузов.
Как и LARC-60 эта амфибия не обладает мягкой подвеской и бескамерные шины низкого давления размером 24.00х29 выполняют роль амортизаторов при движении по суше. И так же как у LARC-60 обе пары колес могут управляться независимо, поворачиваться либо только передние колеса, либо поворачиваться все четыре колеса в противоположном направлении, либо поворачиваться все колеса в одном направлении и на равные углы для езды юзом или так называемым «крабом».
Закрытая кабина управления расположена в корме амфибии. Движение по суше осуществляется кормой вперед. Для этого специальным образом расположены регулируемое сидение, рулевое колесо и рычаг тормозов. При движении амфибии по воде используется второе сидение с рычагами управления обращенными к носу машины. В связи с этим панели приборов обеспечивают чтение их показаний с любой стороны. При необходимости управление амфибией на воде может осуществляться стоя. В этом случае над рабочим местом водителя монтируется специальный полусферический фонарь из органического стекла.
Управление амфибией на воде осуществляется одновременным поворотом колес и трехлопастного водяного руля, размещенного за гребным винтом. Борта платформы оборудованы съемными армированными фальшбортами из прорезиненной ткани для защиты от попадания брызг на грузовую платформу через низкие надводные борта. Для загрузки и выгрузки груза с бортов с помощью погрузчика с вильчатым захватом фальшборта демонтируются.
В связи с применением деталей конструкции из алюминиевых сплавов машина получилась слишком дорогой и лишь в два раза дешевле чем гигантская LARC LX. Стоимость LARC-XV составляла 165 тысяч долларов в ценах июня 1968-го года. LARC XV не стала массовой амфибией, в итоге их было произведено менее 100-а единиц. Помимо армии США, LARC-XV состояли на вооружении Бундесвера.
Тактико-технические характеристики LARC-15
Экипаж: 2 человека
Общий вес: 34.1 тонна
Грузоподъемность: 13.6 тонны или 53 человека
Длина с поднятой аппарелью: 13.7 м
Внутренняя ширина аппарели: 2.7 м
Длина с опущенной аппарелью: 15.8 м
Ширина: 4.47 м
Высота: 4.67 м
Высота надводного борта: 0.38 м
Высота тента: 4.55 м
Высота каркаса: 4.2 м
Силовая установка: Два дизельных двигателя Cummins мощностью 270 лошадиных каждый
Материал корпуса: алюминий
Запас топлива: 1360 литров
Запас хода: 482 км
Дальность плавания: 160 км
Объем охлаждающей жидкости: 123 литра на каждый двигатель
Максимальная скорость движения по суше: 48 км/ч
Максимальная скорость движения по воде: 15.3 км/ч
Скорость при экономном режиме: 11-14 км/ч
Предельная допустимая высота волны: 3.5 м
Преодолеваемый градиент@1.6км/ч: 40%
Средняя осадка в воде: 1.5 м
Радиус циркуляции на воде: 23.5 м
Радиус разворота на суше: внешний 11.1 м, внутренний 8 м
Дорожный просвет под гребным винтом: 0.4 м
Колесная база: 6.25 м
Размеры грузовой платформы: 7.28×3.6×0.98 м
Диапазон рабочих температур: от -32°C до +52°C
Электрообеспечение: 12 В
Количество аккумуляторов: 4
LARC-V/LARC-5
5-и тонная легкая амфибия для снабжения грузами LARC-5 (или LARC-V где римская цифра V также означает грузоподьемность) является армейским амфибийным автомобилем первоначально использовавшимся в 1960-х годах для перевозка несамоходных грузов с кораблей на неподготовненный берег и далее к местам дислокации. Кроме этого, цели и задачи LARC V включают: поисково спасательные операции в прибрежной зоне, протягивание тросов для буксировки потерявших ход и севших на мель плавсредств, устранение препятствий мореплаванию, установка навигационных средств, эвакуация, транспортировка людей (войск, военнопленных, беженцев и пострадавших), пожаротушение в прибрежной зоне, использование в качестве водолазной платформы, содействие в гидрографических работах, оказание помощи при наводнениях и использование в других непредвиденных ситуациях.
