Как мы меняли наших разведчиков на не наших

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

31 января 1962 г. президент США Дж. Кеннеди подписал указ об освобождении Рудольфа Абеля. Вскоре его обменяли на американца Фрэнсиса Пауэрса. Про это случай многие знают и недавно даже фильм был снят Голливудом.

Но ведь было и много других случаев, когда на родину возвращались выдающиеся разведчики, а мы отдавали иностранных.

Между Берлином и Потсдамом

Вильям Фишер с 1948 г. успешно руководил советской разведсетью в США, но был арестован ФБР в 1957-м в результате предательства. Чтобы подать сигнал Москве и заодно дать понять, что сам он не предатель, Фишер назвался именем своего коллеги – также сотрудника совет­ской разведки Рудольфа А­беля, который умер ещё в 1955 г. Новый Абель был приговорён к 32 годам тюрьмы, но отсидел всего несколько лет – в 1962-м его обменяли на американского пилота самолёта-разведчика U-2 Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 г. в районе Свердловска. Пауэрса приговорили к 10 годам за шпионаж. Обмен состоялся на Глиникском мосту, соединяю­щем Берлин и Потсдам. Мост потом регулярно использовался для подобных обменов, из-за чего получил второе название – «Мост шпионов». Но никакими взглядами Абель с Пауэрсом вопреки показанному в культовом фильме «Мёртвый сезон» не обменивались.

Кстати, меняли Абеля на троих американцев. Помимо П­ауэрса СССР должен был освободить осуждённых за шпионаж американских студентов Фредерика Прайора, арестованного в ГДР, и Марвина Макинена, который сидел в Киеве. После обмена Фишер так и о­стался для широкого круга Абелем – его подлинное имя стало известно общественности лишь в конце 1980-х.

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Разведчик-миллиардер22 апреля 1964 г. на том же Глиникском мосту СССР обменял британского разведчика Гревилла Винна на резидента совет­ской разведки в Велико­британии Конона Молодого.

Молодый – один из самых успешных кадровых разведчиков СССР. Он собирал информацию о британских и американских военно-воздушных и военно-морских базах, об английских разработках в области эксплуатации ядерных реакторов на подводных лодках и создания бактерио­логического оружия. Молодый завербовал шифровальщика ВМФ Великобритании Гарри Хоутона, чья информация позволила Москве сэкономить миллиарды долларов на разработке новых видов вооружений. Причём Хоутон даже не знал, что продаёт секреты Советам, думал, что имеет дело с американцами. Молодый открыл свою фирму, и бизнес шёл настолько успешно, что он стал миллионером. Незадолго до ареста в 1961 г. он получил из рук королевы рыцарский титул.

Гревилл Винн был на связи с одним из самых успешных «кротов» в ГРУ – полковником Олегом Пеньковским. Винна арестовали в Будапеште сразу после ареста самого Пеньковского. Последний был расстрелян, а Винн получил 8 лет тюрьмы, и через 11 месяцев его обменяли на «Мосту шпионов».

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Супругов – на влюблённыхРаботавшие на советскую разведку американские коммунисты Моррис и Леонтина К­оэн в 1954 г. были направлены в Британию в качестве радистов разведчика-нелегала Конона Молодого. Они находились в стране по паспортам новозеландцев Питера и Хелен Крогер. После ареста Молодого британская контрразведка довольно быстро вышла и на К­оэнов. Их задержали при попытке завербовать агентов на Портлендской военно-морской базе, где стояли атомные подводные лодки. Морриса приговорили к 25 годам, а Леонтину – к 20.

В 1969 г. советские спецслужбы задержали британского преподавателя русского языка Джеральда Брука. Его приговорили к 5 годам за ввоз антисоветской литературы. Лондон согласился обменять Брука на Коэнов. Но один учитель был неравноценной заменой двум суперпрофессиональным шпионам – вдобавок Союзу пришлось разрешить трём своим гражданам заключить брак с гражданами Великобритании. Среди них был сын композитора Сергея Прокофьева, художник и поэт Олег Прокофьев, влюблённый в исследовательницу русского авангарда Камиллу Грей. Также поженились учёный Мервин Оуэнс и дочь расстрелянного в 1937 г. коммуниста Людмила Бибикова.

