В гонке Россия-США-Китай за Африку американцы растеряли позиции и едва ли смогут их быстро наверстать. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил старший научный сотрудник МГИМО, эксперт по Африке Юрий Зинин.
Представитель Министерства торговли США Карен Данн Келли на церемонии открытия американо-африканского делового саммита, состоявшегося в Мапуту (Мозамбик), объявила простое и грубое послание администрации Дональда Трампа к Африке: «Выберите США, а не Китай и Россию». По ее словам, новая программа Штатов в борьбе за ресурсы континента подразумевает смену политики Вашингтона.
«Руководство СССР еще в 1960-х поняло ценность и перспективы ресурсов Африки, была развернута целая программа по сближению, — отмечает эксперт. – Союз тогда активно создавал торговые контакты, разворачивал совместные культурные и образовательные обмены, налаживал военное сотрудничество, основывал проекты в энергетике, сельском хозяйстве и целом ряде других сфер.
США видело, что Москва борется за влияние в регионе крайне успешно и включилось в противостояние, которое стало довольно масштабным.
Тем не менее, СССР не оставлял эту работу и расколол Африку – целый блок стран континента стал откровенно пророссийским. Однако в начале 1990-х эту работу Россия вынуждена была заморозить – после распада Союза появилось много внутренних проблем.
США же вместо того, чтобы закрепить позиции, расслабились и почувствовали отсутствие конкуренции. В итоге почти 30 лет они ничего не делали для сближения с африканскими государствами. И в итоге после 2010 года были шокированы мощной конкуренцией».
Новая политика США
В 2000 году администрация Клинтона подписала Закон о росте и возможностях Африки (Аgоа). Его цель заключалась в том, чтобы «стимулировать экономический рост посредством торговли и инвестиций в странах Африки к югу от Сахары и поощрять и облегчать экономическую интеграцию Африки в мировую экономику». В рамках этой системы африканские страны могут беспошлинно экспортировать широкий ассортимент продукции в США. Этот закон действует уже 19 лет.
Торговля товарами между США и странами Африки, расположенными к югу от Сахары, увеличилась почти на 6 процентов до 39 миллиардов долларов США (547,74 миллиарда рублей) в период с 2015 по 2017 год. Срок действия Agoa истекает через пять лет. Трамп предлагает новую программу: США предоставят техническую помощь компаниям, которые хотят войти или развиваться в Африке, на это уже выделен определенный бюджет – по предварительным данным, в 50 млн долларов.
«Пока американцы почивали на лаврах, будучи уверенными, что серьезной конкуренции в Африке им никто не составит, Россия накапливала силу и теперь активно возвращается на «черный континент». Параллельно там разворачивает небывалую инвестиционную активность Китай. Американцы уже сейчас понимают, что позиции для конкуренции утеряны – возможно, безвозвратно. Но национальная гордость заставляет их вновь включиться в борьбу за регион, который сами не так давно упустили.
Однако программа по поддержке американских инвесторов в Африку слишком мелка и вряд ли способна дать хоть сколько-то значимый эффект. Проекты Москвы и Пекина куда более масштабны, они подкрепляются государственными гарантиями и существенной выгодой для африканских стран. США же всегда видели в этом регионе только донора – средство для выкачивания ресурсов и обогащения американских бизнес-конгломератов. Так что отставание можно назвать безнадежным», — считает специалист.
Разность подходов
Эксперты США отмечают: США явно хотят участвовать в гонке против Китая и России, чтобы получить доступ к этим африканским рынкам и их ресурсам. Однако они, похоже, немного опоздали. Россия уже на пути к строительству атомных станций в Египте, Нигерии и Алжире. Кроме того, активно прорабатывает проекты с целым рядом африканских стран в разных сферах сотрудничества. Многие из них будут оформлены на предстоящем осенью саммите «Россия-Африка», который пройдет в Сочи.
Доцент Университета Обуда Анос Бесени утверждает: африканцы видят, что Россия предлагает стратегическую альтернативу глобальной гегемонии США, экономической дипломатии Китая и влиянию бывших стран-колонистов. Она подчеркивает, что Россия сейчас ищет доступ к газовым и нефтяным месторождениям Африки. Частью долгосрочной стратегии РФ является использование российских компаний для создания новый проектов. А вот деятельность Китая в регионе подняла вопросы о политике вмешательства.
«Разность подходов России и США к сотрудничеству приводит к тому, что африканские государства неизбежно склоняются к партнерству с Москвой. Штаты по привычке действуют грубо, навязывая свою волю и часто невыгодные проекты. Они диктуют условия «сотрудничества», которое неизбежно должно быть выгодно американцам, и лишь во вторую очередь думают об интересах африканских партнеров.
Россия же предлагает проекты, которые станут базой для развития государств Африки. Это проекты протяженных железных дорог, совместная добыча полезных ископаемых, строительство энергетических и перерабатывающих объектов. То есть африканцы получают от РФ то, что смогут использовать, извлекая прибыль. Это не просто торговля, а база для извлечения добавленной стоимости, которая становится гарантом стабильных прибылей.
Не стоит забывать и о возобновляющихся взаимных программах – обучение африканцев в университетах РФ, культурные обмены. Все это – основа для длительного сотрудничества с Россией. На фоне ультиматумов Америки «Выбирайте США» такой подход, конечно, импонирует куда больше», — заключает Юрий Зинин.
Источники:
https://rueconomics.ru/399153-ssha-teryayut-poslednie-kozyri-v-borbe-s-rossiei-za-afriku