Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Me.163 без преувеличения можно назвать одним из самых необычных истребителей времен Второй мировой войны. Кроме того, что это был самый маленький самолет Третьего Рейха, Me.163 также стал единственным бесхвостым истребителем с жидкостным реактивным двигателем, принятым на вооружение Люфтваффе.

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Крошечный перехватчик развивал рекордную на то время скорость полета, за что и получил свое прозвище «Комета». Me.163 был еще необычен тем, что не имел колесного шасси. Для взлета использовалась специальная тележка, а посадка осуществлялась на выдвижную лыжу. Примечательно, что название «Messerschmitt» было присвоено истребителю не совсем честно. Творческий вклад в развитие проекта Вилли Мессершмиттом и его конструкторского бюро был отнюдь не большим. На самом деле автором и главным конструктором Ме.163 являлся немецкий профессор и пионер в области строения планеров Александр Липпиш. Именно ему впервые пришла в голову мысль установить на бесхвостый самолет ракетный двигатель. Истребитель получился по-настоящему миниатюрным: 5,8 метров в длину с размахом крыльев в 9,3 метров.

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

В 1941 году были протестированы первые прототипы Me.163 в немецком городе Аугсбург. Затем по соображениям безопасности летные испытания были перенесены на авиабазу в Пенемюнде на побережье Балтийского моря. Летчик-испытатель Хейни Диттмар совершил первый вертикальный взлет на самолете 13 августа того же года. «Комета» была невероятно быстрой и 2 октября 1941 года преодолела скоростной рубеж в 1000 км/ч. Люфтваффе дал приказ на строительство еще семидесяти подобных истребителей, но, поскольку Германия в то время доминировала в войне Me.163 не рассматривался в качестве приоритетного проекта. В итоге, к началу 1943 года было простроено всего лишь десять прототипов истребителя в разных модификациях.

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Кабина закрывалась фонарем, который обеспечивал герметичность при высоких полетах на большой скорости. По бокам кабины пилота размещалась два бака с окислителем для центровки истребителя при израсходовании топлива. По информации Novate.ru, это техническое решение сыграло злую шутку с пилотами Me.163. Часто при полете от паров окислителя у летчиков начиналось слезотечение. Однажды во время аварийной посадки бак лопнул, и ядовитая жидкость буквально растворила пилота в кабине. После этого случая емкости с бортов все-таки убрали.

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Вооружение первых «Комет» состояло из двух пушек Маузер калибра 20 мм. Начиная с тридцатого прототипа на самолетах стали устанавливать пулеметы Рейнметалл-Борзиг 30 мм. калибра. Впрочем, подобное вооружение вызвало много недовольства со стороны специалистов и пилотов. Запаса снарядов хватало всего лишь на шестьдесят выстрелов с каждого ствола, чего катастрофически не хватало для поражения тяжелого бомбардировщика, а перезарядка занимала слишком много времени.

Самый маленький истребитель времен Второй мировой войны

Первый боевой вылет Me.163 состоялся в июле 1944 года. Люфтваффе планировало создать небольшие части с «Кометами» для перехвата соединений союзных бомбардировщиков, но только 279 экземпляров Me.163 были построены к концу войны. Всего военные эксперты приписывают Me.163 девять сбитых вражеских самолетов, в то время как самих «Комет» во время войны погибло порядка семнадцати штук. Больше всего истребителей потерпело крушение не в боевых полетах, а во время учений. Главными проблемами Me.163 были короткое время работы двигателя и сложность в регулировании скорости. Опытные пилоты могли продлить полет, периодически включая и выключая двигатель в сочетании со сложными маневрами, но это требовало большого мастерства.


https://novate.ru/blogs/080319/49719/