Глава Transportation Corps Пол Йонт (Paul Yount) в 1956-ом году получил задание построить лодку способную также передвигаться и по суше. Прототип был построен в июле 1959-го года, а окончательный дизайн был утвержден в 1963-м году. Серийное производство осуществлялось на фирме Consolidated Diesel Electric Corporation. В период между 1962-м и 1968-м годами было произведено около 950 машин. Кроме армии США, LARC-5 состояли на вооружении в Австралии, Аргентины, Португалии и Филиппин. Они принимали участие во вторжении на Фолклендские острова в 1982-ом году, но не непосредственно в боевых действиях.
LARC V является одновинтовой, четырехколесной, самоходной дизельной амфибией. Корпус выполнен из алюминиевого сплава и не оборудован отпускными бортами, а лишь боковыми натяжными из прорезиненной ткани. Открытая сзади кабина водителя размещена в носу, а силовая установка в корме. Кабина оснащена сиденьями для водителя и двух пассажиров и оборудована магнитным компасом, радиостанцией, обогревателем, антиобледенителем ветрового стекла и переносным огнетушителем. При необходимости задняя сторона кабины может быть закрыта водонепроницаемой тканью. Компоненты трансмиссии размещены под днищем из за чего амфибия получилась достаточно высокой и не позволяет автотранспорту загружаться и выгружаться своим ходом (это возможно только со специального перрона). Моторно-трансмиссионное отделение полностью закрыто и снабжено системой пожаротушения.
Первые образцы амфибии оснащались бензиновым двигателем, впоследствии были заменены на дизельные. Амфибия оснащена 4-х тактным восьми цилиндровым дизельным двигателем Cummins V-903C мощностью 295 лошадиных сил при максимальных 2600 оборотах в минуту, холостые обороты 650 в минуту. Она способна перемещаться по суше схеме 4×4 или 4×2 (при экономии топлива). На воде амфибия приводится в движение четырех лопастным гребным винтом диаметром 0.762 м и тягой 14.52 кН расположенным в тоннеле кормовой части сварного алюминиевого корпуса. Для повышения эффективности гребной винт снабжен соплом. Двигатель расположен в корме над винтом, соединен с расположенной по центру амфибии раздаточной коробкой передающей крутящий момент на все четыре ведущие колеса и/или на гребной винт. Для откачки забортной воды в донной части корпуса размещаются три водооткачивающих насоса с гидравлическими приводами, а также ручные водооткачивающие насосы.
LARC V обладает грузоподъемностью в 4.5 тонны и способна перевозить до 20 полностью экипированных бойцов. Грузовая платформа полностью открыта сверху, однако для зашиты груза от брызг по бокам можно установить борта из прорезиненной ткани натягиваемой на тросовый каркас. Амфибия также может быть оборудована в задней части кабины грузовой стрелой с гидравлическим приводом грузоподъемностью до 2.5 т.
Запас хода составляет 360 км по суше и 40 миль на воде. Она способна развивать скорость до 48 километров в час на суше и 8.5 узлов в море. В настоящее время 12 LARC V размещены на борту судов Сил заблаговременного складирования (MPF). Благодаря своим не большим размерам LARC V мог самостоятельно въехать внутрь LARC LX.
Амфибия способна действовать в умеренном, тропическом и арктическом климате, на песчаном и коралловом побережье, пересеченной местности, бездорожью и маневрировать при 3-х метровых волнах.
Так же как и у своих больших собратьев, амфибия была оснащена жесткой подвеской (то есть подвески как таковой просто не было и колеса были жестко связаны с корпусом) и в роли амортизаторов выступали шины низкого давления размером 18.00×25 инчей ply. Благодаря большим колесам и дорожному просвету в 0.406 метра, а также наличию понижающей передачи амфибия обладает неплохой проходимостью.
