Непростые будни модераторов «ВКонтакте»

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Профессия модератора «ВКонтакте» всегда была преисполнена загадками и окружена мифами. Эти специалисты заняты выявлением и удалением запрещенного правилами соцсети видео- и фото- и текстового контента. Точное количество модераторов выяснить не удалось, но, согласно информации, размещенной на странице «ВКонтакте с авторами», с 2010 года их количество увеличилось с 10 до нескольких сотен.

Первые модераторы работали на чистом энтузиазме и даже не получали зарплату. Попадали люди в команду случайным образом — руководство соцсети просто приглашало к сотрудничеству наиболее активных пользователей. Вот как описывает такой процесс приема на работу бывший работник отдела модерации:

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

«На заре «ВКонтакте» была такая штука — «модерация имен». Было важно, чтобы люди находили друг друга по именам, поэтому смены имени проверялись на правдоподобность, немалый процент вручную. Платили за это голосами. Модераторов имен требовалось много, и некоторых выбирали случайно из пользователей, никак не связанных с командой и никак не стремившихся в нее попасть. По активности на сайте и адекватности личной страницы.Просыпается человек, заходит на страницу — а у него кнопка модерирования имен появилась внезапно. Пара человек из них стали очень хорошими модераторами контента потом».

Немного позже появились агенты поддержки, задача которых — отвечать на жалобы пользователей. Этих сотрудников набирали уже организованно, через раздел «Вакансии». В то же время модераторов продолжали приглашать непубличным образом, среди людей, которые, знают как работает соцсеть, но не подходящих в качестве агентов из-за неумения или нежелания общаться с людьми.

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Случалось и так, что агенты поддержки разочаровывались в своей работе и уходили в модераторы. Это вполне закономерная профессиональная трансформация — человек пресыщался общением с пользователями (а они бывают разными) и брал в руки карающий меч.

Чаще всего пользователи соцсети жалуются на порнографию, спам, оскорбления и рекламу. Среди модераторов существует специализация — отдельная группа отвечает за борьбу с шок-контентом, детским порно и просто насилием. Это наиболее засекреченное подразделение модераторов — их имена и даже то, как называется их отдел — это закрытая для общего доступа информация. Такой подход обеспечивает сотрудников от преследования пользователей, нарушающих правила социальной сети.

Сейчас стать модератором «ВКонтакте» можно при помощи специальной формы, в которой всего три вопроса: чем спам отличается от флуда, чем порнография отличается от эротики и где находится грань между намеренным оскорблением и эмоциональной дискуссией. Требования к претендентам предельно просты — образование не требуется, как и опыт работы — достаточно иметь аккаунт «ВКонтакте».

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Ответившие правильно на вопросы, заданные в форме, соискатели, проходят специальный тест. На этом этапе проверяется способность претендентов к аналитическому мышлению, а также их возможности в обработке больших массивов информации. Претендующие на должность модератора должны проживать в Москве или Петербурге, хотя работа является удаленной.

Один из действующих модераторов, назвавшийся Олегом, сообщил, что жесткого рабочего графика у представителей его профессии нет, но работе все равно приходится отдавать не менее 8 часов в день. Модератор Сергей добавил, что работать можно «под настроение», но всегда остро стоит вопрос самоорганизации.

Модераторы могут приходить и в офис «ВКонтакте», хотя отдельного помещения для этой группы сотрудников не предусмотрено. Они могут расположиться для работы в общем коворкинге, среди агентов поддержки, спам-аналитики и другие «вольные» специалисты. Да, этот коворкинг находится не в здании «Зингер» на Невском проспекте Питера, где расположен центральный офис компании.

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Работа на дому привлекает многих соискателей должности модератора. Вот что об этом говорит один из бывших сотрудников соцсети, не пожелавший назвать свое имя:

«Наверное, основной плюс нашей работы — нет никакого офиса. Работа ведётся из дома. Глаза открыл, и уже на работе. Можно даже не умываться, всё равно никто не заметит. Просто мечта социофоба-интроверта».

Изначально труд модератора оценивался по количеству отработанных часов. Сейчас все гораздо проще — работодателя интересует количество обработанного за неделю материала. Также учитывается и то, насколько оперативно модератор реагирует на жалобы пользователей.

