Признаюсь честно, я очень долго думал про себя, зачем вообще оркестру дирижер. Смотрел концерты и наблюдал — мало кто из музыкантов вообще на него смотрит. При этом дирижер вел себя так, как будто без него тут вообще ничего играть не будет и музыка просто остановится. Физически он «работал» чуть ли не за весь оркестр.
Неужели музыканты не могут сами сыграть по нотам?
Что бы выяснить для себя этот вопрос окончательно я отправился в «гугл» и вот что там нашел.
Коллектив симфонического оркестра насчитывает примерно 70–80 человек, а иногда и больше. Музыкант, который сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно уловить звуки с других рядов, если возле вашего уха выступает, скажем, двухметровый контрабас.
Без дирижера ошибиться проще простого. Структура этой профессии многокомпонентная. Руководитель оркестра должен держать в своей голове полный спектр музыкальных знаний: стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра. У дирижера перед глазами партитура, в которой видны все части музыкального исполнения каждого отдельного музыканта, в то время как музыкант видит только свою партию инструмента. Без дирижера наступит хаос.
Впрочем, в Москве в 20–30-е годы XX века была попытка создать оркестр без дирижера. Он назывался «Персимфанс». Группа высококлассных музыкантов под влиянием большевистской идеи коллективного труда поставила своей задачей стать единым слаженным организмом. Отличие от оркестра с руководителем было только в рассадке: все участники «Персимфанса» садились по кругу, чтобы видеть друг друга. Оркестр просуществовал примерно десять лет. Это был довольно успешный проект, но идея все же не прижилась, оставшись в истории как экзотический музыкальный эксперимент.