Достаточно знаковый самолет, который приводили в пример в качестве большого отрыва ВВС США от ВВС России и который очень шикарно пиарили во многих голливудских фильмах. Помните такой Lockheed F-117 Nighthawk?
Прочитал очень интересную историю от создания до снятия с вооружения.
История создания
Повод для создания самолёта «Найтхок» возник в 70-е годы. После анализа воздушных боёв во Вьетнаме, а также результатов арабо-израильской войны 1973 года, управление перспективных разработок при Минобороны США (DARPA) начало исследовать возможности создания боевого самолёта, который был бы незаметен для современных радаров обнаружения.
Уже в 1974 году стартовал проект «Харви» — к пяти производителям самолётов обратились с двумя запросами: насколько незаметен должен быть самолёт, чтобы успешно прорвать современную ПВО, и имеют ли компании возможность разработать и построить такой самолёт? Только две фирмы из пяти – «Нортроп» и «Макдоннел-Дуглас» ответили на второй вопрос утвердительно. В 1975 году «Макдоннел-Дуглас» объявила о том, что параметры, необходимые для достижения «невидимости» определены.
Фирма «Локхид» в проекте «Харви» не участвовала, хотя её спецподразделение «Skunk Works» имело солидный опыт создания уникальных передовых самолётов. Однако одному из сотрудников фирмы стало известно о исследованиях стелс-самолёта, и он доложил о них главе спецподразделения Келли Джонсону. Джонсон, в свою очередь, добился от ЦРУ разрешения обсудить с управлением перспективных разработок подробности создания разведывательного самолёта А-12.
Дело в том, что «Локхид» уже пыталась при создании разведчиков А-12 и SR-71 добиться сниженной радиолокационной заметности. DARPA согласилось «дать добро» на участие «Локхид» в программе, при этом предупредив, что контракты уже заключены, и бюджетных средств им не выделят. Представители «Локхид» настояли на участии. Так началось создание F-117 «Найтхок».
Незаметность будущему самолёту решено было обеспечить, выполнив его из множества плоских панелей, наклонённых так, чтобы большинство из них отражало излучение радара в сторону от приёмника отражённого излучения.
Через пять недель удалось написать компьютерную программу «Эхо-1», способную рассчитать параметры такой конструкции стелс-самолёта. Помощь в работах оказала публикация советского физика Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», переведённая ВВС США в 1971 году.
В 1975 году построили деревянные масштабные модели будущего F-117. Результаты испытаний показали, что расчёты программы «Эхо-1» верны. «Локхид» предоставила в DARPA отчёты о соответствии фактической незаметности и спрогнозированной, и предполагаемые параметры будущего самолёта. Тем временем фирма «Макдоннел-Дуглас» выбыла из соревнования. В следующую фазу проекта прошли «Локхид» и «Нортроп». Хотя «Локхид» победил, успехи «Нортроп» оказались достаточно велики, чтобы им разрешили работать над стелс-самолётом другого типа – будущим бомбардировщиком B-2.
В 1976 году подразделение “Skunk Works” начало строительство первых двух F-117 – пока ещё только демонстраторов технологии. Первый полёт будущего «Найтхока» запланировали на конец 1977 года. Строили самолёт в «Здании 82» — цеху на территории аэропорта в Бербанке, пригороде Лос-Анджелеса. К этому времени правительство США поняло, что близится масштабный прорыв в разработках военной техники, и минимальный уровень секретности проекта изменился на «совершенно секретно».
Опытная эксплуатация
Первые два прототипа F-117, называемые Blue 01 и Blue 02 строились, для обеспечения секретности, с использованием стандартных, иногда уже бывших в эксплуатации узлов. Так, двигатели J85 взяли от учебного самолёта T-2, а систему электродистанционного управления – из запчастей для предсерийной партии истребителя F-16. Первый F-117 – Blue01 – предназначался исключительно для лётных испытаний, и потому имел увеличенный носовой обтекатель и тормозной парашют, смонтированный в коробке над фюзеляжем. Второй F-117 уже должен был служить для испытаний на незаметность.