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Соскучился по селёдкеВ 1982 г. с помощью разведки ГДР на границе с ФРГ около КПП «Херлесхаузен» состоялся, наверное, самый необычный обмен в истории разведок. Два года промучился в камере смертников в ЮАР полковник Алексей Козлов, его жестоко пытали. Во время работы в Африке в конце 1970-х он установил, что ЮАР проводила испытания собст­венной атомной бомбы. В 1980 г. южноафриканская контрразведка арестовала Козлова по обвинению в терроризме.

Его меняли на 11 человек (10 немцев и 1 офицер армии ЮАР, в своё время попавший в плен в Анголе во время рейда туда южноафриканской армии)! Попав к своим после обмена, Алексей Козлов всем угощениям предпочёл картошку с селёдкой. Он потом вспоминал, как ему говорили: «Ты, Лёшка, сожрал у нас весь представительский запас селёдки». Проведя 4 года в Москве, Козлов не выдержал и снова пошёл в нелегальную разведку, где проработал ещё 10 лет. В 2000 г. он получил звание Героя России за заслуги, которые до сих пор остаются засекреченными.

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Отдали будущего министра11 февраля 1986 г. СССР и США опять провели обмен на Глиникском мосту. Вашингтон передавал Москве супругов Карела и Хану Кёхер. Карел и его жена были кадровыми агентами разведки ЧССР, которых ещё в 1965-м отправили в США. В их задачу входил не только сбор информации, но и проникновение в структуры ЦРУ. Карел окончил Колумбийский университет, стал док­тором философии, работал консультантом на радио «­Свободная Европа». В 1972 г. он стал консультантом в отделе СССР и стран Восточной Европы оперативного директората ЦРУ. В течение 12 лет передавал в Прагу и Москву ценнейшие сведения о деятельности ЦРУ. Его выдал «крот» в советской разведке. Кёхер полагал, что это был один из самых известных «разоблачителей КГБ» – полковник Олег Калугин. В декабре 1984 г. супругов Кёхер а­рестовали.

В обмен на Кёхеров Союз отдал диссидента Анатолия Щ­аранского. Тот был одним из организаторов правозащитной «Хельсинкской группы». В марте 1977 г. Щаранский был арестован – его обвиняли в сотрудничестве с ЦРУ, передаче за рубеж гостайн и пр. После обмена Щаранский улетел в И­зраиль, где сделал карьеру: был депутатом и поочерёдно возглавлял ряд министерств.

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Десять к четырёмВ 2010 г. в США арестовали сразу 10 российских нелегалов, которых сдал бежавший на Запад полковник СВР Александр Потеев. Среди выданных были и знаменитая Анна Чапман, которая ныне ведёт свои программы на ТВ, и генерал-майор СВР М­ихаил Васенков, у которого стаж нелегальной работы более 30 лет. Их меняли на осуждённых в РФ за шпионаж Александра Запорожского, Игоря Сутягина и того самого Сергея Скрипаля, а также на бывшего замначальника службы безопасности «НТВ-Плюс» Геннадия Василенко. Обмен состоялся на аэродроме в Вене – 9 июля 2010 г. здесь одновременно приземлились самолёты из Москвы и Нью-Йорка. Сутягин и Скрипаль поселились в Великобритании, Запорожский и Василенко в США.

«Мост шпионов». Как мы меняли наших разведчиков на не наших

Торговец коляскамиПоследний известный обмен состоялся у России с Эстонией. 10 февраля 2018 г. на границе Москва передала осуждённого за шпионаж предпринимателя Райво Суси, а Таллин – отбываю­щего в Эстонии срок за то же преступление гражданина РФ Артёма Зинченко.

Суси занимался авиационным бизнесом в странах бывшего СССР. Его задержали в феврале 2016 г. в аэропорту «Шереметьево». По некоторым данным, ФСБ обвинила С­уси в том, что одна из его фирм занималась посредничеством в торговле оружием и военным оборудованием, работая, в частности, на МИД Эстонии. В декабре 2017 г. эстонец был приговорён к 12 годам колонии строгого р­ежима.

Артём Зинченко, по версии эстонских спецслужб, прошёл подготовку в военной разведке и активизировал свою деятельность в их стране в 2013 г., после получения его семьёй вида на жительство. В Таллине заявили, что россиянин, прикрываясь торговлей детскими колясками, якобы пытался получить доступ к засекреченной информации об эстонской армии и структурах госбезопасности, однако был раскрыт.

Екатерина Барова


Источники:
http://www.aif.ru/society/history/most_shpionov_kak_my_menyali_nashih_razvedchikov_na_ne_nashih