Будут ли гипермаркеты работать 5 дней с выходными?

Все ради блага людей и заботы о них: сенаторы решили ограничить работу гипермаркетов в выходные дни, «как на Западе». Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев предложил ограничить работу крупных супермаркетов в выходные дни. Сенатор от исполнительного органа государственной власти Тамбовской области, полковник, десантник, ветеран обеих чеченских воин не объяснил причину своей инициативы, отметив, что предлагает сделать «как на Западе».

Как констатировал Кондратьев в интервью агентству городских новостей «Москва», в России «есть наличие крупных гипермаркетов и супермаркетов, сетей оптового формата с большим ассортиментом товаров». «Давайте сделаем как на Западе, в Германии, например. Там есть практика: в 20:00 (в пятницу) крупные сети закрываются и до утра понедельника фактически закрыты», — предложил сенатор, подчеркнув, что магазины шаговой доступности и небольшие оптовые торговые точки должны работать и в выходные дни.

Чем именно руководствовался член Совета Федерации, выступая с ограничительной инициативой, агентство «Москва» не сообщает. Однако это уже не первое исходящее из СФ предложение по ограничению работы гипермаркетов. Так, в марте 2017 года с аналогичной инициативой выступил зампредседателя комитета верхней палаты парламента по аграрно-продовольственной политике, сенатор от Курганской области Сергей Лисовский. В сотрудничестве с депутатом Госдумы Ириной Яровой он предлагал ограничить в России работу круглосуточных гипермаркетов, вредящих развитию других форм торговли. По их мнению, крупные торговые сети должны закрываться в субботу в 16:00, а по воскресеньям вообще не работать.

Авторы инициативы тогда также ссылались на аналогичный опыт Германии, отмечая, что «продуктовый гипермаркет, работающий 24 в сутки — это конец любых других форм торговли». Однако тогда эта идея не прошла. Ее раскритиковали и в Госдуме, и в министерстве промышленности и торговли, и сами представители розничной торговли, заявившие, что помогать малому бизнесу надо через снижение налогов, цен на аренду и создание оптовой базы закупок, а не с помощью запретов для крупного бизнеса.

Вот и на этот раз предложение сенатора Алексея Кондратьева не нашло поддержки. Руководитель «Общественной потребительской инициативы» заявил агентству НСН, что привычка россиян закупаться в магазинах по выходным не позволит законодательно ввести ограничение для гипермаркетов.

А глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что равняться на Запад в данном случае не стоит. «У нас это будет потребителю менее удобно. Рабочий график у людей такой, что они — в отличие от европейцев — работают с самого утра до позднего вечера. И возможность посещать торговые центра и магазины в будни у них отсутствует. У нас сложилась такая практика потребления, когда раз в неделю — субботу или воскресенье — семья едет в торговый центр покупать всё, что необходимо. Не потому что людям так нравится, а потому что свободное время у них есть только в этот период», — напомнил Павлов.

Что касается темы вреда со стороны гипермаркетов для других форм торговли и помощи мелким предприятиям, то Павлов напомнил, что в России, «с точки зрения защиты рынка и интересов бизнеса, есть Федеральная антимонопольная служба, которая в текущем графике работы магазинов проблемы не усматривает». «У нас есть конкуренция с точки зрения доступности полок торговых сетей для более мелких компаний. Или возможности производителей создавать свою розницу», — отметил руководитель «Общественной потребительской инициативы».

Резюмируя, он подчеркнул, что предлагаемые ограничения сложившуюся ситуацию вряд ли смогут изменить. Не факт, что мелко-розничная инфраструктура вообще способна будет принять весь поток потребителей, который устремиться к ним после закрытия гипермаркетов, и дать им тот ассортимент товаров, к которому они привыкли.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также не поддерживает инициативу парламентариев запретить круглосуточную работу крупных сетевых магазинов, заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, лучше «создать конкурентную среду» и «не ограничивать власть розничных сетей». Необходимо «усиливать власть мелкоформатной торговли», подчеркнул Кашеваров.

Гипермаркеты могут потерять большой поток клиентов. На два выходных дня приходится около 40% недельного трафика гипермаркетов, говорит руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Васюткин. Около 80% россиян посещают гипермаркеты один или два раза в неделю, по данным EY. Эти посещения приходятся как раз на выходные, подтверждает представитель пресс-службы ГК «О’кей». «Очевидно, что такой запрет самым негативным образом отразится как на бизнесе гипермаркетов, так и крупных торговых центров, в которых они располагаются, — уверяет он. — В нынешней экономической ситуации ограничение станет «разрушительным для потребительского рынка и приведет к новому витку повышения цен».

Формат гипермаркетов развивают практически все крупные федеральные сети торговли. По данным «РБК Исследования рынков», по итогам 2016 года на гипермаркеты пришлось 30,1% от всего оборота сетевого продуктового ретейла в России (большую долю — 35,2% — занимают только дискаунтеры). Количество посетителей гипермаркетов сокращается и без законодательных инициатив. Опубликованное в конце 2016 года компанией EY исследование потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области показало, что число покупателей в магазинах крупных форматов сократилось. По мнению экспертов, потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и магазин «у дома».

В будни люди обычно делают покупки в магазинах «у дома» и супермаркетах, а на выходных — в гипермаркетах, подтверждает директор по коммуникациями «Ашана» Мария Курносова. По ее словам, «любая инициатива должна отвечать интересам жителей» и сохранять их право выбирать, где совершать покупки. Предложение Лисовского создаст неудобства в первую очередь для потребителя, заключает Курносова. С ней соглашается и представитель ГК «Дикси» Антон Пантелеев. «Продуктовый магазин — социальный объект, он должен быть доступен покупателю, в том числе в выходные дни и вечерние часы», — говорит он.

Основные потребители гипермаркетов — экономные семьи, которые предпочитают закупаться на неделю по более низким ценам, чем в магазине «у дома», говорит руководитель направления «торговые центры» компании «Магазин магазинов» Диана Зазнобина. Запрет больше всего ударит именно по населению с невысоким достатком, заключает она.

В каких странах не работают магазины в выходные?

Законы, ограничивающие время работы магазинов по воскресеньям, существуют во многих странах мира. Такие нормы изначально вводились по религиозным причинам, так как в христианской традиции воскресенье традиционно воспринимается как день отдыха. Однако со временем ограничения стали использоваться в том числе для стимулирования малого бизнеса. Например, в Англии небольшие магазины (площадью до 280 кв. м) имеют право работать по воскресеньям без ограничений, все остальные — только в течение шести часов.

В Германии торговля по воскресеньям также запрещена, за нарушение этого правила можно лишиться лицензии. Однако местные власти могут разрешить торговлю в отдельные дни. Например, в 2017 году в Берлине таких воскресений восемь, два из них — в декабре, в преддверии рождественских каникул.

В 2015 году по инициативе нынешнего кандидата на пост президента Эмманюэля Макрона во Франции был принят закон, позволивший крупным магазинам в специальных туристических зонах работать по воскресеньям до полуночи. В остальных районах была предусмотрена возможность открывать магазины по воскресеньям 12 раз в году (до этого было 5). Основной целью принятия закона называлось оживление экономики, однако в обществе такие меры вызвали острую критику.

В США время работы магазинов практически никак не регулируется, однако во многих штатах существуют ограничения на продажу алкоголя по воскресеньям (например, в Арканзасе и Индиане).

Источники:
newsru.com/russia/19feb2019/hyper.html
rbc.ru/business/31/03/2017/58de3e169a7947ed8c7cfbdb