В ноябре 1977 года разобранный самолёт Blue 01 погрузили в транспортный С-5 и перевезли из Бёрбанка в легендарную «Зону 51».
Там 1 декабря лётчик-испытатель фирмы «Локхид» Билл Парк впервые поднял F-117 в воздух.
В мае 1978 года произошла авария – Blue 01 разбился. Второй F-117 под управлением майора Кена Дайсона совершил первый полёт только в июле. Спустя год Blue 02 уже успешно испытали под всеми доступными на тот момент радарами. Однако 11 июля 1979 года, когда F-117 должен был «выступить» против радара истребителя F-15, Дайсон заметил проблемы с гидравликой. Пилот уведомил базу, что возвращается назад, но тут загорелся один из двигателей F-117.
Дайсон отключил его, но на пути обратно в «Зону 51» «Найтхок» начал терять давление и в резервной гидросистеме. Самолёт потерял управление, и пилот катапультировался. Причиной аварии Blue 02 назвали разрыв топливопровода, приведший к возгоранию двигателя. Впрочем, на результатах программы потеря обоих самолётов не отразилась. Прошло уже две трети запланированных испытаний, и F-117 до сих пор оправдывал все ожидания.
Lockheed F-117A
К этому времени ВВС уже начало искать способы применения стелс-самолёта. Первоначально техзадание составили на два типа самолётов: одноместный с боевой нагрузкой в 2 тонны и радиусом действия в 400 миль; и двухместный, способный доставить пять тонн бомб на дальность в тысячу миль. Позже от второго варианта отказались. Первый боевой F-117 надо было построить к июлю 1980 года, а боевая готовность «Найтхоков» ожидалась к 1982 году.
В ноябре 1979 года, через несколько месяцев после гибели опытного Blue 02, в Бербанке уже собирали прототип «настоящего» F-117. Постройка затянулась – необходимость установки на «Найтхок» оборудования, которое ещё только разрабатывалось, вынуждало сдвигать сроки. В итоге «самолёт 780» доставили в «Зону 51» только в начале 1981 года. Первые полёты выявили, что кили стабилизатора «Найтхока» не справляются с задачами и их нужно увеличить. «Самолёт 780» встал на доработку после десятого полёта, следующие два F-117 тоже пришлось переделывать прямо на базе.
В ноябре 1981 года «самолёт 780» совершил первую дозаправку в воздухе.
К июню 1982 года ожидалось иметь десять боеспособных самолётов F-117 и подготовленных лётчиков для «Найтхоков», но сроки пришлось перенести на осень 1983 года – «Локхид» боролась с обледенением решёток воздухозаборников «Найтхока» и не могла найти на самолёте невидимое для радаров место для лазера наведения.
Между тем, на «самолёте 781» испытывали радиопоглощающее покрытие, а на третьем F-117 с номером «782» — новую авионику. «самолёт 783» служил для оценки заметности выхлопа «Найтхока». Наконец, в декабре 1982 года с «Найтхока» «782» произвели первое в истории F-117 бомбометание – сброшена была пятифунтовая «практическая» бомба Мк.106.
В октябре с того же самолёта сбросили бомбу Мк.84, а позже – её корректируемый вариант GBU-10. «Найтхоки» 4450-й Тактической Группы официально считались боеготовыми.
История службы
В то время, когда в Бербанке собирали прототип F-117 «Найтхок», для 4450-й Тактической Группы искали секретную базу. Для «Найтхоков» подошёл аэродром полигона в Тонопа, к северу от Лас-Вегаса. К 1982 году аэродром полностью перестроили. Целью его существования объявили испытания новой авионики с использованием старых штурмовиков А-7, которые приписали к авиабазе Неллис.
