Функциональные алкоголики

Мы уже не раз обсуждали вред и пользу алкоголя. Но более подробно про функциональных алкоголиков и не говорили. Пить вредно, а не пить тоже вредно? Скорее не пить вредно, это девиз и ответ всех функциональных алкозависимых. Итак, кто они, функциональные алкаши? Алкоголик, тот кто страдает алкоголизмом а это разновидность токсикомании вызывающая психическую и физическую зависимость от спиртного.

Бокал вина, стакан виски, пару кружек пива в дружеской компании — что в этом плохого? Умеренная выпивка еще никому не навредила. Даже врачи говорят, что это полезно. Будьте осторожны, в обществе развивается культ алкоголя: от «все под контролем» до серьезных проблем маленький шаг.

Грань между алкоголиком и злоупотребляющим алкоголем человеком (в СССР это называлось «бытовое пьянство») не очень четкая и проходит через несколько психологических и физиологических критериев.

Когда нам говорят об алкоголизме, то мы представляем полностью опустившегося человека с разрушенной или разрушающейся личностью, для которого употребление спиртного – это единственный жизненный приоритет. Очевидно, что мы не такие. Мы легко себя противопоставляем такому человеку. У нас все не так. Мы также легко себя противопоставляем «бытовому пьянице», который плохо живет, потому что больше пьет, чем работает. Мы ему говорим «возьмись уже за ум». И, конечно, мы совсем не похожи на буйную молодежь, которая много пьет, потому что дурная. Тут разница тоже очевидна. Но есть один тип злоупотребляющего алкоголем человека, от которого нам будет трудно себя отличить.

Эксперты NIAAA называют их – high-functional alcoholics (HFA). Этот человек сочетает в себе две личности. Первая – это абсолютно социализированный индивид с положением в обществе, карьерой, достижениями, постоянным заработком и частной собственностью.

Он абсолютно нормален и конструктивен в отношении с коллегами на работе, с семьей и друзьями. Но эта нормальность распространяется только на дневное время будних дней. По вечерам и на выходных в нем просыпается другая личность. Эта другая личность нуждается в постоянном потреблении алкоголя. Внешняя мотивация – алкоголь нужен «для отдыха». И действительно – HFA много работает, решает какие-то рабочие вопросы в вечернее время и вообще.

Четыре ранних симптома функционального алкоголизма британские наркологи зашифровали в аббревиатуре CAGE («клетка»), образованной по первым буквам слов cutting down («снижение»), annoyance («раздражение»), guilt («вина») и eye-opener («глоток с утра»). И вот вопросы для самопроверки:
C: вы задумывались, что следовало бы пить меньше?
A: вас раздражают люди, которые придираются к количеству выпитого?
G: вам бывало стыдно за пьянство или за поступки в пьяном виде?
E: хочется ли вам с утра опохмелиться?

Эксперт издания, доктор Мохиодди, утверждает, что если хотя бы на парочку вопросов вы ответили утвердительно, у вас есть повод задуматься. По словам врача, свыше трети его пациентов не вписываются в стереотип об алкоголиках: занимают руководящие посты, работают в бизнесе или медиа и тем не менее злоупотребляют спиртным, а их окружение это поощряет.

Кружка пива, бокал вина или шот крепкого алкоголя — максимум, который можно себе позволить, по словам доктора. Свыше этого, особенно если между напитками не прошло и часа, — перебор.

Минздрав позволяет выпить больше. Как подсчитали специалисты ведомства, мужчинам можно пить (с низким риском для здоровья) 1,5 литра пива крепостью 4,5 градуса три дня в неделю, или одну бутылку крепленого вина в неделю, или две рюмки водки в день. Женщинам можно, к примеру, два бокала сухого вина крепостью 13 градусов, бокал шампанского или рюмку водки в день. Однако индивидуальная норма зависит от состояния здоровья и веса человека, предупреждают медики.

Жизнь — штука непростая, а спиртное позволяет ненадолго развеяться и позабыть обо всех бедах. Его популярность вполне объяснима: коктейли, пиво и вино приносят удовольствие. Но порой мы слишком увлекаемся алкогольным трендом и не задумываемся над серьезным вопросом: неужели мы относимся к поколению функциональных алкоголиков?

Стоит заговорить о растущей склонности к спиртному, как находится масса оправданий. «Я выпиваю только в компании» — но как часто вы общаетесь с друзьями? «Вино полезно для здоровья», но сколько вы употребляете за вечер? Поиск оправданий лишь попытка спрятаться от проблем.

КОГДА ВЫПИВКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОБЛЕМУ?

Только когда начинает сказываться на здоровье и качестве жизни или раньше? Когда надо спохватиться, чтобы не зайти далеко и не искалечить жизнь? Можно утверждать, что ежедневная доза не должна превышать количества, рекомендованного Центром контроля и профилактики заболеваний США: «для женщин 1 порция в день, для мужчин 2 порции в день». Это помимо особых случаев. Безусловно, алкоголь веселит и бывает вкусным, но даже в удовольствиях надо соблюдать меру.