Управляемость на суше обеспечивалась классической схемой с передними управляемыми колесами. Минимальный радиус раз ворота составляет 8 метров. Управление амфибией на воде осуществляется одновременным поворотом колес и трехлопастного водяного руля, размещенного за гребным винтом. Минимальный радиус циркуляции составляет 11 метров.
Строевые транспортные роты принявшие на вооружение LARC V это 165-я, 305-я, 344-я, 458-я, 461-я. Стоимость LARC-5 составляла $44.2 тысячи в ценах 1968-го года. При написании технического задания предполагалось что LARC V будет использоваться в основном в устьях рек. Несмотря на это амфибия активно использовалась на море в связи с чем испытываемые ей нагрузки приводили к усиленному износу систем и механизмов, а также элементов конструкции. В результате LARC V столкнулась с проблемами с тягой и отказами некоторых механизмов. Также стоимость технического обслуживания постоянно росла, а некоторые детали к тому времени просто были сняты с производства. На некотором этапе возник вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих амфибий и рассматривался вопрос их списания и замены. Многие LARC V были переданы в 35 резервных рот. Возраст амфибий превысил 35 лет, и они требуют капитального ремонта. Тонкий алюминиевый корпус, отсутствие второго двигателя не могло не сказаться на живучести амфибии. В итоге почти из 1000 построенных машин в строю осталось не больше трех сотен LARC V.
Тактико-технические характеристики LARC-5/LARC V
Экипаж: 2 человека
Общий вес: 13.6 тонн
Вес пустого с топливом и экипажем: 8.6 тонн
Грузоподъемность: 4.5 тонны (ogranichenno do 5 tonn) или 20 человек
Длина: 10.6 м
Ширина: 3.05 м
Высота: 3.1 м
Высота надводного борта: 0.254 м
Силовая установка: дизельный двигатель Cummins мощностью 295 лошадиных каждый
Материал корпуса: алюминий
Запас топлива: 2х 272 литра
Расход топлива: 75 литров в час
Запас хода: 402 км
Дальность плавания: 151 км
Объем охлаждающей жидкости: 123 литра на каждый двигатель
Максимальная скорость движения по суше: 48 км/ч
Максимальная скорость движения по воде: 9.5 узлов
Скорость при экономном режиме: 12.8 км/ч
Предельная допустимая высота волны: 3.5 м
Преодолеваемый градиент@1.6км/ч: 60%
Средняя осадка в воде: 1.5 м
Радиус циркуляции на воде: 23.5 м
Радиус разворота на суше: внешний 11.1 м, внутренний 8 м
Дорожный просвет: 0.9 м
Дорожный просвет под гребным винтом: 0.4 м
Колесная база: 4.88 м
Размеры грузовой платформы: 7.25×2.97×0.7 м
Диапазон рабочих температур: от -32°C до +52°C
Электрообеспечение: 12 В
Всего было построено 968 амфибий. По крайней мере 600 из них были затоплены при выходе США из Вьетнама в 1970-х. 15-го октября 2001-го года 309-я Транспортная рота (LARC LX) 11-го транспортного батальона была расформирована. Это был последняя амфибийная рота в армии США. Теперь армия полностью зависит от обычных десантных катеров.
Источники:
https://topwar.ru/28388-larc-legkie-amfibii-dlya-snabzheniya-gruzami.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5c279369fa137100aab4a6f8/zil135p—unikalnaia-amfibiia-sssr-kotoraia-do-sih-por-iavliaetsia-samym-bolshim-vodoplavaiuscim-avtomobilem-v-mire-5ceac3cf776f8400b3a4b518
А я бы вам напомнил еще про одну уникальную машину — Антарктический вездеход Snow Cruiser