На самом деле эти самолёты должны были, как поддерживать готовность пилотов «Найтхока», так и работать в обеспечении полётов F-117. В сентябре 1982 года в составе группы появилась первая эскадрилья, состоящая всего из двух «Найтхоков», а к концу года количество самолётов дошло до семи.
На аэродроме соблюдались высочайшие меры по соблюдению секретности.
«Найтхоки» летали только по ночам, а двери ангаров разрешалось открывать только через час после заката. Летать разрешалось только в пределах полигона авиабазы Неллис. Когда 4450-я группа была объявлена боеготовой, заказ на самолёты увеличили, и в состав группы ввели ещё две эскадрильи «Найтхоков».
Однако на физическом состоянии пилотов сказывался «ночной образ жизни». В 1986 и 1987 годах два «Найтхока» были потеряны вместе с лётчиками, причинами называли потерю ориентации из-за усталости.
В 1988 году администрация Рейгана потребовала у Пентагона рассекретить F-117 и произвести публичную презентацию «Найтхока». Это решение имело позитивные эффекты – пилоты «Найтхока » могли перейти на нормальный режим работы, отпадала нужда в маскировке деятельности на аэродроме, самолёты А-7 можно было заменить на более подходящие. А в октябре 1989 года авиагруппу «Найтхоков» переименовали в 37-е Тактическое Истребительное Крыло. Боевые эскадрильи F-117 получили номера 415 и 416, а учебная стала 417-й. Через два месяца состоялось первое боевое применение F-117.
Случай проверить новые «Найтхоки» в деле представился, когда обострившиеся отношения США с Панамой привели к началу операции по свержению диктатора Мануэля Норьеги. В планах нашлось место и для шести F-117. Выбраны самолёты были не из-за малозаметности – в Панаме разветвлённой сети радаров ПВО вообще не было. F-117, пользуясь своей способностью проводить точечное бомбометание, должны были атаковать военную базу и две резиденции Норьеги.
Атаки на виллы диктатора отменили, а на базу «Найтхоки» сбросили две бомбы GBU-27. Бомбы «уложили» рядом с казармами в надежде дезориентировать спящих солдат и подготовить неожиданный захват базы парашютистами. Однако панамцы уже готовились к вторжению, и неожиданности не получилось. Так в первой операции со своим участием F-117 себя никак не проявили.
Шанс произвести выгодное впечатление выпал «Найтхокам» в 1990 году, когда Ирак вторгся в Кувейт, а ООН приняло решении выдворить оттуда войска Хуссейна любой ценой.
20 августа 18 штук F-117 перелетели в Саудовскую Аравию. Ирак, в отличие от Панамы, располагал мощной системой ПВО. На F-117 была возложена задача эту систему уничтожить.
«Найтхоки» должны были поразить центры управления и обработки информации, после чего батареи ракет будут вынуждены полагаться только на свои собственные радары (а их длительная работа сделает их уязвимой для противорадиолокационных ракет). Для демонстрации способностей самолёта F-117 «выпускали» летать вдоль иракской границы, а самолёт радиоразведки отслеживал реакции Ирака. Её не было. Зато, когда вдоль границы начинали летать танкеры-заправщики, ПВО немедленно приходила в боевую готовность.
Боевые вылеты «Найтхоков» начались в январе 1991 года. За 43 дня, точнее, ночи, F-117 совершили 127 вылета, уничтожая укреплённые цели в Ираке – при этом ни один самолёт не был даже повреждён. Это был триумф «Найтхока».
После успеха в Ираке «Найтхоки» решили перевести с удалённого аэродрома в Тонопа на базу ВВС Холломан. В 1992 году аэродром в пустыне законсервировали, а F-117 перевели в 49-е Истребительное Крыло. Это также означало, что возможности F-177 «Найтхок» будут учтены при планировании дальнейших операций. Тем временем во время рутинных полётов потеряли ещё два самолёта – причиной назвали дезориентацию лётчиков «Найтхока».
В 1997 году «Найтхоки» на короткое время вернулись в Ирак. Шесть F-117 из 8-й эскадрильи базировались в Кувейте до марта 1998 года, а шесть самолётов из 9-й эскадрильи – с февраля по июнь 1998 года. Причём «Найтхоки» из 9-й эскадрильи поставили рекорд дальности для машин своего класса, перелетев в Кувейт с базы Холломан за 16.5 часов.
Следующей операцией, в которой довелось поучаствовать F-177 (и которая вновь изменит отношение к самолёту) стали бомбардировки Сербии.
В январе 1999 года 12 самолётов прибыли с базы Холломан в Италию. В конце марта того же года начались боевые вылеты «Найтхоков». И уже 27 марта F-117 под управлением подполковника Дейла Зелко вошёл в историю, как первый стелс-самолёт, не только обнаруженный, но и сбитый батареей ракет ПВО. Итак, F-117 (сер. номер 82-0806) с позывным кодом «Вега 31» взлетел из Италии, имея задание разбомбить объект в южных пригородах Белграда. При этом погодные условия были таковы, что вылет самолётов прикрытия – F-16 и «Торнадо», вооружённых противорадиолокационными ракетами – пришлось отменить. Помехопостановщики EF-111 “Рэйвен”, которые в 1991 году подавляли иракские радары, к 1999 году успели снять с вооружения, несмотря на протесты. Использующиеся самолёты ЕА-6 уступали им по возможностям, и тоже не были задействованы в прикрытии «Найтхоков».
Противостоял «Найтхоку» подполковник Золтан Дани, командир третьего батальона 250-й бригады ПВО. Он имел в своём распоряжении батарею ракет С-125, радар общего обнаружения П-18, работающий в метровом диапазоне, и станцию наведения ракет СНР-125 с радаром сантиметрового диапазона.
Подполковник Дейл Зелко и подполковник Золтан Дани.
Когда подполковник Дани получил из командного центра сообщение о самолётах в воздухе, он приказал задействовать радар П-18, используя самую низкую частоту работы. Радар сразу же засёк четыре цели, и Дани понял, что зенитчики «ведут» «невидимку».
После того, как цель несколько раз терялась, Дани решил нарушить собственный приказ и не выключать радар после 20 секунд работы. Поскольку других целей засечено не было, стало ясно, что атака противорадиолокационными ракетами не грозит. В 20 часов 40 минут по местному времени подполковник Зелко начал заходить на цель, открыв бомболюк.
Открытые створки бомболюка «Найтхока» представляли собой дополнительную отражающую поверхность, облегчающую обнаружение.
С самолёта АВАКС передали предупреждение об облучении радаром – сам F-117 не имел соответствующих систем оповещения. Зелко в этот момент производил сброс бомбы.
После поражения цели он начал отворачивать влево. Понимая, что время уходит, Дани произвёл залп двумя ракетами. В 20 часов 42 минуты по местному времени охота за «Стелсом» завершилась успешным запуском ракет. Первая из них прошла мимо «Найтхока», попадание второй оторвало F-117 левое крыло. Подполковник Зелко катапультировался, и был подобран через четыре часа спасательным отрядом.
27 марта 1999 года впоследствии стал знаковым и для российских вооруженных сил – подробно выяснив расчеты югославских коллег, российские специалисты вернули модернизированную «Неву» в систему вооружения.
Это был удар по репутации «Найтхока». Конечно, американцы акцентировали внимание на том, что потеря была единственной, что сербам на руку было отсутствие самолётов прикрытия – но факт оставался фактом. Малозаметный F-117 заметили и сбили. Причём используя не самое современное вооружение, а комплекс ЗРК С-125, вставший в строй ещё в 1961 году. Репутация самолёта пошатнулась. Кроме того, оказалось, что инцидент был не единственным – также с помощью ракетного комплекса «Нева» был атакован ещё один «Найтхок» из 9-й эскадрильи, базировавшейся в Германии. Но как позже выяснилось, хоть и в повреждённом состоянии, он сумел дотянуть до авиабазы в Германии.