Все сотрудники разделены на группы, которые периодически проверяют работу друг друга — этим обеспечивается беспристрастность. Работу отдельного модератора может проверить и его руководитель — иногда выборочно рассматриваются даже отдельные обработанные сотрудником посты.

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Страницу «ВКонтакте», принадлежащую модератору, невозможно отличить от страницы любого другого пользователя. На ней нет никаких указаний, что этот человек работает в компании. При устройстве на работу сотрудники также подписывают договор о неразглашении (NDA). Для тех, кто работает с контентом пользователей, разработаны строгие правила, несоблюдение которых грозит мгновенным увольнением.

Модератору запрещено раскрывать имена пользователей, а также сообщать кому-либо о том, какая информация им была удалена;

Договор NDA запрещает показывать посторонним рабочий стол модератора, интерфейс, который он использует, а также раскрывать способы обнаружения запрещенного контента;

Работник должен отчитываться за каждый удаленный пользовательский пост, бан или ответ на жалобу в системе модерации.

Система сохраняет информацию о действиях модераторов, устройствах, с которых происходил вход, а также отчеты о проделанной работе. В случае если руководитель засомневается в правильности действия своего подчиненного, он имеет полное право потребовать объяснение о том или ином принятом решении.

В первые годы существования соцсети модерация была сложной и трудоемкой, так как проводилась полностью вручную. Сейчас обработка контента упрощена и не занимает много времени. Программа, разработанная специалистами «ВКонтакте», отбирает подозрительный контент по особому алгоритму и предлагает модератору для рассмотрения. Остается лишь принять решение, что не всегда просто, и нажать одну из кнопок: «Забанить» или «Оставить».

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Модераторы рассказывают о том, что им ежедневно приходится погружаться на самое дно человеческих пороков. Тысячи роликов с убийствами, драками, издевательствами над взрослыми, детьми и животными проходят перед их глазами. Это не может не накладывать отпечаток на восприятие мира модераторами. Кто-то не смог позавтракать, промодерировав с утра пост с расчлененкой после месяца работы, а кто-то наоборот, стал абсолютно нечувствителен к шок-контенту уже через пару дней.

Нужно отметить, что в отличие от ранимых модераторов Facebook, работники нашей соцсети не рыдают по ночам в подушку, не ходят к психологу и не меняют религиозные взгляды. Несколько человек признались, что благодаря работе стали ограничивать себя в курении и употреблении алкоголя, а кое-кто сообщил, что стал более циничным.

Все модераторы говорят о том, что при работе с шок-контентом их выручает черный юмор, свежие мемы и трезвый взгляд на окружающий мир. Обращения к психологам бывают, но они происходят очень нечасто. Один из бывших модераторов сказал, что его, как человека, выросшего в России 1990-х, не могут напугать картинки из интернета.

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

Можно сказать, что парней и девушек, модерирующих контент для «ВКонтакте», удивляют страдания их коллег из Facebook и YouTube. Кроме этого, им непонятно, почему эти люди, жалуясь на неимоверные страдания, не уходят с работы и продолжают испытывать дискомфорт.

При этом одна из девушек-модераторов со смехом сообщила, что она сама и все ее коллеги несколько «профдеформированы». По ее словам, обычный человек будет шокирован обсуждениями некрофилии, расчлененки и других «прелестей», которые царят в особом модераторском чате.

За работу с порнографией и шок-контентом модераторы получают отдельную надбавку, поэтому на профессиональные трудности предпочитают не жаловаться. Отвлекаться многим помогают прогулки, чтение книг, спорт, походы в кинотеатры и на концерты. Но времени для всего этого остается не так уж и много, ведь модератор должен быть готов отреагировать на жалобу в любой момент, кроме дней положенных ему как выходные.

На страже пользовательского контента: непростые будни модераторов «ВКонтакте»

На вопросы о размерах заработной платы модераторы предпочитают не отвечать, хотя правила работодателя ничего не говорят по этому поводу. Журналистам лишь удалось узнать, что ребята не жалуются на оплату и кроме этого знают, что усердный труд будет вознагражден премией.

Как оказалось — не все сотрудники работают на соцсеть ради денег. Многим нравится их профессия, а также привлекает чувство причастности к всемирно известной соцсети, объединяющей десятки миллионов людей.