Превышать разумные объемы рискованно. Что плохого — выпить бокал-другой, отдохнуть, поболтать с друзьями или семьей. Расслабляться жизненно необходимо, чтобы сохранять здоровую психику и нормальное самочувствие. Алкоголь — пустые калории, зато пристраститься к нему легко, если забыть об осторожности.

Young man passed out from alcohol

Вы беспокоитесь, что в последнее время партнер или вы сами стали позволять себе лишнее? Возможно, время разобраться, когда «много» переходит в «чересчур». Если беспокойство растет, постарайтесь понять разницу между алкоголиком и функциональным алкоголиком.

КТО ТАКОЙ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛИК»?

Основное отличие «обычного» от функционального (еще говорят «высокофункционального») алкоголика состоит в степени отрицательного воздействия алкоголизма на конкретную личность. По сути, функциональные алкоголики не вписываются в устойчивый образ запойных пьяниц, потому что внешне это приличные люди. У них все хорошо на работе, в семье, социальной жизни, иногда даже более чем замечательно, но они зависимы от спиртного.

НЕУЖЕЛИ ОН ТОЖЕ СТРАДАЕТ ОТ АЛКОГОЛИЗМА?

И да и нет. Функционировать не значит вообще не быть алкоголиком. Функциональный алкоголизм бывает опаснее отъявленного пьянства, хотя и кажется безобидным. Такой любитель выпивки склонен отрицать проблему, а близким трудно признать, что она становится бедствием.

Как правило, такие люди стараются подчеркнуть свои успехи и благополучие в доказательство того, что все в порядке, даже если злоупотребляют спиртным. Они не считают превышение нормы проблемой, пока не скатятся до стадии «потерял все из-за спиртного». Более того, такого человека обычно окружают сочувствующие, которые потакают его пагубной привычке, что еще больше оправдывает тягу к спиртному.

НЕУЖЕЛИ АЛКОГОЛИЗМ ВОШЕЛ В МОДУ?

В последнее время стали очень популярными дружеские вечеринки с обильной выпивкой, и «счастливые часы» скидок на крепкие напитки в разных заведениях — алкоголь действительно становится замаскированным модным трендом.

В статье, недавно опубликованной в американском издании Huffington Post, объясняется, как «алкоголь стал основным дополнением к яичнице с беконом, а рестораны начали наперебой предлагать скидки на бездонные коктейли, чтобы заманить клиентов». Образно говоря, если раньше выпивка знаменовала вечер пятницы, то теперь в порядке вещей отмечать таким же образом утро воскресенья.

В ОПРАВДАНИЕ ЛЮБВИ К СПИРТНОМУ ИЗОБРЕТАЮТСЯ НОВЫЕ СЛОВА

В словаре англоязычного сленга Urban Dictionary появилось понятие «алкоголист». Оно расшифровывается так: «Принципиально отличается от алкоголика. У алкоголистов нет зависимости от спиртного. Они пьют сверх меры исключительно ради того, чтобы достичь эйфории, что обычно означает отрубиться и наутро с трудом припоминать события вчерашнего вечера». В сущности, это алкоголик в стадии отрицания.

Как ни печально, выпивка становится культом, а значит, тем более необходимо сохранять здоровые отношения с алкоголем и не скатываться в зависимость. Если задаетесь вопросом «слишком много — это сколько?», почитайте о признаках алкоголизма и установите жесткие пределы.

К сожалению, даже если функциональные алкоголики начинают понимать, что у них есть проблемы с алкоголем, они все еще сопротивляются тому, что им необходимо обратиться за помощью. К тому времени, как они признают проблему, их симптомы абстиненции становятся все более и более серьезными.

Они могут попытаться бросить самостоятельно, но абстиненция слишком неприятна и тяжела. Таким образом, они продолжают пить, чтобы спасти себя от боли, и цикл продолжается. Как правило такие алкоголики приходят лечиться только тогда, когда их привычка становится еще болезненней, чем перспектива пережить абстиненцию.

По данным ВОЗ за 2012 год, все довольно буднично. Основные причины смерти из-за хронического употребления алкоголя – это заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркты и инсульты), онкология (рак пищевода, рак печени, в меньшей степени – молочной железы), заболевания ЖКТ (это главным образом цирроз и связанные с ним состояния – асциты и кровотечения; язвы тоже сюда). Ну, и въехать в столб или упасть откуда-нибудь – это 17.1% от всех летальных причин.

В 2010 году был опубликован мета-анализ исследований, изучавших взаимосвязь алкоголя с травмами и гибелью в результате ДТП. Результаты показали, каковы шансы получить повреждения или погибнуть, сев за руль в состоянии опьянения:

Два стандартных напитка – шансы «убраться» 2.2 к 1, против трезвого водителя
4-5 стандартных напитков – 5-10 к 1
10 стандартных напитков – 52 к 1
Имеется в виду – напитки, потребленные в течение 6 часов. Но это американцы, они там водить не умеют. То ли дело мы, правда?


Источники:
psychologies.ru/articles/kto-takie-funktsionalnyie-alkogoliki
knife.media/alcoholic/
slipups.ru/7703