Расписные грузовики на дорогах Пакистана

Помнится у нас была мода украшать автобусы, а потом «газельки» внутри побрякушками, висюльками, значками, игрушками и прочей мишурой. Иногда водителю то оставалось очень ограниченное пространство наблюдения через лобовое стекло. Все это напоминает красиво оформленные грузовики из Пакистана. Только у них и снаружи такая же мода. На них изображают политических лидеров, животных, пейзажи, орнамент.

А причина всего этого одна…

…отличаться от другого водителя.

Однако в Пакистане, Афганистане и Индии «искусство на грузовиках» (ИнГ) — это больше, чем просто культурное выражение, это также глубоко укоренившаяся традиция, которая может вызвать бизнес-бум для водителей.

В Пакистане ИнГ берет свое начало с 1920-х годов, когда импортированные из Англии грузовики Bedford вторглись на улицы страны. Они были оснащены большими деревянными носами на кузове грузовика. Богато украшенный нос, известный как тадж или корона, также сопровождался декоративными бамперами и деревянными панелями вдоль кабины. В конце 1940-х годов, когда грузовики начали дальние поездки для доставки товаров, каждая компания разработала логотип, чтобы неграмотные люди могли понять, кому принадлежит грузовик.

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

Со временем эти логотипы становились все более витиеватыми. «Они были как ордена на груди», — объясняет Дуррия Кази, начальник отдела визуальных исследований в Университете Карачи и специалист по грузовому искусству. «И чем ярче дизайн, тем лучше становился бизнес». В 1950-х Карачи стал центром грузового искусства — титул, которым он до сих пор владеет — когда Хаджи Хуссейн, художник, известный своими тщательно продуманными дворцовыми фресками, поселился в городе. Не имея дворцов для рисования, он обратился к украшению грузовиков, и его богато украшенный цветочный стиль продвинул жанр вперед.

 

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

И хотя покраска грузовиков закрепилась в других странах Южной Азии, а также в Южной Америке и Японии, в Пакистане форма искусства находится на совершенно другом уровне. Целая индустрия сама по себе, в одном только Карачи 50 000 человек заняты в мастерских, посвященных ремеслу, причем водители грузовиков готовы тратить большие деньги, чтобы их грузовик был лучше остальных. Хотя яркие цвета и богато украшенные украшения, безусловно, прекрасны, водители также считают это хорошей окупаемостью своих инвестиций.

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

«Наши клиенты хотят, чтобы их грузовики выделялись», — делится пакистанский художник Хайдер Али. «Когда люди хотят взять напрокат грузовик, они чувствуют, что если он выглядит причудливо и недавно окрашен, то он, вероятно, находится в лучшем состоянии, и они больше доверяют ему». На так называемый джингл-грузовик (от jingles — колокольчики, украшающие кузов) водители могут легко тратить до 2500 долларов США за базовую малярную работу, то есть зарплату за два года (!!!). И часто каждые несколько лет они возвращаются для обновлений.

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

Кази также рассматривает искусство грузовиков как нечто большее, чем расходы на бизнес; это также ритуал, который возвращает нас к суфийской традиции рисования святынь, чтобы заслужить религиозную поддержку. «Дальнобойщики даже не тратят столько денег на собственные дома», — делится она. «Я помню одного водителя, который сказал мне, что он провел всю свою жизнь в грузовике. Если бы он не смог его должным образом покрасить, он бы считал себя неблагодарным».

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана

Грузовики-музеи на дорогах Пакистана


Источники: